, а в способе достижения. Цель в данном случае одна – не дать России усилить свое влияние на постсоветском пространстве, а один из путей к этому – поддержка на Украине перманентного очага напряженности. Только одни считают, что нужна война уже сегодня, а другие уверены, что это – опасная авантюра, памятуя о 2008 г. в Грузии, и есть гораздо более действенные и безопасные для самих Штатов и их вассалов методы.
Собственно, для зондирования почвы на предмет того, насколько Россия готова защищать республики Донбасса, и нужен был этот разговор Вашингтону. Разумеется, выводы делаются не только на основе этого. Проводится также и разведка боем: недавно ВСУ применили в Донбассе «Джавелины», чего никак не могло произойти без ведома американцев: условием их поставок было то, что они ни под каким видом не попадут на линию разграничения. Недавнее занятие села в «серой зоне» с непонятными пока последствиями для его жителей – граждан России – это тоже разведка боем. Ответом стали маневры российских войск, которые, с одной стороны, дали Киеву и его покровителям почву для обвинений против нас. Но с другой – породили сомнения в том, что Москва будет молча смотреть, как в свое время Белград, на глазах которого утюжили Сербскую Краину.
Дипломатическое зондирование почвы – не менее важный штрих.
В принципе России эта встреча лидеров двух сверхдержав была нужна ровно для того же. Стороны фактически обменялись ультиматумами (изначально невыполнимыми) и проверили (еще раз) реакцию друг друга.
Но тут важен еще вот какой момент. С российской стороны был не ультиматум, а обозначение т. н. «красных линий». В отличии от ультиматума, который является выражением сиюминутных конкретных требований с указанием сроков выполнения и последствий за невыполнение, «красные линии» – это некая политическая константа, позиция, которая будет оставаться неизменной надолго, требование не сделать что-либо, а как раз наоборот – не делать. Причем не здесь и сейчас, а вообще.
Стоит отметить, что в новейшей истории это происходит впервые.
Нет, Россия не первый раз делает предупреждение США, пытается отговорить их от плохо обдуманных поступков. Началось все это еще в Мюнхене в далеком 2007-м. После полутора десятилетий однополярного мира, породивших за океаном иллюзию, будто у России нет собственных интересов, Москва впервые в новейшей истории сказала: ребята, стоп! К тому времени США нарушили свое обещание не расширять НАТО на восток, приняв в альянс не только все бывшие страны ОВД, но и три бывшие советские республики, что стало уже явным перебором. Было совершенно понятно, что ни к какой североатлантической безопасности это отношения не имеет, что цель США – навсегда лишить Россию амбиций даже региональной державы, окружить ее «санитарным кордоном».
Дальше был выход из договора по ПРО (на что как раз и обратил внимание В. Путин в Мюнхене), что также вопреки всем их уверениям было направлено против нас. Ну, и, конечно, череда «майданов» и военных провокаций в бывших республиках, апофеозом которых стали события в Южной Осетии в 2008-м и на Украине. В обоих случаях России пришлось отвечать. Многие считают, что слишком слабо и непропорционально, но уже и это вызвало у Запада шок и заставило фактически открыто объявить нам новую холодную войну.
Надо отметить, что все это время никакого разговора о «красных линиях» не шло. Они наступали, мы защищались, но тех пределов, за которыми защита может перейти в контрнаступление, не обозначалось. И вот они обозначены – гарантии не расширения НАТО.
Тут, впрочем, нужно понимать, что таких гарантий никто не может дать. Во-первых, как я уже говорил, американские элиты – это не единое целое, и Байдену подписывать что-то в этом духе просто запретят его же сенаторы. Во-вторых, эти гарантии не будут стоит и той бумаги, на которой они написаны. Американцы всегда найдут способ нарушить их, как Д. Трамп в свое время просто вышел из ДРСМД, заявив, что это Россия первой его нарушила. Спасибо хоть, что заранее предупредил.
И в-третьих, Украину в НАТО никто и не приглашает. Полагаю, европейцы будут категорически против того, чтобы пускать в свои ряды шахида с поясом смертника. Да и не нужна Украина Вашингтону в НАТО. Ее можно бесконтрольно накачивать оружием, размещать на ней любое количество баз. И при этом – никаких обязательств. О чем и сказал Байден. То есть Украину можно использовать против России как летчика-камикадзе.
Но вернемся к «красным линиям». На днях увидела свет статья экс-заместителя по экономической политике министра финансов США в администрации Р. Рейгана Пола Роббертса под названием «Стратегические ошибки Кремля ведут к войне». В ней американский эксперт отмечает, что единственным решительным действием Москвы в ответ на интенсивные провокации со стороны Вашингтона было решение согласиться с подавляющим большинством жителей Крыма, реинкорпорировав полуостров в Россию. Однако после этого Москва отклонила просьбу русского населения Донбасса, который, как и Крым, был территорией России на протяжении веков. Если бы Кремль принял решение русских Донбасса о возвращении в Россию, то конфликт закончился бы, поскольку Украина не стала бы уничтожать себя, напав на российскую территорию.
По мнению Робертса, пассивность Кремля и попытка полагаться на соглашения с США и НАТО для урегулирования украинской ситуации, которую Вашингтон, безусловно, не хочет разрешать, убедили Вашингтон в том, что Россия не готова бороться, и он пришел к выводу, что «красные линии» России – это просто риторика. Вашингтон просто не воспримет всерьез правительство, неспособное обратить внимание на то, что происходит с его интересами на его собственном «заднем дворе».
Очевидно, к суждениям Робертса следует прислушаться, уж он-то знает особенности формирования решений в американском политикуме. Игра на своей стороне поля всегда несет опасность гола, в том числе автогола. Игру всегда надо переносить на сторону оппонента. Наступающий всегда имеет преимущество перед обороняющимся – это военная истина верна и в дипломатии, да и вообще во всем.
Впрочем, очевидно, Москва к этому пока не очень готова. Но «красные линии» зафиксировать все равно надо, что и сделал В. Путин в ходе онлайн-общения с Дж. Байденом. Публично в Вашингтоне их не признают, никаких гарантий соблюдения не дадут, но во внимание наверняка примут. Оперативное продление СНВ-3 показывает, что нынешняя администрация США все же не целиком состоит из самоубийц.
Оригинал статьи размещен здесь