Найти тему
Взгляд милитариста

Как убить огненного дракона: аниме «Врата: там бьются наши воины»

Оглавление

Доброго времени суток. Полагаю, даже без двух статей, в которых я собрал женскую и мужскую команду для действий на территории Средиземья, для моих постоянных читателей не станет откровением, что для путешествия по миру Толкиена или любому другому фэнтезийному я предпочту не повозку с лошадью и меч со щитом, а «буханку» и автомат Калашникова. Конечно, при наличии бюджета можно и «шишигу» с «бардаком» взять. Правда ест он раза в два больше, да и где к нему брать 14,5х114 мм? Впрочем, думаю, основную мысль вы поняли. Соответственно, если придется наведаться в мир магии, эльфов и гномов большой компанией, я бы выбрал батальонную тактическую группу ВС РФ или СССР. С вертолетным прикрытием и налаженным снабжением, разумеется. Немецкая или АОИ тоже бы подошла. Правда, вытаскивать шестидесятитонный Leopard-2 или еще более тяжелую Меркаву из грязи будет то еще удовольствие. Так или иначе, если Хаджиме Нагумо частично реализовал мои размышления о малой моторизованной группе для изучения нового мира, то аниме «Врата: там бьются наши воины» является неплохим примеров второго варианта – полномасштабного вторжения в параллельный мир силами современной армии.

И прежде чем продолжить, напомню, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то начинаем.

Сборник 2. Попаданцы - прогрессоры и магия против технологии в аниме. № 6 «Врата: там бьются наши воины»

Аниме «Врата: там бьются наши воины» или «Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri» является адаптацией одноименного ранобэ, выходившего в 2010 – 2011 годах и имеющего десять томов. Годом позже вышло продолжение такого же объема, закончившееся в 2015 году. Существует и манга-адаптация, выходящая с 2011 года по настоящее время. Если, конечно, данные, взятые с Shikimori.one, верны. Поскольку в Википедии, например, и ранобэ еще висит как «издаваемое». Впрочем. что касается сериала, никаких расхождений нет. Выходил с 2015 по 2016 год и имеет два сезона по 12 серий. Хотя, с учетом сквозной нумерации и практически незаметного перехода между сезонами вполне можно считать все 24 серии единым произведением.

И если честно, включив первую серию, я поначалу прифигел и впал в уныние от творящегося на экране. Нет, мирные виды Японии, возникшие посреди улицы врата в иной мир, из которых появилась армия вторжения с кавалерией, зверолюдьми и драконами – все выглядело предельно интересно. Оперативные действия полиции и Сил Самообороны, покрошившие незваных гостей в капусту, при первом просмотре так же вызвали неподдельный восторг. Но явный отаку Итами Йоджи, оказавшийся посреди этого бардака, в картину происходящего явно не вписывался. Побежал против толпы, в самую гущу битвы, смог нейтрализовать опытного легионера и без всяких сомнений и угрызений совести зарезать его… И если поначалу я пытался как-то оправдывать его действия тем, что он с самого детства готовился к противостоянию армии Мордора, которая обязательно должна была заполонить миролюбивую Японию, то к финалу, когда Итами на равных общался с полицейскими чинами и советы с приказами им отдавал, начал сильно сомневаться в адекватности происходящего. Но, к счастью, все оказалось не так плохо, и наш отаку на самом деле оказывается военнослужащим японских сил самообороны. И, как мы узнаем в дальнейшем, не самым простым и с интересными связями. А за проявленную в Гинзе смелость и находчивость его еще и награждают. Ну а Япония решает нанести ответный визит вежливости на другую сторону врат. Танками… Видимо, не одни мы в гости так катаемся. Или же на японцах так разгром Квантунской армии сказался? В общем, «соляра наша – впечатления ваши. Отправка по мере формирования батальонов». Ну и далее по тексту. В передовую группу включают и Итами. Причем, особенно на фоне его в дальнейшем не самых плохих аналитических способностей, почему-то догадаться о предстоящей операции, не смотря на имеющиеся намеки, он не смог. В итоге, чуть проехав по пустоте, моторизованный отряд сил самообороны выезжает в другой мир, на холм Арнус. И практически сразу подвергается нападению стерегущих его войск. С предсказуемым результатом. После чего японцы начинают постепенно закрепляться на захваченном плацдарме.

Чуть позже, отбив еще одну атаку и разбив полноценный лагерь, с целью сбора сведений и налаживания контакта с местным населением японцы выдвигают вперед несколько разведывательных отрядов. Одним из которых и назначают командовать Итами. В разведку выдвигаются колонной из трех машин – легкого грузовика Mitsubishi Type 73 Shin, бронеавтомобиля Komatsu LAV и тентованного Toyota Mega Cruiser, сильно смахивающего на американский Humvee. И вскоре натыкаются на деревню Гота, где с помощью уже имеющегося, что в целом логично, разговорника, постепенно налаживают с местными контакт. После чего решают двигаться к еще одному поселению, на этот раз эльфийскому, но в итоге добираются только до пепелища, оставленного на его месте драконом. И, забегая вперед, ящер нашел неудачное время для пробуждения. Очень неудачное. Ну а пока отряд сил самообороны находит выжившую эльфийку Туку и на обратном пути сообщает о напасти жителям Готы. Которые решают срочно эвакуироваться с насиженных мест. А поскольку им оказывается по пути, Итами решает сопроводить бегущих от новой напасти жителей деревни. Знакомство с живущей в деревне ученицей волшебника Лелей и ее наставником, а так же встретившейся по пути апостолом бога войны Рори проходит весьма мирно. И даже прилетевшего за добавкой дракона, не без помощи Туки и Рори удается отогнать. Увы, не избежав жертв среди гражданских. В итоге конвой разделяется. Большинство жителей Готы идет своей дорогой. А Итами, прихватив потерявших в огне родственников и пожитки беженцев, возвращается на базу. Командование, поскрипев зубами, берет их под свою защиту, и вскоре, уже с новыми союзниками, Итами отправляется в новый рейд, в город Италика. Параллельно с этим местный император пытается выяснить, что за напасть свалилась ему на голову (а вот не надо экспедиционные силы куда не просят отправлять), и посылает на разведку свою дочь вместе с ее рыцарским орденом. И юная, но отважная и деятельная Пина Ко Лада так же выбирает Италику в качестве промежуточной точки своего маршрута. Впрочем, торговый город привлекает еще и крупную банду, в которую сбились остатки разбитых японцами у холма Арнус армий. В общем, все дороги ведут в Италику. И к чему в итоге приведет судьбоносная встреча японского разведотряда и одной из наследниц престола империи в пятой серии, вы сможете узнать, досмотрев оставшиеся девятнадцать самостоятельно. Я лишь отмечу, что сериал получился довольно бодрый, всегда держит хороший темп повествования, а так же порадует большим количеством локаций, действующих лиц и как минимум двумя основными сюжетными линиями – приключениями Итами и предпринимаемыми принцессой шагах к заключению мира, идущими параллельно и постоянно перетягивающими друг у друга одеяло. А во втором сезоне появится и третья сила. На различные ситуации авторы тоже не поскупились: и подковерные интриги знати, и дипломатические игры, и охота на того самого дракона, эпичнейшая операция по освобождению заложников, и еще много чего еще. И, что мне понравилось, отсутствие четкого деления на арки. Или, по крайней мере, оно достаточно условное, что бы не замечать во время просмотра. Как и деление по сезонам. Что придает картине дополнительной плавности.

Главный герой, Итами Йоджи, поначалу младший лейтенант сил самообороны Японии, который по ходу повествования растет по карьерной лестнице. Строит из себя этакого простачка и раздолбая, постоянно заявляя, что хобби, выражающееся в увлечении додзинси и он-лайн новеллами, «для него превыше работы». Впрочем, в нужные моменты становится сосредоточенным и решительным. Особенно когда дело доходит до защиты подчиненных, друзей и просто гражданских лиц. Ради этого сделает все от него зависящее, даже вопреки приказам и не сильно задумываясь о последствиях. Со своей бывшей женой - такой же странной девушкой, как и он сам – поддерживает хорошие дружеские отношения. Как и с действующим министром обороны, с которым познакомился еще будучи школьником.

Впрочем, своими связями не злоупотребляет, и из-за характера никак по карьерной лестнице не растет и звезд с неба не хватает. При этом прошел курс подготовки рейнджеров (судя по реакции коллеги, такого от командира они не ожидали) и служит в спецподразделении. Куда попал, по признанию куратора, как мастер по «мягкой силе». Впрочем, каким бы талантами не обладал Итами, не могу не отметить того факта, что любое своеволие Итами руками сценаристов сходит ему с рук. Поскольку приводит или к чему-то нейтральному, или положительному, так что и наказывать его уже становится как-то не с руки. А сослуживцы всегда прикроют со стороны бюрократии. Привез с собой беженцев, хотя такого приказа не было? У нас как раз запросили несколько гражданских для слушания в сенате. Молодец. Спасая пленную японку, устроил перестрелку в императорском дворце, чем едва не сорвал мирные переговоры? Наказать бы тебя, но наши политики как раз ищут повод поднять себе рейтинг, и спасенная для этого подходит на все сто. Забил на обязанности переводчика и командира, оставив свой отряд? Да еще и вертолетчиков заставил поседеть, спрыгнув с высоты нескольких метров на бетон из вертолета, и отправился убивать дракона? Потерпеть, конечно, было нельзя… Ничего, знакомый в штабе все устроит, а генерал будет только рад тому, что наконец-то появился повод отправить вслед за одним особо активным идиотом танковую колонну и пару Фантомов. Благо договориться с правителем той земли легче легкого – он как раз в нашем госпитале лежит. Единственным, кто повел себя по-военному в такой ситуации, был непосредственный командир Итами – устроил нерадивому подчиненному выволочку по возвращению. Но прибывший минутой позже генерал вылил на него ведро наград и титулов. Впрочем, для такой сценарной брони есть вполне понятная причина, но о ней чуть позже.

Всего-то нарушил приказ...
Всего-то нарушил приказ...

Компанию Итами в путешествии по миру составят еще одиннадцать человек третьего разведывательного отряда. Такой же отаку Такео Курата, мечтающий о кошкодевочках и прочей милоте. Соичиро Кувахара - военнослужащий уже в возрасте, заместитель Итами. Военный медик, Мари Курокава, всегда готовая придти на помощь и иногда первая, видимо, в силу пола и располагающей внешности, идущая на контакт с местным населением. В противовес ей, Сино Курибаяши настоящая бой-баба, готовая при каждом удобном случае вступить в бой. Желательно – ближний. Еще лучше – почесать кулаки в рукопашной. Зря я ей все же пулемет доверил. Она его скорее как дубинку использовать будет. И, кажется, я знаю, кого местный бог войны Эмрой выберет своим следующим апостолом. Осталось всего-то лет сорок подождать. Хотя, может и раньше вакантное место освободится – апостолов-то двенадцать. Про остальных семерых по ходу повествования мы узнаем по паре интересных фактов, но мелькали на экране они не так часто, чтобы я их как-то запомнил или выделил среди остальных бойцов сил самообороны.

Первой же, с кем знакомится Итами и его разведывательный отряд, становится эльфийка Тука Люна Марсо. Единственная выжившая в выжженной драконом эльфийской деревне. Во время нападения потеряла отца, что привело к нарушению ее психического здоровья, и с течением времени болезнь прогрессирует, дабавляя проблем Итами, и вылившись, в итоге, в необходимость завершить начатое. Принимает активное участие как в жизни возникшего рядом с японской военной базой поселения, так и операциях, проводимых Итами, обеспечивая магическую поддержку. А вот увидеть ее стрельбу из лука, увы, в боевой обстановке, не получится. Больше про Туку сказать, увы, нечего. Просто милое позитивное создание.

Еще одним магом стала Лелей ла Лалена - ученица волшебника, проживающая в деревне Гота и снявшаяся с места вместе с наставником во время эвакуации. В итоге оба оказались в группе беженцев, отправившихся вместе с Итами к холму Арнус. Спокойная, уравновешенная и очень способная. Быстро обучилась японскому языку, что позволило ей неплохо устроиться на новом месте в качестве переводчика, и обращению с современной техникой, в частности работе с ноутбуком и вождению автомобиля. А ее страсть к книгам и знаниям вообще позволяет ей вскоре усилить свои заклинания, эффективно комбинирует местную магию и земную науку. Что еще принесет плоды как ей самой – это «know how» принесет ей звание магистра, так и группе Итами вообще. А вообще, в тихом омуте, как говорится. Ибо пока Рори активно пытается затащить Итами в постель, Лелей незаметно для остальных и Итами в частности уже исполнила местный свадебный ритуал.

Рори Меркьюри – апостол бога войны Эмроя, путешествующая в образе готической лоли с массивной алебардой на перевес. Бессмертна, точнее, по ее словам «не может умереть», регенерацией напоминая жидкого Т-1000. Из отведенной ей тысячи лет, после чего сможет переродиться богиней, ей осталось меньше сорока. И приятно видеть, что за девятьсот с лишним лет она не утратила любви к жизни, подружилась с Итами и остальной компанией и может получать удовольствие от маленьких радостей вроде милого наряда в витрине японского магазина. Впрочем, одновременно с этим, за милой внешностью и лукавой улыбкой скрывается зрелая, расчетливая, циничная и жесткая особа, готовая порубить на фарш любое неугодное существо и не упускающая возможности соблазнить главного героя. Впрочем, стоит отдать должное, невиновных апостол не трогает, выступая, в какой-то степени, народным мстителем. Видимо, за это и любима и почитаема местным население. Кстати, стоит отметить, что и силы Рори, и магия Лелей не исчезает и не ослабевает в нашем мире.

Пина Ко Лада – третья дочь императора Империи, которой, в отличие от шаблонов аниме, на момент основных событий уже исполнилось девятнадцать лет. Смелая, решительная, целеустремленная, хорошо ориентируется в высшем обществе и не питает иллюзий о порядках окружающего ее мира. Правда, практика зачастую расходится с теорией, и, например, впечатления от первого боя отличались от тех, которые она ожидала. Да и психическая стойкость Пины оказалась на поверку не такой сильной, как ей бы хотелось. Верит в Империю и всю себя отдает служению стране и отцу. Поэтому, лицом к лицу столкнувшись с силами самообороны и их огневой мощью, а потом побывав в Японии, приняла вполне здравое решение добиваться мира, а не продолжать бессмысленную войну.

И это лишь верхушка айсберга. Император Молто Сол Август, довольно умный и хитрый монарх, собственно, и начавший войну с Японией. Сперва был категорически против прекращения войны. Впрочем, к концу сериала понял, что надо отойти в сторону и дать более деятельной и гибкой дочери возможность самой управлять начавшей трещать по швам Империей. Его не сильно сообразительный первый сын, который этому способствовал. Не по годам развитая Шери Тюэри, которая и выгодную партию себе в виде японского дипломата нашла, и своей невинной внешностью в политических играх отлично пользуется, и результат своих действий наперед просчитает, и ответственность за них на свои хрупкие плечи возьмет. А уж о ее побеге от местной опричнины вместе с маркизом Казелем можно долго и со вкусом рассказывать в превосходных тонах. В итоге, ее действия, замешанные и на личных чувствах, и на жестком расчете, подарили зрителям, наверное, самый напряженный и эмоциональный момент сериала, а японцам – огромную головную боль в виде осады посольства силами Империи. Можно было бы рассказать и о представительницах кроличьего царства и других зверолюдях, и японских дипломатах и так далее. Да, ждать какого-то особо глубокого и драматичного раскрытия каждого не стоит, в конце концов, это все же боевик, но и банальный картон в аниме отсутствует. Разве что с любовными линиями поступили как-то странно. Нормально показали только влюбленность Шери, а в финале сериала вывалили еще три парочки. Может хоть немного показали бы химию между персонажами по ходу повествования? На темпе это бы нисколько не сказалось, а красок бы немного добавило. За исключением такого неожиданного поворота в финале, герои по ходу повествования выглядят вполне живыми.

Собственно, поскольку врата, через которые перемещаются герои, исправно работают (забегая вперед по первоисточнику – это не навсегда, и об этом даже намекают в самом сериале), то «Врата» демонстрируют нам два мира сразу. Современный и мир Империи. И начнем с привычного нам. В целом показали его вполне правдоподобно. Все та же грызня, как между государствами, так и внутри страны между разными группировками. Репортеры и правозащитники как всегда из кожи вон лезут, что бы вылить ушат помоев на армию. Особенно порадовал эпизод в сенате (видимо, правозащитники от страны к стране не меняются и это общемировая эпидемия) и реакция Рори на него. Зря Итами ее остановил. Глядишь, и прибавилось бы ума. Хотя верится слабо. В аниме присутствуют и русские, но, как ни странно, никакой клюквы. Их высокие чины ничем не отличаются от тех же американцев и китайцев, желающих утянуть у Японии свой кусок пирога. Да и спецотряд ведет себя вполне профессионально, при этом не распивая водку, не неся свет коммунизма в мир, и даже бронированного косолапого с собой не притащили… Скорее больше досталось звезднополосатым, видимо, авторы очень любят своих заклятых союзников. Они наиболее активно что-то тайно замышляют и ставят японцам палки в колеса. И не менее часто проваливаются благодаря действиям патриотов Японии. И вот тут на ум приходит мысль, что и Империи, и миру в целом очень повезло, что врата открылись в современной Японии, а не, скажем, в период с 38 по 45 года. Иначе такими добренькими сыны богини Аматерасу уж точно бы не были, а американцам пришлось бы еще года два-три с ними возиться. С другой стороны, натерпевшись от самураев, по ту сторону врат потом смогли бы оценить как прелести демократии, так и достоинства передового советского строя. И тут я не шучу и практически не иронизирую. Было бы интересно посмотреть, как строили бы свои отношения с местными представители разных стран. И разных учений. Ну а посмотреть на какую-нибудь «Шилку» или пылящую по дороге «Шишигу» я бы тоже не отказался. Но, увы, визит иностранцев в Особый регион ограничивается лишь небольшой военной делегацией. И на фоне всего этого белыми и пушистыми выглядят солдаты и офицеры Сил Самообороны Японии, от простого солдата до министра обороны, которым только нерешительные политики и их приказы, а так же международные договора мешают исполнять долг на благо родной страны. Что подводит к мысли, что все аниме, по сути, красивый рекламный ролик этих самых сил самообороны. Мол, всегда придем на помощь, всегда защитим. Даже в другом мире. Вступайте в наши ряды. Всем место найдется, даже бывшему шеф-повару хорошего ресторана. Дружный коллектив, хорошая атмосфера. Покатушки с кошкодевочками и сафари на виверн. А если накосячишь – не беда. Товарищи прикроют. Это же ты от всего сердца и на благо страны. Собственно, чем я и могу объяснить то постоянство, с которым начальство спускает все залеты Итами на тормозах. Как и ряд других, более мелких нестыковок, вроде выданного гражданскому лицу, беженцу, блин, комплекта ОЗК, и отсутствие каких-либо репрессивных мер за недонесение о шпионаже.

Мир же за пределами врат больше всего напоминает позднюю Римскую империю. По крайней мере, на это весьма откровенно намекают и архитектура столицы, и знать с сенатом, и рабство, и армия. С другой стороны, в наличии и элементы более поздней эпохи, такие как рыцари и их объединение в ордена. И, должен признать, что под уже привычной яркой и красочной оберткой демонстрируют вполне реалистичный мир, в котором политики грызутся друг с другом за власть, не стесняясь запачкать руки применением ассасинов и подставить своих оппонентов. В бою частенько убивают, к пленным не испытывают никакой жалости, а женщины вынуждены идти на вполне конкретные шаги ради выживания или политических целей. Хотя поведение Бозес меня несколько удивило. После ее речи, что она в курсе, ее готовили и ради принцессы и страны она пойдет на что угодно, все же ожидаешь увидеть пусть и не идеальную, но хорошо сыгранную попытку соблазнения, а не ужимки неопытной девицы. Чему тебя тогда учили? Или вся наука парой фраз ограничилась? А уж последующая пощечина… Темная эльфийка на ее фоне смотрелась более уверенной в себе, хотя и ей от подобных перспектив не по себе было. Не говоря уже о Туле, бывшей королеве кролелюдов, блестяще вертящей Зорзалом. И вот с ее предысторией я бы с удовольствием ознакомился подробнее. Еще нам напомнят, что помимо пышного двора, в любой стране есть социальное дно, показав столичный квартал красных фонарей, в котором развернула свою тайную базу ССЯ. И опять же вопрос – в квартале ночью случилась нехилая такая перестрелка, приборами для бесшумной и беспламенной стрельбы японцы не озаботились, да и проблематично его на гранату нацепить, и всем по барабану? Уже случилась осада Италики. Что это за звуки всем известно. Да и ни один из бедняков на местную тайную канцелярию не работает? Впрочем, сперва бездействие столичного гарнизона можно объяснить тем, что они держат это в уме и до поры предпочитают просто наблюдать и не ворошить осиное гнездо. Но этот опорный пункт продолжит функционировать и после смены власти, когда мирные переговоры будут свернуты.

Интересно было наблюдать и за столкновением разных миров. Аборигены сперва просто знакомятся с чуждой обстановкой, удивляются неуместной, по их представлению, мягкотелости захватчиков. Как в отношении к пленникам и собственным гражданам, так и в политических и экономических вопросах. Потом постепенно привыкают к новым для себя нравам и вещам, распробовав появившиеся из-за врат дары. Причем как знать, так и простые обыватели. А Пина и ее подруги оказываются не прочь почитать мангу - другую. Вот только выбрали они для ознакомления с культурой союзника, по обреченному виду японского разведчика, далеко не лучший ее образчик. Понравилось, что и среди самих японцев видна разница в восприятии нового мира. Например, когда отряд Итами впервые видит дракона, представители разных поколений воспринимают его по-разному, опираясь на собственные культурные ориентиры. К сожалению, это, наверное, единственный случай такого резонанса.

Японские товары
Японские товары

С техникой в аниме все весьма неплохо. Транспорт третьего разведотряда я уже упоминал. Прорисованы весьма хорошо, с вниманием к деталям, причем без всякого 3D. Или же его весьма умело загримировали, но сомневаюсь. Средние танки Тип 74 так же выглядят неплохо, пусть камера порой и берет весьма странные ракурсы. Во время преодоления врат мелькнет на экране БТР Тип 73. САУ Тип 75 примет в сюжете чуть большее участие, будучи задействована в операции по уничтожению дракона. А виверн Империи с неба уберет ЗСУ Тип 87. А вот грузовики Тип 73 так и останутся стоять на базе в виде декорации. В общем, на количество техники и качество ее визуализацию художники не поскупились, даже заморочившись на проводящие земляные работы экскаваторы. В ранобэ и манге, если судить по Wiki, номенклатура использующегося ССЯ транспорта и бронетехники еще больше. Причем если в самом аниме показали технику в основном времен Холодной войны, и это вполне логично объясняется с точки зрения экономии и возможного отказа более современных и напичканных электроникой образцов, то в дальнейшем ССЯ вводят в Особый регион и ОБТ Тип 90, и другие более современные образцы вооружения. Со стрелковым оружием и специальным оборудование так же все весьма неплохо. Основная масса, разумеется, японского производства или стоящие на вооружении Японии иностранные образцы, например американские крупнокалиберные пулеметы М2НВ и немецкие Панцерфауст-3. Более пестрый набор продемонстрируют спецгруппы Америки, России и Китая, пытавшиеся выкрасть прибывших в Японию представителей Империи. Не забудут и про спецсредства, вроде фугасов, ПНВ и системы лазерного наведения для корректируемой авиабомбы.

Не забыли и про авиацию, представленную весьма крупными вертолетными силами: AH-1 Cobra, UH-1 Iroquois и CH-47 Chinook. А на взлетной полосе через несколько месяцев появится пара F-4 Phantom и несколько военно-транспортных Kawasaki C-1. И к винтокрылым машинам особых вопросов нет. «Cobra» и «Iroquois» спокойно поместятся на полуприцепе, а «Chinook» со сложенными винтами так же целиком пройдет во врата на буксире. Но транспортировка С-1 уже вызывает вопросы. Нет, технически отсоединить крылья и хвост, и по частям протащить эту махину через врата, наверное, можно. Тем более, что через них борт к борту прошли два танка… Но, во-первых, на обратной стороне его надо еще собрать. Во-вторых, для полетов таких махин нужна развитая диспетчерская - неплохие темпы ударной работы показывают японский стройбат. А в-третьих, если вертолеты при желании можно спрятать, то операцию по транспортировке самолета ни за что другое не выдать. И пресса ССЯ за такое нецелевое расходование средств сожрет с потрохами.

Как я уже упоминал в подборке с военными аниме, и боевая техника, и сражения, как отдельные боевые сцены, та и масштабные баталии, здесь показаны весьма неплохо. Военнослужащие показывают хорошее знание техники, тактики и результат многочисленных тренировок и учений. А команда Итами, после присоединения к ним Лелей и Туки, показывают отличные пример комбинации огнестрельного оружия и магии. Сайто, Луиза - это вам пример, на что должны быть похожи ваши действия, начиная со второго сезона. С армией Империи сражения проходят предсказуемо. Из раза в раз местные, имеющие максимум копья, луки, щиты и баллисты (причем на одну такую вертолетчики не пожалели ПТУР или НУРС в упор – расстрелять за нецелевое расходование боеприпасов или пусть сам сеппуку делает) ничего противопоставить пулемету, танку и ЗСУ не могут. Хорошо, согласен. И стоит признать, слаженно действующие японцев вызывают чувство гордости за современные вооруженные силы Земли. Но… местные никак не реагируют на такое превосходство. Да, стоит отдать должное местным солдатам. Они стойко идут вперед, не останавливаясь перед потерями, и честно выполняют свой долг, стараются подбить вертолет из луков и все той же несчастной баллисты. Но, понимая, что при текущем состоянии ничего не могут сделать, их командиры и не думают меняться. И ладно б это было в первые месяц-два вторжения, но нет, в дальнейшем все остается по-прежнему. Видимо, консерватизм местного мира слишком силен. Хотя, например, Тука приобрела себе в Японии блочный лук (увы, им она ни разу не воспользовалась), Лелей уже носит каску и водит автомобиль, местных темных эльфов вполне успешно и быстро обучили стрелять из Панцерфауста, а уничтожение дракона еще раз продемонстрировало мощь сил самообороны. И понятно, что местным показанные винтовки и минометы дадут только тогда, когда они подпишут мирный договор и будет мир, дружба, кошкодевочки, но сами они почему не пытаются что-то изобрести? Опять же, Лелей, например, с головой погружается в земную науку и успешно комбинирует ее с магией. А остальные? Соберите алхимиков, посадите в подвал и пусть хотя бы дымный порох изобретут. Или соберите магов и воздушным потоком приземлите тот же «Ирокез» или С-1. Попытайтесь хотя бы! Да и узкие городские улочки вполне могли бы нивелировать преимущество самураев в огнестрельном оружии, если устроить засаду и накинуться на них со всех сторон и с крыш. Но, единственное ранение, которое получат японские солдаты – стрелу в руку в конце второго сезона. В общем, как бы не было приятно наблюдать за происходящим и мечтать о покорении мира, пыля по его тропинкам на девяностике, игра идет в одни ворота и под конец уже не вызывает тех эмоций, что раньше. Слишком имбово. Впрочем, справедливости ради, проблем ССЯ добавит местная фауна. Так, например, виверны – стандартная единица ВВС Империи, оказываются мало восприимчивы даже к огню крупнокалиберного Браунинга. В отличие от их наездников. А уж сколько проблем добавил японцам огнедышащий дракон первого класса, я промолчу. Да и думать, как бы нам нивелировать тотальное превосходство противника в вооружении, приближенные узурпировавшего власть Зорзола к концу сериала все же начнут. И, опять же следуя Wiki, как минимум один «Ирокез» во время второй битвы при Италике с неба все же спустят.

С психологической составляющей, в первом приближении, тоже все в порядке, и про разницу в восприятии у представителей разных миров авторы не забыли. Если для местных война скорее обыденность, они знают, что это такое и чем она грозит, а солдаты хотят убивать и сами пасть в достойной схватке, то для японцев вся эта мясорубаа (ими же и устроенная) в новинку и скорее вынужденная необходимость. То есть показали свою силу, своих защитили, и сидим тихо, ощетинившись стволами и начав мирные переговоры. Хотя реагируют на происходящее на поле боя солдаты ССЯ несколько странно. Сперва отбили как минимум две атаки на холм, сами ходили по изрытому воронками склону, усеянному телами и фрагментами, но максимум, на что хватило эмоций Итами, это сокрушаться, что местные правители послали свои войска на убой. А после этого - в деревне эльфов, его же явно мутило от вида обугленных останков. Не говоря уже о том, что в дальнейшем Лелей говорит, что сломать у человека барьер перед убийством проблематично. Интересно, как это поголовно у своих солдат сделали японцы, которые с 1945 года официально нигде не воевали?

Ужасы войны
Ужасы войны

Что касается технической составляющей, то помня опыт просмотра «Арифурэты», смотрел в хорошо знакомом переводе AniDUBа. Каких-то замечаний не имею. Картинка, как и говорил, привычная, яркая и приятная, со своей изюминкой и без режущего глаза 3D. Opening и ending такие же бодрые, как и весь сериал. Правда opening второго сезона немного разочаровал частичным заимствованием кадров из первого сезона.

И, прежде чем подводить общий итог, поделюсь небольшими размышлениями. Невеселыми. И начну, наверное, с пятой серии, где вертолетный отряд японцев наголову разбил штурмующую Италику банду. Нет, никакой жалости к дезертирам я не испытываю, но, если отбросить «вау эффект» от скоординированных действий ВВС, присовокупить сюда исполняемый фоном «Полет валькирий» и красноречивый фейспалм командующего на плацу, возникают не очень хорошие параллели. Например, что в следующий раз в прицел может попасть уже мирный вьетнамец… то есть имперец. И даже если солдаты ССЯ не оскотинятся от вседозволенности, Империю и весь континент вообще не ждет ничего хорошего. Нет, безусловно, переход от рабовладения или феодализма к капитализму – это прогресс. Это хорошо. И даже уровень жизни населения, по сравнению с тем, что есть сейчас, возрастет. Что у знати, что у простого обывателя. Но вот какая-нибудь японская корпорация, не договорившись с деревенскими, на территории которых найдутся какие-нибудь ископаемые, может на следующую ночь прислать или свой, или местный Black Water, и по-свойски решить проблему с местным населением. После чего возражать будет уже некому. Не говоря уже о том, что местных просто кинут или шантажом заставят подписать невыгодные для них условия, как это частично произошло с находящимся на излечении на холме Арнус Дюраном. Это еще не беря во внимание то, что реальной ценности всех имеющихся на их землях ресурсов местные просто не представляют. В общем, картина, если немного копнуть, безрадостная. Обмен безделушек на золотой песок и прочие Манхеттены. В этом ключе было бы интересно посмотреть на разбор аниме в исполнении Дмитрия Юрьевича и Клима Александровича.

Если же отбросить невеселые мысли о будущей судьбе Империи, должен признать, что «Врата» получились довольно интересным и сбалансированным произведением, не скатывающимся в приторную милоту и ненапряжные покатушки с раскидыванием противников одной левой, а придерживающимся плюс-минус реального взгляда на моделируемую ситуацию. Правда, если первый просмотр подарил мне кучу эмоций, то второй... Нет, никакого негатива я не испытал. Было приятно вновь увидеть знакомых персонажей и локации, но однозначного восхищения происходящим уже не было. Может, потому что заложенная в основу аниме идея мне уже не так близка, а может я уже пресытился кадрами действий сил ССЯ в разных клипах на YouTube. О которых напоследок и поговорим.

Собственно, как и большую часть своих первых аниме, о «Вратах» я узнал из клипа на песню Sabaton’а. Уже не помню какую. Поэтому, сегодня из дополнительных материалов, помимо англоязычной (откуда я узнал много нового о мире и дальнейших событиях) и русскоязычной (пациент скорее мертв, чем жив) Wiki могу предложить несколько музыкальных клипов. Благо бодрые пострелушки ССЯ отлично смотрятся как с композициями шведского коллектива, например «Light in The Black» версия первая и вторая, «Rorke's Drift», так и с отечественными, например «Эхо войны сквозь поколение» коллектива Fun Mode. С их творчеством могу искренне посоветовать ознакомиться. И даже на что-то попсовое вроде «100 дней до приказа» (да, и такое я иногда слушаю). А еще, при подготовке материала, наткнулся на обзор «Врат» на канале Aron Stoun, вышедший чуть менее месяца назад.

Достойны упоминания

Помимо фанатского творчества в видеоредакторе, существует и вдохновленный «Вратами» отечественный литературный аналог – цикл «Врата» Сергея Кима. Пока только в планах на ознакомление (сорока восьми часовые сутки, вы где?), поэтому никак оценивать, кроме умеренной заинтересованности, не буду. Но не могу не упомянуть уже прочитанные мной произведения, в которых так же присутствует связь между мирами.

Начну, наверное, с цикла «Колония» Константина Калбазова из трех книг. Никакой магии, помимо, собственно, возможности открытия порталов, которую получил обычный российский мент Александр Ладыгин. Впрочем, и до этого обычным его назвать не совсем получается. Зато в наличии девственный мир, практически не знающий, что такое человек. Освоение идет по экспоненте, как и рост проблем, которые предстоит решать Ладыгину и его команде. И если поначалу все удается держать втайне, то потом приходится заявлять об открытии во всеуслышание, и получать в нагрузку пристальное внимание и со стороны родного государства, и заокеанских «друзей».

-17

Уже упоминал дилогию «Торговец» Леонида Кондратьева и Владимира Мясоедова. Звезд с неба не хватает, но стрелковое оружие в фэнтези мире, как и поднятые из мертвых противники в нашем, в наличии.

-18

Еще вспомню трилогию «Плацдарм» Игоря Недозора, где уже Советский Союз начинает экспансию в альтернативный мир, в котором присутствует магия. Правда, поддерживать портал не смог, и спустя какое-то время пришлось его закрыть, оставив (куда же без кровавых ужасов тоталитарного Мордора) часть своих солдат, уже тесно связанных с местными, на той стороне. В книге расскажут и про действия крупных сил советской армии в новом мире, и применение эвакуированных магов на территории СССР, и налаживание быта и прогрессорство оставшихся на той стороне людей. И, в отличие от «Врат», тамошние правители не сидели без дела и со временем, используя информацию от пленного советского офицера, смогли создать свои образцы огнестрельного оружия. Что стало неприятным сюрпризом для советских солдат и их союзников, а в дальнейшем стало причиной потери нескольких сохранившихся БМП. Единственное, о чем жалею – с 2012 года продолжения так и не появилось.

-19

Заключение

На этом на сегодня все. Честно признаюсь, что получившийся обзор мне самому не нравится. Вышел слишком поверхностным, о ряде сюжетных линий и более мелких аспектов я практически не упомянул. И до сих пор считаю, что нужно начать пересматривать все 24 серии заново, для более глубокого погружения в происходящее. Пожалуй, позже я именно так и сделаю, перевыпустив обзор. Сейчас же интересно узнать мнение уважаемых читателей о качестве материала. Надеюсь, вам хоть немного было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу.

В следующий раз мы посмотрим, к чему может привести провал нескольких древних и не очень японских героев в параллельный мир. А пока, если на канале вы впервые, можете ознакомиться с серией обзоров на «военные» аниме, ориентироваться можете по этой статье. А так же с уже рассмотренными аниме про попаданцев-прогрессоров: «Старшеклассники позволили себе жизнь в другом мире!», первым сезоном «О моем перерождении в слизь», двумя «Власть книжного червя», первой и второй частями обзора на «Подручного Луизы-Нулизы» и первым сезоном «Арифурэты». Приятного чтения и до встречи через неделю.