Найти тему
Майоръ Гусаров

Нужно ли России опять ввести войска в Афганистан

Таджикистан активно прощупывает почву, рассчитывая на ввод в Афганистан иностранного военного контингента. На кого надеются таджики? Мое мнение.

10 декабря один из ведущих ученых Таджикистана, главный научный секретарь Национальной академии наук, профессор, доктор исторических наук Косимшо Искандаров дал интервью Саидали Сиддику – директору ГИАТ «Ховар». Это главное информационное агентство Таджикистана. Кстати в свое время оба работали в Афганистане по линии ЦК ВЛКСМ.

Фото публикует ГИАТ "Ховар" https://khovar.tj/rus/ Оно также есть в откр. источниках
Фото публикует ГИАТ "Ховар" https://khovar.tj/rus/ Оно также есть в откр. источниках

Основной темой беседы стал национальный вопрос в Афганистане. Собеседники живо осудили пуштунский шовинизм, еврейские корни пуштунов (их не нашли) и пришли к выводу о скорой гражданской войне на межнациональной почве. В конце разговора господин Искандаров призвал мировые державы ввести в Афганистан миротворческие силы ООН, в случае начала боевых действий.

Кстати, интервью получилось интересным с глубоким экскурсом в историю. Кто интересуется тематикой, советую прочитать. Господина Рахмона собеседники называют Лидер Таджикистана. Именно так, с большой буквы. Но сейчас не об этом. Дело в том, что призыв к Совбезу ООН прозвучал не из какой-то заштатной газетенки, а в самом крупном проправительственном издании Таджикистана. И озвучил его не политик второго эшелона, а ученый, который претендует на звания лидера таджикской научной элиты и интеллигенции. Выглядит внушительно, не правда ли? Несомненно, это политический сигнал властей Таджикистана мировым лидерам. Таджики севера хотят таким образом защитить своих афганских соплеменников от пуштунской экспансии.

Давайте предположим, на кого может быть рассчитан этот призыв. Запад во главе с США настолько наелся Афганистаном, что теперь много лет туда не сунется. Единственный возможный вариант – нанесение ракетных и авиационных ударов по талибам. Но такую миссию трудно назвать миротворческой. Да и побояться англосаксы, понимая, что получат террористическую ответку по своим городам. На миротворцев из какой-нибудь Эфиопии или Новой Зеландии рассчитывать смешно. Что смогут сделать условные негры или маори в Афганистане? Какой мир установить? Максимум, будут прятаться в гарнизонах, дрожа при одном только виде грозных пуштунов. Остаются Китай и Россия.

Китайские миротворцы. Фото из откр. источников
Китайские миротворцы. Фото из откр. источников

Предположим, Китай с огромным удовольствием введет свои войска в Ваханский коридор, чтобы обезопасить свои границы от проникновения уйгурских террористов. Лидеры Поднебесной даже особо не скрывают, что используют свое участие в миротворческой миссии ООН, прежде всего, в национальных интересах, а не для защиты каких-то там гуманитарных и общечеловеческих ценностей. Нет, на бумаге все красиво, но на деле интересы Красного дракона превыше всего. Именно поэтому китайцы, заняв восточные районы Афганистана, вряд ли будут влезать в межэтнический конфликт таджиков и пуштунов на севере страны. Остается Россия…

Полагаю, что месседж профессора Искандарова направлен именно в сторону нашей страны. Таджики понимают, что в нынешней ситуации только Россия может им реально помочь. Не удивительно, что интервью было опубликована на русском языке.

Так стоит ли России опять соваться в Афганистан? Казалось бы, ответ максимально очевиден – нет. Но есть нюансы. Существует два разных мнения об опасности «Талибана»*. Некоторые эксперты, например мой читатель Интернационалист (воевавший в Афгане), полагают, что талибы в перспективе очень опасны и вполне вероятно продолжат экспансию радикальных взглядов на север. Вплоть до России. В этом случае превентивный удар по талибам на их же территории может быть оправдан. Если российский воинский контингент в Афганистане дислоцировать на исконно таджикских землях, то он будет защищен от партизанских нападений, так как таджики будут нашими союзниками. Таким образом, Россия может создать буферную зону на севере страны откуда наносить выверенные удары по террористам. То есть некое подобие турецкого военного присутствия в Сирии.

Миротворец России. Фото из откр. источников
Миротворец России. Фото из откр. источников

Мое мнение – «Талибан»* уже не тот. Не тот, что был в 1996-2001 годах. Трудно верить террористам, но я полагаю, что переходить в наступление на соседние страны они не планируют. В условиях экономического бедствия, им бы у себя в стране у власти удержаться. Полагаю, что если удержатся, то Афганистан постепенно деформируется в жесткое исламское государство по модели того же Пакистана. Да, вероятнее всего, главенствующей политической нацией там будут пуштуны. Возможна дискриминация таджиков и других нацменшинств по национальному признаку. Но стоит ли нам опять вмешиваться в этот змеиный клубок? Нет, не думаю. Не вижу выгоды для России в военном присутствии в Афганистане. Как бы ни хотелось этого таджикам. Хотя… В Сирию же мы вошли, чтобы защитить мир от террористов. Так, по крайней мере, это так преподносится общественности…

Подписываемся на канал. Спорим. Не соглашаемся с автором.

*«Талибан» - террористическая организация, запрещенная на территории России

Илья Гусаров