Морейская война, в ходе которой Венеция завоевала османские владения в Которском заливе и значительные территории в Далмации и Герцеговине, заканчивается подписанием в 1699 году мирного договора между странами, входящими в Священную лигу (Габсбургская Австрия, Венецианская республика, Речь Посполитая, Россия). Для дальнейшей истории Суторины это событие стало ключевым.
Переговоры о заключении мира начинаются в начале 1698 года. Первоначально Венеция выдвинула условия о безоговорочном признании всех ее завоеваний в ходе Морейской войны, которые включали в себя не только Драчевицу, но и значительные территории в Далмации и южной Герцеговине вплоть до Габелы. Дубровницкая республика, для которой османская Герцеговина и Босния были ключевыми торговыми партнерами, была кровно заинтересована в сохранении турецкого управления в регионе и была ярой противницей установления венецианской власти в южной Герцеговине. Дубровник понимал, что в случае признания прав Венеции на завоеванные герцеговинские земли республика св. Влаха будет окружена венецианскими владениями со всех сторон и это приведет к коллапсу ее экономической жизни.
В результате длительных переговоров между Венецией, Османской империей и Дубровником было принято решение, нашедшего отражение в 9 главе Карловацкого мирного договора, согласно которому границы Дубровницкой республики не должны были соприкасаться с территориями республики св. Марка. Для реализации этого пункта Венеция обязалась вернуть Османской империи, граничащие с владениями Дубровника земли в Герцеговине, включая и выход к морю в районе Суторины. Дубровник, в свою очередь, уступал Османской империи узкий коридор в районе современного города Неум и полуострова Клек. Суторина и Клек, после передачи их под власть Османской империи должны были стать буферными зонами между владениями Дубровника и Венеции и отгородить территорию Дубровницкой республики от венецианских владений в Далмации и Боко-Которском заливе.
После подписания в 1699 году Карловицкого мирного договора начинаются работы по разграничению территорий. В апреле 1699 году в Херцег-Нови пришел приказ от генерального проведитора Далмации и Албании графа Альвизе III Себастьяно Мочениго принять с почестями пограничного комиссара Гримани, для проведения им процедуры разграничения венецианских и османских территорий. Уже в конце мая 1699 года херцегновский проведитор получает распоряжение о запрете доступа локальных властей на места, где под руководством комиссара Джованни Гримани проходят работы по установлению и демаркации границы.[1] На два с лишним года Суторина становится территорией с неопределенным статусом, так называемой «terra nullius» (ничьей землей), где уже формально не распространялся суверенитет Республики св. Марка, но еще не была установлена османская власть. В этот период и османской и венецианской сторонами проводятся параллельные переписи населения, а также всех инфраструктурных и хозяйственных объектов данного региона.
В 1701 году работы по демаркации границы были завершены и Суторина, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью херцегновского края, была отрезана от своего природного политического и экономического центра и вновь передана под юрисдикцию Османской империи. Новая граница между венецианскими и османскими владениями в Суторине, известная как «линия Гримани» (по фамилии венецианского пограничного комиссара по разграничению Гримани) проходила от Топальского залива в районе Георгиева холма (Ђурђево брдо), который отошел к Венеции, по краю суторинского поля до ручья Пресека, где в районе мельниц братства Лучичей поднималась к церкви св. Йована на Лобере, а оттуда к Видову врху между селами Коневичи и Брайевичи. Граница османской Суторины и дубровницкой республики осталась неизменна. Таким образом, турецкие владения в Боко-Которском заливе стали представлять собой узкую буферную полосу вдоль реки Суторины между границами Дубровника и Венецианской республики. Окончательное размежевание между Османской империей и Венецией в херцегновском крае произошло после заключения Пожаревацкого мира (1718), когда генеральный проведитор Далмации и Албании Альвизе III Мочениго, после трехлетней работы комиссии по разграничению, подписал 10 июня 1721 года с турками, в лице Осман-паши Ресулбеговича и Ибрагим-бея Ресулбеговича, договор о демаркации границы, которая в Суторине вновь прошла по «линии Гримани».
Существенные территориальные потери Османской империи в боснийском пашалуке после заключения Карловицкого мира нашли свое отражение в административном делении херцеговинского санджака. После установления новых границ с венецианскими владениями в Боко-Которском заливе большая часть новского кадилука и нахии Драчевица оказалась на территории подконтрольной республики св. Марка. В этих обстоятельствах административный и судебный центр новского кадилука переносится в Никшич, а сам кадилук получает название «Новский остаток» (Bekiye-i Nova), в состав которого входит и Суторина.[2] В военно-политическом плане суторинский анклав стал частью пограничного военного округа с центром в г. Требине - Требинской Капетании, юрисдикция которой распространялась на несколько герцеговинских кадилуков. Основной обязанностью требинского капетана и его подчиненных была защита границы, городов и торговых путей на вверенной им территории, а также разведывательная деятельность, содержание армии, закупка вооружения и аммуниции.[3] Помимо этого на капетанию были возложены функции полицейско-административного характера: выдача паспортов и разрешений для выезда за пределы османских владений, пресечение контрабанды и контроль за ввозом-вывозом товаров, исполнение решений кади (судьи) по поимке преступников и доставления их в суд, контроль за сбором местными старейшинами и князьями харача и других податей с населения.[4]
С 1712 года и по 1835 год должность требинского капетана занимали представители знатной мусульманской семьи из Херцег-Нови Ресулбеговичи. После освобождения Херцег-Нови и Драчевицы от османской власти (1687) семья Ресулбеговичей вместе с другими мусульманами региона переселяется на подвластные Османской империи земли восточной Герцеговины. Последний глава Новской Капетании Осман-паша Ресулбегович, передавший Херцег-Нови в руки венецианцев, 23 сентября 1712 года был назначен капетаном Требинской Капетании. По сути, Требинская Капетания после Карловицкого мира (1699) становится правоприемницей Новской Капитании и ключевым форпостом герцеговинского санджака на границах с христианским миром. Суторина, несмотря на свою малую территорию, в рамках Требинской Капетании начинает играть важную военно-стратегическую роль, находясь на между двумя геополитическими и экономическими конкурентами – Венецией и Дубровником. Осман-паша Русулбегович, осознавая особую значимость Суторины в обеспечении безопасности границ империи, сразу после вступления в должность капетана начинает обустройство новой границы «Новского остатка». В Суторине восстанавливаются старые сторожевые башни на Видовом врху, в селах Коневичи и Ченич, а также на горе Оштра.
Помимо этого, Осман-Паша в нижней части суторинского поля, на границе с венецианскими владениями устанавливает пограничный и таможенный пост, дозорную башню и помещения для размещения пограничной стражи. Приводятся в порядок мосты и дороги, необходимые для быстрой переброски войск из Требине в суторинский анклав. Для отправления религиозных обрядов османскими чиновниками, военными и торговцами на месте старой разрушенной суторинской мечети, на деньги Осман-паши Ресулбеговича в 1718 году, строится новая.[5] Установление таможенного поста на границе с венецианским Херцег-Нови и возрождение торговых отношений с республикой св. Марка отвечало экономическим интересам герцеговинского беговата и лично Османа-паши, при непосредственном участии которого в начале XVIII века возрождается соледобыча на суторинских соляных полях. Логистическая цепочка в южной и восточной Герцеговине на протяжении многих веков была сильно завязана на херцегновском рынке сбыта и работе городского порта, так что полная переориентация торговли на лояльный Дубровник сулила дополнительные сложности и расходы для герцеговинской знати. Еще в 1701 году, сразу после демаркации границы между Суториной и венецианской Драчевицей, Осман-паша Ресулбегович начинает переговоры с венецианскими властями об оживлении торговли и использовании Херцег-Нови и его порта торговцами из османской Герцеговины.[6] Несмотря на запрет центральных властей Порты (султанский указ 1709 года) на торговлю на территории венецианских Херцег-Нови и Рисана Осман Ресулбегович договаривается о сбыте герцеговинских товаров (воск, зерно, сыр, масло, кожа, текстиль, железо и соль) в этих городах.[7] После вступления Осман-паши в должность требинского капетана в 1712 году торговля с Херцег-Нови существенно активизируется и таможня в Суторине становится важной составляющей дохода Ресулбеговича. Помешать дальнейшему углублению экономических и торговых связей Суторины и южной Герцеговины с венецианскими владениями в заливе и их временному прекращению смогла только новая Турецко-венецианская война (1714-1718). После окончания войны и установления окончательного мира на южных границах Герцеговины экономические связи в регионе, к недовольству Дубровника, утратившего свое монопольное положение в торговле с Герцеговиной, быстро восстанавливаются. В Херцег-Нови через суторинский анклав и его таможню хлынули товары из континентальной Герцеговины. Продажа суторинской соли и таможенные сборы стали основным источником дохода семьи Ресулбеговичей в Суторине.
После демаркации границы с Венецией и включения Суторины в кадилук «Bekiye-i Nova» в регион возвращаются крупные османские землевладельцы, вынужденные после 1687 года покинуть эти земли, что зафиксировано в османском дефтере 1701 года.[8] В своих владениях они застали многочисленное новопришлое население, которое появилось в регионе как следствие миграционных процессов во время Морейской войны. Остро нуждаясь в рабочей силе в пограничном регионе османские власти подтверждают и гарантируют права переселенцев на пользование сельхозугодиями. Для того чтобы пресечь отток активного населения на сопредельные с Суториной владения Венеции и Дубровника и привлечь новых колонистов в «Новский остаток» в регионе проводится щадящая фискальная политика в отношении местных жителей. Поборы и налоги в отношении местных жителей в первой половине XVIII века были существенно ниже, чем в сопредельных венецианских владениях, что обеспечило дополнительный приток мигрантов в Суторину как из других районов османской Герцеговины, так и из новоприобретенных венецианских владений в Которском заливе. В XVIII веке в османской Суторине происходит последний крупный миграционный всплеск и формируется стабильная этно-конфессиональная и социально-культурная структура региона, которая сохраняется и по сей день.
После возвращения под власть Порты Суторина становится фактически моноконфессиональным анклавом Герцеговинского санджака, в котором мусульманская умма была представлена только чиновниками, крупными землевладельцами и военными, а сельское население полностью состояло из православных. Для повышения и сохранения лояльности православных подданных локальные власти «Новского остатка» минимизируют вмешательство в духовную жизнь и хозяйственную деятельность населения региона, вернув местным старейшинам и князьям право самостоятельно собирать подати, следить за общественным порядком и вершить правосудие.
В Суторине продолжается начатое в венецианский период строительство и обновление христианских сакральных объектов, среди которых можно отметить церковь Рождества Иоанна Предтечи на Лобере и церковь св. Николая в селе Лучичи (Здоци). История этих двух церквей тесно связана суторинским братством Лучичей, которое переселилось в регион в 1680 году. С момента переселения в Суторину и до окончательного размежевания между Венецией и Османской империей в 1721 году Лучичи на праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), который является малой крестной славой (преславой) братства, шли на службу в ближайшую церковь св. Иоанна (св. Йована) в селе Камено. Но в 1721 году Лучичи не смогли попасть к этой церкви. Это событие подробно описал Шпиро Лучич в своей «Летописи семьи Лучич и прихода суторинского от 1680 до 1930 года». «Наши селяне Лучичей ходили всегда в Камено на св. Йована 24 июня к церкви на праздник и 24 июня 1821 года за Йовановой церковью на месте Метериз на границе Венецианской республики и турецкого царства народ поджидала венецианская пограничная стража и запретили идти к церкви в Камено…И тот народ вернулся на развалины церкви св. Йована на Лобер и тут договорились церковь возродить и восстановить…».[9]
Описание причины восстановления церкви переданы очень точно, однако автор допустил очень серьезную ошибку в датировке события. Речь никак не может идти о 1821 годе, ведь к этому времени Османская империя уже граничила с австрийскими владениями в Драчевице, а венецианской пограничной стражи не могло быть в принципе. Автор ошибся ровно на век. События, описываемые автором, могли происходить в 1721 году, когда был подписан очередной договор о разграничении между венецианцами в лице Альвизе Мочениго и Османской империей. Подписание договора о границе произошло 10 июня 1721 года и поэтому не удивительно, что 24 июня 1721 года пограничная стража, по всей видимости, проводившая демаркацию, запретила проход в венецианские владения подданным Османской империи. Соответственно мы можем предполагать, что восстановление церкви начинается именно в 1721 году, после ужесточения пограничного режима на линии разграничения. Как долго возрождалась церковь нам неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что к середине XVIII века церковь св. Йована уже была действующей. Данное утверждение можно сделать исходя из того, что в 1748 году в этой церкви венчался суторинский священник Лука Лучич, о чем упоминает иеромонах Моисей Лучич.[10]
Восстановленная церковь архитектурно является типичным для Герцеговины культовым христианским строением первой половины XVIII века, но есть один нюанс. Уровень пола церкви значительно ниже относительно уровня земли, что характерно для сакральных строений Герцеговины Средних веков. Следовательно, народное предание, говорящее о XII веке, на которое опирается и хронограф региона Шпиро Лучич, не так далеко от истины. Помимо народного предания и особенностей церкви, указывающих на средневековый характер культового объекта на Лобере, есть и более весомые аргументы в пользу древности этого суторинского памятника. Вернемся к «Летописи семьи Лучич и прихода суторинского», где автор пишет, что «народ вернулся на развалины церкви св. Йована на Лобер и тут договорились церковь возродить и восстановить…». Как же происходило восстановление и строительство церкви, какие материалы были использованы для ее возрождения? Ш. Лучич сообщает нам о том, что «много плит и стечков было на могилах около церкви и народ все это разбил и тем камнем церковь обложил…и все потратили на сооружение церкви. Не имели на то права, но они согрешили тем, что одну древность и народные памятники уничтожили…»[11]. Мы видим, что вокруг старой церкви находилось старое средневековое кладбище, надгробные плиты которого использовались жителями села Лучичи для строительства церкви. И многие из этих плит мы можем и сегодня наблюдать в основании церкви св. Йована по всему внешнему периметру строения.
В 1788 году, в дополнение к церкви св. Йована, в селе Лучичи была построена малая церковь св. Николая. На кладбище около Никольской церкви с конца XVIII века и по сей день производятся захоронения представителей суторинских братств Лучичи и Раевичи.
После установления окончательного мира на границах республики св. Марка и османских владений в Герцеговине (1718) Суторина стала одним их самых спокойных районов Герцеговинского санджака вплоть до геополитических изменений в регионе в конце XVIII века, вызванных наполеоновскими войнами и утратой Венецией своей самостоятельности с последующим разделом ее территорий. Мирным договором в Кампо-Формио (1797), венецианские владения в Далмации и Боке Которской были присоединены к Габсбургской монархии. Османская Суторина невольно оказалась втянута в территориально-политическое переустройство в Боке-Которской и Далмации в конце XVIII – начале XIX веков.
Литература:
[1] Комар Г. Планинска села Драчевице под влашћу Венеције(1687-1797). Херцег-Нови, 1997, с. 65
[2] Šabanović K. Bosanski pašaluk: Postanak i upravna podjela. Sarajevo, 1959, c. 229
[3] Krešeljaković H. Kapetanije u Bosni i Hercegovini. Sarajevo, 1991, c. 52-55
[4] Krešeljaković H. Kapetanije u Bosni i Hercegovini. Sarajevo, 1991, c. 55-61; Rastoder Š. Begovi na granici. Podgorica 2011, c. 39
[5] Hasandedić H. Muslimanska baština Bošnjaka II: Herceg Novi i okolina, Vrgorac i okolina, Imotska krajina, Makarsko primorje, Zapadna Hercegovina. Mostar, 1999, c. 28
[6] Rastoder Š. Begovi na granici. Podgorica 2011, c. 46
[7] Rastoder Š. Begovi na granici. Podgorica 2011, c. 48
[8] Hafizović F. Popis sela i zemlje sandžaka Krka, Klis i Hercegovina, oslobođenih od Mletačke republike 1701. godine. Zagreb-Sarajevo, 2016, c. 367-375
[9] Лучић Ш. Љетопис породице Лучића и парохије суторинске од 1680 до 1930 године. Херцег-Нови, 2000, с. 27
[10] Комар Г. Црква Рождество св. Јована Крститеља на Лоберу. Херцег-Нови, 2002, с. 62
[11] Лучић Ш. Љетопис породице Лучића и парохије суторинске од 1680 до 1930 године. Херцег-Нови, 2000, с. 27