Недавно я писал о втором альбоме Judas Priest, а теперь пришла мысль поделиться соображениями о пластинке Queen II. Нередко именно на вторых альбомах исполнители выдают нечто особенное, вспомнить хотя бы эпохальные "Led Zeppelin II" или "Strange Days" группы The Doors. Причём перерывчик между первой и второй пластинкой, как правило, небольшой. Вот и Queen не стали откладывать в долгий ящик запись нового шедевра, приступив к работе над ним сразу после выхода своего дебютника. Получив некоторый опыт студийной работы, музыканты горели желанием сделать следующий шаг и выпустить грандиозное творение, в соответствии со своими амбициями, простиравшимися далеко за горизонт. Первый альбом у них получился замечательным и мог бы удовлетворить любого ценителя (разумеется, кроме британских музкритиков, которые не замедлили вонзить свои шакальи клыки в нежное королевское тело). Однако его спонтанность и непосредственность было решено заменить концептуальной конструкцией, наподобие шахматной партии, с "белой" и "чёрной" сторонами. Гроссмейстеры Брайан Мэй и Фредди Меркьюри, мастер международного класса Роджер Тэйлор, ассистент Джон Дикон - все показали высокое мастерство в этом спектакле-противостоянии, где проигравших не было. Результатом стал хорошо продуманный и тщательно выстроенный альбом со своей внутренней драматургией, звучащий как единая сюита. Не упуская из внимания ни одну мелочь, группа также была всерьёз озабочена своим имиджем, который должен был смотреться на обложке ярко и броско, привлекая взгляды. Надо сказать, что музыкантам очень повезло: для дизайна пластинки был привлечён настоящий Мастер с большой буквы.
Фотограф Мик Рок, оформлявший конверт, создал каноническое изображение для лицевой стороны обложки, превратив альбом в арт-объект и предмет вожделения для коллекционеров. Рок говорил, что от него требовалось придать образу группы максимум декаданса и гламура, а для лучшего понимания вопроса ему дали послушать запись готового альбома. Рок шарил в роке получше некоторых газетных писак, а потому сразу оценил высоту творческого замысла и мощь его воплощения, после чего стал смотреть на музыкантов с нескрываемым уважением. Покопавшись в архивах, фотограф нашел вдохновение в кадре из фильма "Шанхайский экспресс" с неподражаемой Марлен Дитрих.
Для полноты картины Рок сделал фото музыкантов в белых одеждах - его поместили на внутреннем развороте конверта, хотя Мэй и Тэйлор хотели наоборот. Хорошо, что их не послушали.
Противостояние белой и чёрной королевы нашло своё отражение даже в названии двух сторон виниловой пластинки. На "белой" стороне разместились четыре композиции Мэя и одна Тэйлора. "Чёрная" сторона была отдана на откуп песням Меркьюри.
Итак, "Белая сторона", она же Side White.
Procession - Father To Son - White Queen (As It Began) - Some Day One Day - The Loser In The End
Блок из четырех песен Брайана Мэя открывает для нас мир Белой Королевы - немного чопорной и рассудительной леди, потому и рассказывается о нем довольно сдержанно. Торжественное вступление в виде Procession состоит из нескольких гитарных партий, наложенных друг на друга и пропущенных через специальный усилитель - получилось практически оркестровое звучание. Нет сомнений, что Мэй в период расцвета был одним из лучших и самых изобретательных гитаристов мира, да и песни он тогда писал классные. Father To Son начинается как прямолинейный хард-роковый номер, но по ходу пьесы там возникает столько дополнительных партий, столько переходов и контрапунктов, что иначе как прогрессивом это действо трудно назвать. Обычно отмечают, что на ранних Queen повлияли Led Zeppelin, Uriah Heep, даже Дэвид Боуи времен Зигги Стардаста... Отчасти это верно, но почему-то никто не упоминает Yes, хотя местами это сравнение напрашивается. Впрочем, мы ни в коей мере не хотим называть Queen подражателями, музыка группы абсолютно самоценна. White Queen (As It Began) - классическая рок-баллада, где поется о влюблённом в королеву паже. Тут Мэй опять проявляет изобретательность и смекалку, с помощью нехитрых приспособлений добиваясь от гитары звучания "под ситар", а когда приходит пора сыграть соло, извлекает из своего инструмента характерные певучие трели, по которым его манеру всегда безошибочно можно узнать среди прочих. Задумчиво-красивую Some Day One Day, в которой Брайан сам поет ведущий вокал, я называю "песней интроверта" за её приглушенные краски и туманную ауру. В противоположность этому акварельному этюду дальше идет взрывная композиция барабанщика Роджера Тэйлора, поднимающая ту же тему конфликта поколений, что и незабвенная She's Leaving Home из битловского "Сержанта Пеппера". Правда, Тэйлор - не Маккартни, и вместо камерной баллады он выдал громоподобный хард-рок с крикливым вокалом (на следующем альбоме Sheer Heart Attack он продолжил тему в песне Tenement Funster). Не сказать, что в сказочно-мифологическом контексте Queen II злободневное произведение Тэйлора сильно уместно, но, видимо, перед Чёрной Стороной требовалась такая приземлённая интерлюдия.
Side Black
Ogre Battle - The Fairy Feller's Master Stroke - Nevermore - The March Of The Black Queen - Funny How Love Is - Seven Seas Of Rhye
Шесть песен представил для альбома эксцентричный вокалист группы. В отличие от Мэя, Фредди не стал разводить вступительные церемонии, а сразу издал боевой клич и ринулся в бой. Вернее, это сделали герои композиции Ogre Battle - Битва великанов. Сражение между двумя гигантами Меркьюри изобразил средствами тяжёлого рока, причем сделал это в совершенно оригинальной манере - так тогда хард-рок не играли. Музыкальная ткань насыщена искажёнными звуками, жёсткими гитарными пассажами, дикими воплями, но в этом хаосе есть свой порядок, и композиция не рассыпается на составные части, изящно выруливая к концовке. Гонг возвещает окончание поединка, но перерыва между треками нет - тут же стартует следующая, не менее сумасшедшая пьеса The Fairy Feller's Master Stroke, вдохновлённая картиной Ричарда Дадда "Мастерский удар сказочного дровосека", которую Фредди заприметил в галерее Тейт.
На картине изображен эльф-дровосек с топором наизготовку, замахнувшийся, чтобы расколоть лежащий на земле орех. За его действиями внимательно наблюдает маленький лесной народец, сгрудившийся среди трав и цветов. На холсте мы видим и сказочных героев, и персонажей народных считалочек, и самого художника - это крохотный седой дедушка, сидящий в первом ряду. Задача у дровосека сложная: из половинок ореха предстоит сделать карету для королевы Маб, поэтому удар должен быть ювелирным. Меркьюри передал напряжение ситуации с помощью лихорадочного прерывистого темпа и взвинченного вокала, а кроме того, исполнил неожиданную партию клавесина. Салонный инструмент, привыкший к медленным мадригалам, взвился и заскакал галопом под шаловливыми ручками певца, добавив песне привкус безумия. Вполне уместно, учитывая, что Дадд работал над своей картиной, находясь в приюте для душевнобольных (он был признан невменяемым после того, как зарезал собственного отца, посчитав его воплощением Дьявола).
Небольшая лирическая баллада Nevermore звучит как вожделенная передышка в этом урагане страстей. Название сразу вызывает в памяти бессмертное стихотворение "Ворон" Эдгара Аллена По, и в тексте песни есть намёки, что это не случайность. Ангельский голос певца, мягкий аккомпанемент рояля - маленький, но весомый бриллиант в королевской короне. И тут же на авансцену выходит Чёрная Королева, воплощение зла и тирании, которой посвящена самая грандиозная композиция альбома - миниспектакль The March Of The Black Queen. Все вокальные партии, за исключением пары строчек, исполняет автор - Фредди Меркьюри, и эту сложнейшую работу можно смело назвать выдающейся. Произведение состоит из нескольких частей, о нем можно говорить очень много, но никакие слова не заменят музыки. Впрочем, сошлюсь на прекрасное эссе исследовательницы творчества Queen Татьяны Чунгуровой, очень интересные версии предлагает автор. Из-за своей сложности вещь никогда полностью не исполнялась на концертах, только отдельные фрагменты, и то нечасто. Группа не играла вживую и следующую песню, Funny How Love Is, но не потому, что она сложная, а потому, что Фредди спел её на пределе своего диапазона, взяв очень высокие ноты. В музыкальном плане это просто поп-рок, довольно неожиданный после предыдущих оперных изысков. Завершает альбом энергичная Seven Seas Of Rhye, изданная также на сингле. Честно говоря, две последние песни несколько смазывают впечатление от второй стороны пластинки, поскольку в них отсутствует "арт-прогрессивный" стиль первых четырех. Хотя они хороши сами по себе, но по сравнению со "сказочным" циклом выглядят несколько легковесно. Впрочем, это только моё мнение, с которым можно не соглашаться. Зато на концертах "Семь морей Рая" исполнялась часто и охотно.
Второй альбом Queen завершил определённый этап в жизни группы, на котором музыканты тяготели к тяжёлому звучанию и мифологическим сюжетам. В дальнейшем они стали пробовать себя в самых разных жанрах, и некоторые поклонники остались этим недовольны, а некоторым, наоборот, понравилось. Сколько людей - столько и мнений, своё мнение следует отстаивать, а чужие взгляды надо уважать. Надеюсь на взаимную терпимость в комментариях, и не швыряйте тапками в автора))
Всем крепкого здоровья!!!
Ещё по теме: