Как-то наткнулся я на фильм Алексея Козлова «Бой местного значения», снятый в 2008 году. Прочёл описание и не поверил своим глазам: «Небольшое подразделение, возглавляемое молодым лейтенантом, сталкивается с немецкими войсками и решает принять бой, обороняя деревню…» Дело в том, что это сюжет фильма «Лейтенант Суворов», который снял всё тот же Алексей Козлов, но уже в 2009 году! Если вы помните из моего обзора, фильм «Лейтенант Суворов», мягко говоря, не удался. Так неужели Козлов перед этим по тому же сценарию снял ещё что-то, только ещё хуже?! Заинтригованный, я сел за просмотр.
На поверку всё оказалось не так уж и ужасно. Фильм смотреть вы вряд ли будете, поэтому позвольте пуститься в вольный пересказ.
31 декабря, 1943 год. Двадцать километров от линии фронта. Молоденький, пороху не нюхавший младший лейтенант (в роли которого снялся «Диверсант» Алексей Бардуков) возглавляет подразделение «трофейщиков» из четырёх человек. Они, не торопясь, едут на телеге по местам недавних боёв, собирают всякие вкусняшки: трофейные пулемёты, гранаты, снимают сапоги с убитых немцев, шмонают у них по карманам в поисках часов и прочих бонусов.
Когда матрос Стряпухин - Митяй из сериала "Сваты" - пытается присвоить трофейные часы, лейтенант обвиняет того в мародёрстве и пугает его трибуналом.
Добравшись до небольшой деревеньки, бойцы решают заночевать в ней и встретить Новый Год. По деревеньке колонной проходят монахини, которые с уходом немцев решают вернуться в свой женский монастырь, расположенный неподалёку.
Оказывается, когда пришли немцы, монахини почему-то решили, что встретить немцев будет для них удобней в деревне, чем в монастыре. Познакомиться хотели, наверное, с европейцами-то. Но, к их сожалению, увидеться с представителями цивилизованного государства им не довелось: по словам местного деда, немцы до деревеньки так и не дошли, расположившись всего в одном километре от неё. Сильно устали, видимо.
У молоденькой монахини раскрывается чемодан с пожитками, и наш лейтенант тут же приходит на помощь. «Андрей», - пользуясь случаем, представляется он. «Маша… сестра Мария», - тут же поправляется девушка.
Чемодан закрыт, монахини уходят, но видно, что лейтенант про себя Машу отметил.
Добрый дедушка предоставляет бойцам для ночлега свой дом, однако просит не трогать его племянницу.
Ситуация осложняется тем фактом, что дородная, грудастая и постоянно хохочущая племянница Настя и сама не прочь, чтобы её потрогали.
Благодарные бойцы дарят деду сапоги, снятые с убитого немца.
Лейтенант конфликтует с расшатывающим дисциплину Митяем, выхватывает пистолет и угрожает. В ответ на это матрос пытается его придушить и обзывает водорослью. Бойцы их разнимают.
Много внимания было уделено растопке бани. И вот мы видим: лейтенант моется в бане. Моется… в штанах и в сапогах. Помнится, Геннадий Онищенко, в свою бытность главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, издал указ, запрещающий поднимать температуру в банях выше сорока градусов. Стало быть, придумал он его не из головы, а возродил древние русские традиции, наглядно демонстрируемые в фильме!
Наступил вечер, бойцы накрыли стол. Дед принёс трёхлитровую бутыль с самогоном.
Лейтенант недоволен: нужно выставить часового, как прописано в Уставе. Военные всей толпой пытаются сбить командира с пути истинного, объясняя, что Новый Год, немцы далеко, да и вообще, они уже повоевали, а он ничего не понимает в жизни. Лейтенант обижается и уходит самостоятельно патрулировать территорию.
В 00 часов 00 минут бойцы начинают весело вопить и поздравлять друг друга, и в этот момент лицо лейтенанта вытягивается, глаза расширяются, он срывает с плеча винтовку, и, как подорванный несётся в избу. «Песец, немцы!», - сразу понял я. Но вместо того, чтобы бить тревогу, лейтенант внезапно подскакивает к столу, залпом побеждает стакан водки и зычно орёт: «Уррра!!!»
Тут уже у меня вытянулось лицо и вылезли глаза на лоб. Что это было?!
После этого лейтенант пускается в пляс, а один из бойцов достаёт гармонь. Но исполняет не «Землянку» или матерные частушки, а какой-то околофронтовой шансон, причём таким же противным хриплым голосом, как и современные российские шансонье, отсидевшие лет по двадцать.
Митяй же тем временем охмуряет пышногрудую Настю, кружа ей голову красивыми выражениями типа «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть», даже не подозревая, что эту фразу в будущем возьмут на вооружение строители БАМа.
В итоге все засыпают вповалку, а Митяй уходит трогать Настю в баню. Та говорит, что в бане, наверное, жарко, ещё не зная о том, что баня была затоплена по щадящей методике Онищенко.
Лейтенант спит и во сне видит монахиню Машу в нижнем белье, но строго говорит ей, что сейчас война, не до глупостей, и что он должен исполнять свой долг перед Родиной. Всё бы ничего, да вот только автор фильма забыл маленькое пикантное обстоятельство: во время этого патриотического сна лейтенант лежит в зюзю пьяный.
А монахине Маше не спится: одолевают мысли о недавней встрече с популярным актёром из сериала «Диверсант». И вот, в перерыве между молитвами, Маша глядь в окошко – а там эсэсовцы! Причём явно недалёкие: находятся в тылу врага, а командир орёт на них, как резаный, призывая не растягиваться. Маша встаёт на колени и молится за здравие раба божьего Андрея. Немцы же спешат – им необходимо взорвать железнодорожный мост.
Настало утро, немцы добрались до деревни, где спали наши пьяные бойцы. Немецкий командир внезапно захотел свежего молока и настойчиво постучал деду в окно. Дед вышел на улицу без задней мысли, а увидев немцев, так и сел. Немцы спросили деда, его ли это корова. Узнав, что корова - его, обрадовались и стали требовать подоить животное, видимо, решив, что мост может и подождать.
В этот момент в бане проснулись Митяй с Настей и смекнули, что проспали что-то важное. Матрос не растерялся и отправил Настю заманить кого-нибудь из фашистов своими телесами к нему, так как всё оружие осталось в доме. Настя вышла, игриво набрала дров и юркнула обратно.
На счастье, плотских утех возжелал здоровенный детина с пулемётом и решительно направился к баньке. И тут вдруг Митяй с ужасом понял, что в его плане есть небольшой недочёт: он ведь ещё не решил, как будет убивать немца. Поэтому, когда немец вошёл, они с ним какое-то время душили друг друга, а потом ушлому Митяю посчастливилось выдернуть из стены гвоздь, который и решил исход схватки.
Немцы хохотали и кидали в баню снежками, подбадривая ловеласа с пулемётом. После, напившись молока, они отправились взрывать мост, крича Гансу, который остался в бане, что заберут его на обратном пути. Зачем диверсантам после уничтожения моста необходимо было возвращаться во вражеский тыл, не уточнялось.
И ведь почти ушли уже враги, как вдруг из дома вышел наш хрипун-гармонист, справить малую нужду с похмелья. Немцы его убивать не стали, а просто встали вокруг него и начали смеяться. Видимо, всё-таки мост был не такой уж и важный, да и настроение было игривое.
Митяй в бане обиделся за осмеянного шуфутинского и начал поливать немцев из их же пулемёта. Настя сидела рядом и тихонечко выла, не догадываясь хотя бы пригнуться. Немцы лениво гибли под пулемётным огнём, наши в доме, наконец, проснулись.
Бой пересказывать не буду, снят он довольно бестолково, скажу лишь, что в конце остались в живых только лишь лейтенант да Настя.
Да ещё не повезло портрету Сталина, который немцы как будто бы случайно прострелили. Несчастный Сталин, как только над ним не изгалялись кинематографисты: кто его лицом в торт, кто голову ему прострелит. Так и здесь - дотянулись, проклятые.
Андрей похоронил товарищей, куда-то дел убитых немцев, оставил Настю в деревне и пошёл в свою часть. И тут вдруг кому-то из авторов фильма пришло в голову вспомнить «Гардемаринов»: лейтенант увидел бегущую к нему монахиню и кинулся навстречу. Я тоже радостно закричал: «Алёшка! Софья!»
Фильм же закончился фразой из «А зори здесь тихие»: «1 января 44-го года по всему фронту шли бои местного значения».
Ну, что можно сказать. Не самый бредовый сюжет, не самая худшая реализация. Главный минус картины – не проникаешься симпатией к персонажам, как это происходит при просмотре советских фильмов. Не проникаешься, а потому не очень-то им и сочувствуешь. А если копнуть глубже и задуматься, то выходит, лейтенант целиком виноват в гибели своего отряда. Он позволил себя убедить и не выставил часового, да ещё и сам нажрался. Фильм, безусловно, сильнее, чем «Лейтенант Суворов», но, по сути, такой же бестолковый. Моя оценка - 5/10, актёрская игра Николая Добрынина (Митяя) спасает весь фильм.
Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Бой местного значения» (2008).
#кино #кино и немцы #фильмы о войне #циничный пересказ #галопом по кино