Автор Роберт Убелл
Китай продвигается к позициям первым мировой державы в области науки и технологий, создавая огромные новые академические комплексы, поднимаясь в высшие ряды элитных университетов мира, превосходя США по количеству выпускников докторантов в области науки и техники, и на этом пути чтобы превзойти все другие страны в цитировании научных и технических академических кругов - я был озадачен, обнаружив, что Китай не предлагает онлайн-степени высшего образования.
Фактически, в стране нет учреждения, которое было бы одобрено для предоставления онлайн-степеней, даже несмотря на то, что она быстро перешла на МООК, бесплатные или недорогие онлайн-курсы, предлагаемые миллионам по всей стране.
Поскольку виртуальные степени высшего образования и МООК являются цифровыми изобретениями, мне стало интересно, чем объясняется нежелание Китая присуждать удаленные степени высшего образования, в то время как он быстро продвигается вперед с МООК. Это поразительный парадокс, поскольку можно подумать, что Китай будет рассматривать дистанционное высшее образование как часть своих глобальных амбиций.
Наблюдая за подъемом Китая, я представляю, что, должно быть, чувствовали европейцы в конце Второй мировой войны, когда их давнее господство перешло к США. В конце концов, США когда-то были - как и Китай - захолустным аграрным форпостом. После войны могущественные имперские центры в Лондоне, Париже и Берлине были низведены до вторых мест, больше не в состоянии осуществлять свою былую власть. Сегодня это Китай, ставший второй по величине экономикой в мире, вытесняя США из глобального технологического превосходства.
Онлайн-степени заблокированы
В Китае на самом деле существует долгая история дистанционного обучения - в основном в заочных школах и на телевидении. В какой-то момент министерство образования Китая одобрило 68 пилотных онлайн-колледжей, в том числе несколько в элитных учебных заведениях, таких как Пекинский, Цинхуа, Шанхайский университет Цзяотун и Фудань. Но чтобы получить полностью аккредитованную степень, студенты пилотных онлайн-программ должны сдать дополнительные экзамены, чтобы получить квалификацию - свидетельства, которые не имеют такого же академического статуса, как те, которые присуждаются в университетском городке.
Майкл Ван, генеральный директор Beacon Education, пекинской компании, с которой я консультируюсь, которая предоставляет американские онлайн-дипломы китайским рабочим профессионалам, говорит, что программы дистанционного обучения в Китае в основном рассчитаны на два-три года и являются второстепенными профессионально-техническими школами. «Они не такие строгие, как степени, полученные в более дорогих четырехлетних китайских колледжах», - сказал мне Ван в телефонном разговоре из Пекина на прошлой неделе. «И они не соответствуют тому же стандарту, что и онлайн-дипломы американских колледжей».
Некоторые препятствия мешают китайскому министерству образования утверждать онлайн-дипломы. «С 1,5 миллионами студентов, обучающихся по программам магистратуры, в стране просто не хватает преподавателей, чтобы управлять онлайн-населением сверх своих текущих обязательств», - сказал Ван. «Не имея опыта преподавания онлайн, преподаватели тоже не готовы».
Отметив, что китайское правительство очень консервативно, Ван отметил, что министерство, вероятно, опасается, что его академическая репутация пострадает, если оно преждевременно утвердит онлайн-степени. Ван считает, что чиновникам потребуется еще три-пять лет, прежде чем они утвердят какие-либо виртуальные степени.
Чтобы расширить национальный резерв технических специалистов, китайские университеты повышают свой потенциал, предлагая более современные курсы в области науки и технологий, при этом университеты только начинают вводить степени в области искусственного интеллекта, машинного обучения, разработки программного обеспечения и других передовых специальностей. Для Китая этот шаг является отходом от его многовековой традиции отдавать предпочтение литературе и гуманитарным наукам.
«Большинство китайских школ довольны тем, что предлагают новые программы только на территории кампуса, а не на цифровых платформах», - сказал Чарльз Яннуцци, коллега Вана и глобальный президент Beacon. Чтобы восполнить этот пробел, Beacon предлагает китайским работникам среднего звена технические дипломы, сотрудничая с колледжами и университетами США для предоставления онлайн-дипломов США в Китае.
Совместные международные программы
Как декан онлайн-обучения в Stevens более десяти лет назад я получил три гибридных магистерских программы в двух ведущих китайских учреждениях: Пекинском технологическом институте и Центральном финансово-экономическом университете. В то время как наши китайские студенты в Пекине получали доступ к цифровым курсам Стивенса на ноутбуках дома или в другом месте, так же, как и наши студенты в Хобокене, онлайн-обучение в большинстве китайских университетов в то время проводилось в обычных классах, транслировало потоковое видео или транслировало лекции в прямом эфире на фронтальных экранах, как в кинотеатре.
Программы Стивенса в Китае представляют собой две из примерно тысячи аналогичных совместных программ, учрежденных иностранными колледжами и университетами. Сегодня в дополнение к примерно 10 полностью построенным жилым кампусам, включая Ноттингемский университет в Нинбо, Ливерпульский университет в кампусе Сиань Цзяотун и Нью-Йоркский университет в Шанхае, в Китае международные колледжи предлагают 40 программ на получение степени онлайн. и университеты.
По данным китайского министерства образования, на территории кампуса запускаются совместные международные программы, призванные продвигать реформу образования и поощрять современные педагогические практики. Министерство также должно стремиться поощрять китайские академические институты копировать западные институты, которые помогли продвинуть динамичную капиталистическую экономику.
Недавно на волне непростых отношений с США и другими странами Запада министерство образования Китая закрыло более 200 зарубежных программ, две дюжины из которых связаны с колледжами и университетами США.
Рост МООК
Китай прошел долгий путь от обучения в стиле кино к более распространенным методам цифрового обучения, часто внимательно следя за достижениями США в области онлайн-педагогики, такими как перевернутые классы и МООК.
У Янь, глава департамента высшего образования Китая, говорит: «МООК имеют решающее значение для реформирования традиционной китайской модели обучения зубрежке».
МООК оказались бешено популярными в Китае. В 2016 году на МООК в стране было зарегистрировано более 10 миллионов человек. К настоящему времени количество изучающих китайские МООК должно быть в два или даже три раза больше, если сравнивать его траекторию с быстро растущим числом участников МООК во всем мире. Class Central, сайт, отслеживающий регистрацию MOOC, сообщает о 180 миллионах изучающих MOOC по всему миру, по сравнению с 58 миллионами всего 8 лет назад.
В прошлом году после переноса начала нового семестра высшего образования в январе из-за пандемии министерство утвердило список бесплатных MOOC для использования университетами. Сегодня, после глобального всплеска пандемии, 24 китайские платформы MOOC предлагают ошеломляющие 52000 курсов, что более чем вдвое больше, чем в 2019 году.
Любопытно, что нежелание Китая предлагать онлайн-дипломы аналогично отношению к онлайн-степеням в Лиге плюща в США - оба игрока приняли MOOC, отвернувшись от виртуальных степеней из опасения, что удаленные степени повредят их репутации.
Но, защищая престиж и не видя необходимости продвигаться в онлайн-пространство, они позволят другим взять на себя цифровое лидерство.
Кажется, стоит напомнить китайским официальным лицам отрывок из Красной книги Мао «Цитаты председателя Мао Цзэ-дуна»: «Многие вещи могут стать багажом, могут стать помехой, если мы будем цепляться за них слепо и некритически».