Найти в Дзене
История и винтаж

Горький был от нее в восторге. «Виттреск»: усадьба трех финских архитекторов — шедевр «северного модерна»

Если сесть на центральном вокзале Хельсинки в старенькую местную электричку для коротких дистанций — четыре-пять вагонов с трамвайными дверями — и отправиться на запад от финской столицы — то через полчаса оказываешься в Кирконумми на берегу озера Виттреск-ярви. Здесь, на высоком берегу группа живописных строений образует одно из самых известных архитектурных произведений северного модерна — усадьбу «Виттреск» (Hvitträsk). По случаю ковида музей-усадьба сейчас закрыта, так что прогуляемся по ней виртуально. В начале XX века «Виттреск» построили, чтобы вместе жить и работать, три знаменитых финских архитектора — основоположники национально-романтического стиля (или финской версии «северного модерна», кому — как привычнее), Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен. Усадьба затевалась просторной: жить планировали вместе с семьями и тут же творить. Архитектурное бюро знаменитой троицы тогда процветало: финский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 года прославил их, а стр

Если сесть на центральном вокзале Хельсинки в старенькую местную электричку для коротких дистанций — четыре-пять вагонов с трамвайными дверями — и отправиться на запад от финской столицы — то через полчаса оказываешься в Кирконумми на берегу озера Виттреск-ярви.

-2

Здесь, на высоком берегу группа живописных строений образует одно из самых известных архитектурных произведений северного модерна — усадьбу «Виттреск» (Hvitträsk).

По случаю ковида музей-усадьба сейчас закрыта, так что прогуляемся по ней виртуально.

Усадьба "Виттреск", Финляндия. Фото автора.
Усадьба "Виттреск", Финляндия. Фото автора.

В начале XX века «Виттреск» построили, чтобы вместе жить и работать, три знаменитых финских архитектора — основоположники национально-романтического стиля (или финской версии «северного модерна», кому — как привычнее), Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен.

Усадьба затевалась просторной: жить планировали вместе с семьями и тут же творить. Архитектурное бюро знаменитой троицы тогда процветало: финский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 года прославил их, а строительство роскошных зданий банков, доходных домов, вилл и особняков — обогатило. Из их знаковых произведений — известное в Хельсинки массивное здание акционерного общества «Похьола», на главной торговой улице имени царя Александра I — Алексантеринкату — сразу бросается в глаза. Похоже на гигантскую каменную глыбу с вырезанными то тут то там гномами, троллями, медведями и совами.

Творческому успеху Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена сопутствовала весьма насыщенная личная жизнь. Ещё до въезда в новую усадьбу жена Сааринена ушла от него к Гезеллиусу, а Сааринен вскоре женился на сестре Гезеллиуса.

Близкие дягилевскому «Миру искусства» друзья-архитекторы принимали у себя в усадьбе цвет русской творческой интеллигенции тех лет. Сааринен, кстати, говорил по русски: часть детства он провёл в Гатчине, здесь ходил в прогимназию (отец его был пастором в местном лютеранском приходе).

В 1905 году в усадьбе «Виттреск» гостил Горький — он тогда скрывался от царской охранки в Финляндии, на вилле у знаменитого финского художника — тоже «мирискусника» Акселя Галлена-Каллела.

По воспоминаниям Сааринена, ночью, стоя на балконе в башне усадьбы «Виттреск» и любуясь окружающим пейзажем, Алексей Максимович простер свои знаменитые длинные руки к небу и воскликнул: «И ещё находятся люди, которые утверждают, что Бога нет!».

Усадьба и в самом деле расположена очень удачно — озеро, лес — типичный суровый финский пейзаж.

Внутри — пиршество «северного модерна». Большинство интерьеров сохранилось в первозданном виде, либо — было тщательно восстановлено. После распада творческого союза трёх архитекторов (Линдгрен уехал преподавать в Хельсинки, а слабый лёгкими Гезеллиус умер в 1916 году в возрасте 42 лет), усадьба перешла в единоличное владение Сааринена.

Здесь росли его дети, и, в частности, сын Ээро, которому было суждено превзойти отца и стать одним из самых известных архитекторов середины ХХ века. Его аэропорт имени Даллеса в Вашингтоне и терминал ТWA в аэропорту имени Кеннеди в Нью -Йорке стали иконами модернизма 60-х: бетон, много стекла, полёт огромных масс, лёгкость и свет — все, что мы любим в архитектуре тех лет.

Портрет Ээро Сааринена на обложке журнала "Тайм". Выставка в усадьбе "Виттреск", Финляндия. Фото автора, 2010 год. .
Портрет Ээро Сааринена на обложке журнала "Тайм". Выставка в усадьбе "Виттреск", Финляндия. Фото автора, 2010 год. .

Ну а пока маленький Ээро с сестрой веселились в детской, где кукольная мебель в стиле раннего английского модерна была спроектирована их отцом.

Последним крупным произведением Сааринена-старшего в Финляндии стал железнодорожный вокзал в Хельсинки. Уже близкий ар-деко, вокзал и по сей день радует глаз оригинальными формами. Стоящие у входа с фонарями в руках каменные великаны напоминают персонажей финского эпоса, а высокая башня с часами — соревнуется в приметности с ратушами в Стокгольме и Копенгагене.

В 1923 году Элиэль Сааринен занимает второе место в международном конкурсе на проект небоскрёба для газеты «Чикаго трибьюн». Его версия здания привлекает внимание и открывает Сааринену дорогу в Новый свет. В 1923 году архитектор с семьей переезжает в США.

Проект небоскрёба для газеты «Чикаго трибьюн»: мини-выставка в усадьбе "Виттреск", Финляндия. Фото автора.
Проект небоскрёба для газеты «Чикаго трибьюн»: мини-выставка в усадьбе "Виттреск", Финляндия. Фото автора.

Об американских годах Сааринена-старшего можно прочитать здесь.

Сааринены: старший и младший на обложках финского "Огонька" - журнала Suomen Kuvalehti. Мини-выставка в усадьбе "Виттреск". Фото автора.
Сааринены: старший и младший на обложках финского "Огонька" - журнала Suomen Kuvalehti. Мини-выставка в усадьбе "Виттреск". Фото автора.

Все тридцатые и сороковые, с перерывом на войну, семья Саариненов не порывает связи с Финляндией и усадьбу «Виттреск» не продаёт, проводя здесь каждое лето. Больше того — первым самостоятельным проектом Сааринена-младшего станет перестройка Шведского театра в Хельсинки, в 1935 году. Построенное Николаем Бенуа в стиле эклектики в 1860 году, здание, стоящее в самом центре Хельсинки, в начале 30-х годов было решено обновить. Интерьеры (в особенности, зал) по большей части оставили прежними, а вот наружный облик — переделали коренным образом. Здание стало образчиком финского ар-деко. Реконструкцию финансировал известный шведско-язычный финский политик, газетный магнат и меценат Амос Андерсон.

Из внутренней отделки зала решено было осовременить кресла. Как и отец — Ээро Сааринен любить проектировать не только здания, но также и интерьеры, и мебель. Красные кресла в зрительном зале стали его первой работой в качестве дизайнера мебели. К слову сказать, в будущем Ээро Сааринен прославится не только своими аэропортами, но и модернистскими креслами.

Судьба уготовала ему яркую, но, увы, короткую жизнь. В отличие от отца, дожившего до 76 лет, Ээро Сааринен умрет от опухоли мозга в 51 год, в расцвете творческих сил.

Небольшая часть экспозиции в усадьбе «Виттреск» посвящена именно Сааринену-младшему и его работе над реконструкцией Шведского театра. В ходе очередного ремонта в 2010-х годах подлинные кресла в зрительном зале были заменены репликой (полностью или частично — не берёмся сказать). Но несколько оригинальных кресел, к которым приложил руку Ээро Сааринен, из ряда вырезали и отправили на вечное хранение в «Виттреск».

Мини-выставка в усадьбе "Виттреск", показывающая дебютную работу Ээро Сааринена в качестве архитектора и дизайнера над реконструкцией здания Шведского театра в Хельсинки. Фото автора, 2010 год. Фото автора, 2010 год.
Мини-выставка в усадьбе "Виттреск", показывающая дебютную работу Ээро Сааринена в качестве архитектора и дизайнера над реконструкцией здания Шведского театра в Хельсинки. Фото автора, 2010 год. Фото автора, 2010 год.
-13

Мебель самой усадьбы поражает воображение. Особенно впечатляет рабочий стол Элиэля Сааринена.

Усадьба "Виттреск", Финляндия. Рабочий стол архитектора Элиэля Сааринена. Фото автора, 2010 год.
Усадьба "Виттреск", Финляндия. Рабочий стол архитектора Элиэля Сааринена. Фото автора, 2010 год.

Переехав в Америку Сааринен-старший и там обустроил себе дом-произведение искусства. Сааринен-хаус в университетском кампусе в Кранбруке (штат Мичиган) — образчик любимого американцами ар-деко — тоже стал музеем (https://cranbrookartmuseum.org/visit/).

На стенах «Виттреска» привлекают внимание женские портреты. Женщины Сааринену-старшему доставались сильные и яркие.

С одной фотографии смотрит на нас настоящая красотка-эмансипэ эпохи модерна — Матильда ("Матти") Тони Шарлотта Гезеллиус (в девичестве Гульден). Это та самая — первая жена Сааринена, которая ушла от него к его же бизнес-партнеру архитектору Гезеллиусу.

Усадьба "Виттреск", Финляндия. Портрет Матильды ("Матти") Гезеллиус. Фото автора, 2010 год.
Усадьба "Виттреск", Финляндия. Портрет Матильды ("Матти") Гезеллиус. Фото автора, 2010 год.

Матильда ненадолго пережила своего рано умершего второго супруга — она умерла в Париже, 22 апреля 1921 года в возрасте 43 лет. Детей у неё не было.

На другом — семейном фото — суровая властная дама с мужем и двумя детьми — это Минна Каролина Матильда Луиза Сааринен (Гезеллиус) — больше известная под именем Лойя — сестра архитектора Гезеллиуса и вторая жена архитектора Сааринена, мать его детей — дочки Пипсан и сына Ээро.

Лойя Сааринен с мужем и детьми. Усадьба "Виттреск", Финляндия. Фото автора, 2010 год.
Лойя Сааринен с мужем и детьми. Усадьба "Виттреск", Финляндия. Фото автора, 2010 год.

Лойя Сааринен была известным дизайнером текстиля и скульптором. В Америке у неё была своя дизайн-студия по разработке интерьерных тканей. Считается, что именно она привнесла в дизайн интерьеров в Северной Америке скандинавский стиль. Лойя пережила и своего мужа, и сына, и умерла в Америке, в возрасте 89 лет, в 1968 году.

В тени знаменитых отца, матери и брата не теряется и Пипсан Сааринен — старшая дочь Элиэля Сааринена и Лойи Гезеллиус. Пипсан Сааринен-Свенсон тоже была известным дизайнером текстиля и интерьеров. Вместе с мужем — американским архитектором Бобом Свенсоном она основала в 1947 году архитектурное бюро «Свенсон Ассошиэйтс», первым на рынке предлагавшее клиентам комплексные услуги по проектированию зданий и дизайну интерьеров.

Пипсан Сааринен. Фото на выставке в усадьбе "Виттреск", Финляндия. Фото автора, 2010 год.
Пипсан Сааринен. Фото на выставке в усадьбе "Виттреск", Финляндия. Фото автора, 2010 год.

Усадьбу «Виттреск» Сааринен-старший продаст уже после Второй мировой войны, в 1949 году. По счастью все последующие годы здание находилось в руках у людей, понимающих в искусстве: дом купили юрист и бизнесмен Райнер Вуорио и его жена — финская писательница Анельма Вуорио. Затем домом владел банк (семья Вуорио обанкротилась), после — Фонд имени Саломона и Герды Вуорио. Насколько можно судить — речь идёт об однофамильце предыдущих владельцев. Саломон Вуорио был основателем известной в Финляндии фирмы по торговле красками и обоями. После его кончины наследство досталось сыну, но сын умер бездетным и все имущество миллионера Саломона Вуорио перешло к фонду его имени. Фонд отреставрировал «Виттреск» и уже в 1971 году открыл там музей. В 1981 году музей перешёл к финскому государству.

-18
-19
-20

Бонус: галерея фотографий элементов «северного модерна» в Хельсинки. Часть домов — построена Саариненом, Гезеллиусом и Линдгреном.