Если сесть на центральном вокзале Хельсинки в старенькую местную электричку для коротких дистанций — четыре-пять вагонов с трамвайными дверями — и отправиться на запад от финской столицы — то через полчаса оказываешься в Кирконумми на берегу озера Виттреск-ярви.
Здесь, на высоком берегу группа живописных строений образует одно из самых известных архитектурных произведений северного модерна — усадьбу «Виттреск» (Hvitträsk).
По случаю ковида музей-усадьба сейчас закрыта, так что прогуляемся по ней виртуально.
В начале XX века «Виттреск» построили, чтобы вместе жить и работать, три знаменитых финских архитектора — основоположники национально-романтического стиля (или финской версии «северного модерна», кому — как привычнее), Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен.
Усадьба затевалась просторной: жить планировали вместе с семьями и тут же творить. Архитектурное бюро знаменитой троицы тогда процветало: финский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 года прославил их, а строительство роскошных зданий банков, доходных домов, вилл и особняков — обогатило. Из их знаковых произведений — известное в Хельсинки массивное здание акционерного общества «Похьола», на главной торговой улице имени царя Александра I — Алексантеринкату — сразу бросается в глаза. Похоже на гигантскую каменную глыбу с вырезанными то тут то там гномами, троллями, медведями и совами.
Творческому успеху Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена сопутствовала весьма насыщенная личная жизнь. Ещё до въезда в новую усадьбу жена Сааринена ушла от него к Гезеллиусу, а Сааринен вскоре женился на сестре Гезеллиуса.
Близкие дягилевскому «Миру искусства» друзья-архитекторы принимали у себя в усадьбе цвет русской творческой интеллигенции тех лет. Сааринен, кстати, говорил по русски: часть детства он провёл в Гатчине, здесь ходил в прогимназию (отец его был пастором в местном лютеранском приходе).
В 1905 году в усадьбе «Виттреск» гостил Горький — он тогда скрывался от царской охранки в Финляндии, на вилле у знаменитого финского художника — тоже «мирискусника» Акселя Галлена-Каллела.
По воспоминаниям Сааринена, ночью, стоя на балконе в башне усадьбы «Виттреск» и любуясь окружающим пейзажем, Алексей Максимович простер свои знаменитые длинные руки к небу и воскликнул: «И ещё находятся люди, которые утверждают, что Бога нет!».
Усадьба и в самом деле расположена очень удачно — озеро, лес — типичный суровый финский пейзаж.
Внутри — пиршество «северного модерна». Большинство интерьеров сохранилось в первозданном виде, либо — было тщательно восстановлено. После распада творческого союза трёх архитекторов (Линдгрен уехал преподавать в Хельсинки, а слабый лёгкими Гезеллиус умер в 1916 году в возрасте 42 лет), усадьба перешла в единоличное владение Сааринена.
Здесь росли его дети, и, в частности, сын Ээро, которому было суждено превзойти отца и стать одним из самых известных архитекторов середины ХХ века. Его аэропорт имени Даллеса в Вашингтоне и терминал ТWA в аэропорту имени Кеннеди в Нью -Йорке стали иконами модернизма 60-х: бетон, много стекла, полёт огромных масс, лёгкость и свет — все, что мы любим в архитектуре тех лет.
Ну а пока маленький Ээро с сестрой веселились в детской, где кукольная мебель в стиле раннего английского модерна была спроектирована их отцом.
Последним крупным произведением Сааринена-старшего в Финляндии стал железнодорожный вокзал в Хельсинки. Уже близкий ар-деко, вокзал и по сей день радует глаз оригинальными формами. Стоящие у входа с фонарями в руках каменные великаны напоминают персонажей финского эпоса, а высокая башня с часами — соревнуется в приметности с ратушами в Стокгольме и Копенгагене.
В 1923 году Элиэль Сааринен занимает второе место в международном конкурсе на проект небоскрёба для газеты «Чикаго трибьюн». Его версия здания привлекает внимание и открывает Сааринену дорогу в Новый свет. В 1923 году архитектор с семьей переезжает в США.
Об американских годах Сааринена-старшего можно прочитать здесь.
Все тридцатые и сороковые, с перерывом на войну, семья Саариненов не порывает связи с Финляндией и усадьбу «Виттреск» не продаёт, проводя здесь каждое лето. Больше того — первым самостоятельным проектом Сааринена-младшего станет перестройка Шведского театра в Хельсинки, в 1935 году. Построенное Николаем Бенуа в стиле эклектики в 1860 году, здание, стоящее в самом центре Хельсинки, в начале 30-х годов было решено обновить. Интерьеры (в особенности, зал) по большей части оставили прежними, а вот наружный облик — переделали коренным образом. Здание стало образчиком финского ар-деко. Реконструкцию финансировал известный шведско-язычный финский политик, газетный магнат и меценат Амос Андерсон.
Из внутренней отделки зала решено было осовременить кресла. Как и отец — Ээро Сааринен любить проектировать не только здания, но также и интерьеры, и мебель. Красные кресла в зрительном зале стали его первой работой в качестве дизайнера мебели. К слову сказать, в будущем Ээро Сааринен прославится не только своими аэропортами, но и модернистскими креслами.
Судьба уготовала ему яркую, но, увы, короткую жизнь. В отличие от отца, дожившего до 76 лет, Ээро Сааринен умрет от опухоли мозга в 51 год, в расцвете творческих сил.
Небольшая часть экспозиции в усадьбе «Виттреск» посвящена именно Сааринену-младшему и его работе над реконструкцией Шведского театра. В ходе очередного ремонта в 2010-х годах подлинные кресла в зрительном зале были заменены репликой (полностью или частично — не берёмся сказать). Но несколько оригинальных кресел, к которым приложил руку Ээро Сааринен, из ряда вырезали и отправили на вечное хранение в «Виттреск».
Мебель самой усадьбы поражает воображение. Особенно впечатляет рабочий стол Элиэля Сааринена.
Переехав в Америку Сааринен-старший и там обустроил себе дом-произведение искусства. Сааринен-хаус в университетском кампусе в Кранбруке (штат Мичиган) — образчик любимого американцами ар-деко — тоже стал музеем (https://cranbrookartmuseum.org/visit/).
На стенах «Виттреска» привлекают внимание женские портреты. Женщины Сааринену-старшему доставались сильные и яркие.
С одной фотографии смотрит на нас настоящая красотка-эмансипэ эпохи модерна — Матильда ("Матти") Тони Шарлотта Гезеллиус (в девичестве Гульден). Это та самая — первая жена Сааринена, которая ушла от него к его же бизнес-партнеру архитектору Гезеллиусу.
Матильда ненадолго пережила своего рано умершего второго супруга — она умерла в Париже, 22 апреля 1921 года в возрасте 43 лет. Детей у неё не было.
На другом — семейном фото — суровая властная дама с мужем и двумя детьми — это Минна Каролина Матильда Луиза Сааринен (Гезеллиус) — больше известная под именем Лойя — сестра архитектора Гезеллиуса и вторая жена архитектора Сааринена, мать его детей — дочки Пипсан и сына Ээро.
Лойя Сааринен была известным дизайнером текстиля и скульптором. В Америке у неё была своя дизайн-студия по разработке интерьерных тканей. Считается, что именно она привнесла в дизайн интерьеров в Северной Америке скандинавский стиль. Лойя пережила и своего мужа, и сына, и умерла в Америке, в возрасте 89 лет, в 1968 году.
В тени знаменитых отца, матери и брата не теряется и Пипсан Сааринен — старшая дочь Элиэля Сааринена и Лойи Гезеллиус. Пипсан Сааринен-Свенсон тоже была известным дизайнером текстиля и интерьеров. Вместе с мужем — американским архитектором Бобом Свенсоном она основала в 1947 году архитектурное бюро «Свенсон Ассошиэйтс», первым на рынке предлагавшее клиентам комплексные услуги по проектированию зданий и дизайну интерьеров.
Усадьбу «Виттреск» Сааринен-старший продаст уже после Второй мировой войны, в 1949 году. По счастью все последующие годы здание находилось в руках у людей, понимающих в искусстве: дом купили юрист и бизнесмен Райнер Вуорио и его жена — финская писательница Анельма Вуорио. Затем домом владел банк (семья Вуорио обанкротилась), после — Фонд имени Саломона и Герды Вуорио. Насколько можно судить — речь идёт об однофамильце предыдущих владельцев. Саломон Вуорио был основателем известной в Финляндии фирмы по торговле красками и обоями. После его кончины наследство досталось сыну, но сын умер бездетным и все имущество миллионера Саломона Вуорио перешло к фонду его имени. Фонд отреставрировал «Виттреск» и уже в 1971 году открыл там музей. В 1981 году музей перешёл к финскому государству.
Бонус: галерея фотографий элементов «северного модерна» в Хельсинки. Часть домов — построена Саариненом, Гезеллиусом и Линдгреном.