Найти в Дзене
Александр Бельский

Диалектика собачьей жизни ...

(побасёнка № 1) Очень многое хотелось бы рассказать, но, оказывается, что это не всегда можно или хочется сделать. Сейчас прошло уже много лет и можно поделиться одной историей про случай на таёжной сибирской пасеке ... Месторасположение пасеки простое: Красноярский край, Мотыгинский район, территории Больших Лужков. Почтового адреса нет. Просто поляны в тайге – это и есть лужки, т.е. небольшие поляны. До ближайшего населенного пункта – посёлка Рыбного – по прямой около 4 километров. *** В вузе мне очень нравилась диалектика: вот жили греки и римляне тысячу лет назад, описали законы жизни общества, а эти закономерности до сих пор точны, работают и будут работать. Так вот случай на пасеке с прицелом на диалектику я и поведаю. Кратко. Если понравится, то в нашей памяти этих случаев … В общем, есть, чем поделиться. *** Работа летом на пасеке - это, прежде всего, работа в жару и на солнце: пот льется ручьем. К вечеру ты просто опрелость в потной одежде, на которую летят мошкарьё, комары и

(побасёнка № 1)

Очень многое хотелось бы рассказать, но, оказывается, что это не всегда можно или хочется сделать. Сейчас прошло уже много лет и можно поделиться одной историей про случай на таёжной сибирской пасеке ... Месторасположение пасеки простое: Красноярский край, Мотыгинский район, территории Больших Лужков. Почтового адреса нет. Просто поляны в тайге – это и есть лужки, т.е. небольшие поляны. До ближайшего населенного пункта – посёлка Рыбного – по прямой около 4 километров.

***

В вузе мне очень нравилась диалектика: вот жили греки и римляне тысячу лет назад, описали законы жизни общества, а эти закономерности до сих пор точны, работают и будут работать. Так вот случай на пасеке с прицелом на диалектику я и поведаю. Кратко. Если понравится, то в нашей памяти этих случаев … В общем, есть, чем поделиться.

***

Работа летом на пасеке - это, прежде всего, работа в жару и на солнце: пот льется ручьем. К вечеру ты просто опрелость в потной одежде, на которую летят мошкарьё, комары и прочий гнус. Поэтому на пятый или шестой год существования пасеки собственными силами была построена банька (фото 1).

Фото 1. Баня на этапе  сруба.  Срубили ее по типу зимовья.
Фото 1. Баня на этапе сруба. Срубили ее по типу зимовья.

Получилась она на загляденье снаружи и отличная внутри. Хоть телепередачу снимай «В гостях у сказки». На фото 2 видать, что посередине сруба баньки (она за отцом на заднем плане) проходила изгородь пасеки.

Фото 2. Баня видна за спиной у отца.
Фото 2. Баня видна за спиной у отца.

Следующее фото (фото 3) снято примерно с этой же точки (плюс-минус 2-3 метра), но только с поворотом градусов на 90 против часовой стрелки. На ней виден пасечный домик.

Фото 3. Вид на поляну пасеки снизу (от ручья). Лето 1979(?) года.
Фото 3. Вид на поляну пасеки снизу (от ручья). Лето 1979(?) года.

Снаружи этой изгороди была пригорожена еще одна изгородь - в ней паслась подхозная лошадь Лохматуха. Звали ее так, потому что, если вокруг моего родного Бельска было 100 репейников, то весь репей с 99 репейников был на ней - в челке, гриве и хвосте. Там не было волос - был сплошной колтун, а лошади не любит вычесывания - они кусаются и лягаются. Вычесывать не успевали, так она и ходила - лохматая. Вот в один из летних и, видимо, июльских дней 1978 года закончили смотреть пчел, прибрались. Я, как пацаненок 10-11 лет, днем натаскал из ручья воды и топил баню. Помощником пчеловода был Витя Головнёв. Отец состоял на должности преловода. Ну отец и говорит мне: Пошли в баню, сполоснемся, а потом Виктор сходит.

***

Пришли в баню, начали мыться, а вокруг происходила ситуация, которую я понял поздно. Отец в начале попарился и, не выходя, как обычно, из бани, начал греметь тазиком, стучать ковшиком по бочке, громко говорить.

Я его спрашиваю: Пап, ты че гремишь?

А он мне: Сынок, а ты ничего не понял?

Отвечаю: Не понял.

Он в ответ: Не пугайся и скажи мне, что происходит вокруг?

Отвечаю: Моемся в бане ... Лохматуха около бани топчется, трется о бревна (она это делала часто, там кусты черемуховые - они от гнуса спасают, чесаться удобно о выступающее бревно сруба) .... свинья хрюкает ...

Отец говорит: А Лохматуха на пасеке? (ее не было). Откуда здесь свинья? ...

И вот тут происходит следующее: "Лохматуха", которой нет, похрюкивает, толкает весь сруб бани так, что один угол бани реально приподымается, трещит оконная рама и стекло, но стекло не лопается ....

Тут до меня дошло, что это за "Лохматуха" - это медведь! В тот год пришел в район Больших Лужков, где стояла пасеки, и жил пакостный медведь (пытался вытаскивать ульи с пасеки, стал выходить днем на соседние рыбинские покосы: жрать припасы покосчиков, пугать народ в ручьях и перелесках, чуть позже рыбинские мужики устроили на него охоту, гоняли 2 дня, ранили, не добыли, но он больше не появлялся, видимо, сдох от раны).

Отец открывает дверь и начинает сперва материть медведя. Помню, что материл его, как человека: "Ты совсем ох...ел, косолапый! Лето, а ты жрать нас собрался ... Малины тебе мало .." и в таком духе. Только после этого он начинает звать собак. В тот год и день на пасеке было 3 собаки: Ветка, старая опытная сука лет 12 (ее купили у д. Володи Бущика) и ее ребяшки двух пометов - сука Торба (1,5 года) и кобель Верный (0,5 года). Верный был кобель крупный не по возрасту, чутка туповат, но медведя не боялся. Торба на медведя в тайге наступать «стеснялась», но правда, не бросала при встрече с медведем не бросала, но и не держала его. Проблема оказалась в том, что собаки Торба и Верный. спущенные с цепи, ушли в лес: шмонать у костров объедки, сбивать с кустарников и давить молодых бурундуков, жрать яйца из гнезд на земле, ... в общем по своим собачьим делам. Старая сука Ветка в покосы сидела на цепи у пасечного домика: покос идет, люди приходят, кто грабли отремонтировать, кто косу на бабке отбить. Как хорошая собака, она никого не пропускала, закрутит на месте, доведёт до страха и ждёи прихода хозяина. На зов отца, но не с первого раза, она сразу чухнула ситуацию: Мишка в "гости" пришел - залаяла сразу, как на медведя - взревела.

Отец кричит дальше, кричит Виктору Головневу: Витя, спусти собаку и закройся в доме ...

А Витя-то не слышит: не то что нас, от собаку Ветку, ревущую на медведя, не слышит. Потом оказалось, что он придремал в доме, дверь в дом открыта, печка топится, каша собакам варится - выкипела и пригорела на полтора сантиметра ... Банька от дома в 100 метрах и она в низине от дома. Хоть заорись от бани - у домика не слышно, мы потом проверяли. ... На наше счастье Витю все-таки разбудила лаем Ветка. Голос от бани Вите было не слышно, да и сорвал голос батя почти сразу, сипеть начал. Витя по лаю Ветки понял сразу и однозначно, что медведь где-то рядом - спустил собаку...

К этому времени минут 10 орал батя, уже не орал, а как старый тромбон сипел. Я тоже пытался кричать, но кого там накричишь, голос сорвался почти сразу – на первой минуте ... Осада бани шла полным ходом, сруб трещал, этот «товарищ в тулупе» еще на крышу пыталась забраться. Ситуация выглядела так: отец периодически кричал Виктору про собаку и чтобы к бане не шел - закрылся в доме, материл медведя. Человеческий голос отвлекал медведя от разборки бани, а я стучал в тазики и по котлу ковшиками (эмалированные ковшики потом выкинули, а алюминиевые выправили, хотя и выглядели они почти как барабанные палочки (греметь-то надо было). Полученные ощущения с "непривычки" были очень неприятными ощущениями, когда медведь рядом: сопит, воняет, вздыхает, сруб под когтями трещит, мох из пазовы вываливается …. Вот про воняет - это особенно было впечатлительно. Оказывается, что вонь прелым от шкуры и смрадом от дыхания – это две разные вещи. Он, однако, щетку зубную и мыло еще в детстве потерял, а в баню не ходил ... Позже - вечером или на другой день - отец скажет, что надо баню проконопатить - дырок много, т.к. медведем сильно воняло в бане ... Он когтями мох ловко разобрал ... Осада продолжалась долго, минут 10 всяко: счет был 0:0, но при явным преимуществе «гостя» и с вероятным исходом 2:0 не в нашу пользу ...

Как я был рад виду несущейся Ветки через щёлку в банной двери: шерсть на загривке дыбом, как у дикого кабана в кино, несется прыжками и только рычит. Сразу за баню - тут сразу стало легче: "почему-то" перестали ломать баню и затрещали кусты. Боевая была Ветка: бздячек она организовала "михуйлу" нормально - сперва метрах в 20 от бани она его усадила и держала, но мы на эту "охоту" не пошли, уходил потом Мишка ходом, пару раз подрявкнул, видимо, что за "галифе" ему попадало регулярно. Тут еще Торба с Верным вернулись на пасеку из тайги. Верный при опытной мамке хорошо давил на медведя. Погоняли они хорошо. Пришли часа через два: на лопатках из-под шерсти аж пена, как на загнанных лошадях, морды довольные, хвостиками виляют, в руки тычутся - надо погладить, похвалить, угостить ....

На пасеке было принято проводить то, что сейчас называется учения ГОиЧС. Все знали, где ружье (двустволка-горизонталка 16-го калибра), патронташ, пули и картечь. Всё всегда было на одном месте. Было 2 патронташа. Один малый - чисто противомедвежий - патронов на 8: здесь были пули (справа) и картечь (слева). В большом патронташе правый из трех "отсеков" был также снаряжен против медведя: справа - пули, слева - картечь. Так вот Виктор, как отпсутил Ветку с цепи, нисколько не трухнул: подпоясался малым патронташем, зарядил пули и картечь из большого (пуля - в левый ствол, картечь - в правый), и после того как спустил Ветку, пошел нас выручать. Вышел на угол столярки (на фото слева чуть-чуть торчит на уровне черемухового куста), позвал отца. Отец ему: Уходи! Тот: Буду стрелять!

Так что и нашей таёжной пасеке было место для геройских поступков.

***

В общем, когда "ушел" медведь с собаками, мы пришли в домик. Вот тогда отец и сказал: Пойдем, сынок, перемоемся! ...

Перемылись ... В тот вечер собаки получили усиленный паек: кашу приправили топленым салом, дали по 2 порции. Вот тут-то и состоялся монолог старого кузнеца с элементами диалектического рассуждения, про которые я сперва услышал в старшей школе, а потом в вузе. Как сейчас, помню, выношу я кашу собакам в мисках раздавать: миски-то знатные - банки из-под селедки на 5 килограмм, а отец комментирует: "Тебя Торба с Верным не кормить надо, а закрыть в домике и отпиз..ть хорошенько! Но нельзя: обгадите всё, а убирать-то некому ... Да и поймете не так. Придет мишка следующий раз, а вы не то, что защищать - гавкать не будете". Вот это и есть диалектика, про которую я хотел рассказать – про диалектику таежной жизни ... Собаки двойную порцию не доели. Ветка получила лучший кусок со стола. А отец целую неделю говорил тихо - голос-то был осипший. Утром встанет, пару слов скажет - есть голос, потом раз и нет голоса.

***

Вот такое было детство: жизнь в лесу при пасеке. Приедешь домой после недели жизни на пасеке, а в деревне-то - реально другая жизнь и другой век: есть народ, электричество, телевизор, кино, девчонки, волейбол, речка ... Нет комаров, мошки, ухода за лошадью, медведя, походов в ручей по воду, вечно жалящих пчёл. Да пропади пропадом эта пасека ...

***

Пасеки нет уже больше 30 лет. Давно нет отца. Несколько лет назад не стало Виктора. Про бывшую пасеку говорят, что дом сожгли, сруб баньки догнивает на земле ... Чувствую, что и моя память потихоньку стирается ... Мишкин приход в баню с нашей повторной помывкой еще помнится ... Было всяко ... Но получилось так, как когда-то в моём детстве сказал отец, а до него эту суть же сказали древние греки: Всё плохое забудется, а лучшее останется и это будут воспоминания о тайге и пасеке. Я это запомнил, потому что был категорически не согласен. Помню, что и Витя Головнёв был не согласен. Меня он был старше года на четыре (?). ... Время показало, что прав был отец. Вернее диалектический материализм, прости господи, этих греков. Вот так и развивается диалектика жизни и не только собачьей. Но это уже совсем другая история и о ней - уже в другой побасёнке ...

#развлечение #реальная история #сибирь #побасенки сибирские #пасека #байки у костра