Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

«The Life and Suffering of Sir Brante»

Игра «The Life and Suffering of Sir Brante», 2021 г.

Компьютерная игра «The Life and Suffering of Sir Brante» увидела свет ещё в марте 2021 года. Но я добрался до неё только сейчас. Тот самый случай, когда лучше поздно, чем никогда.

Если точнее, то игра называется «Жизнь и страдания господина Бранте в эпоху падения Блаженной империи Аркнов». Это название не только более полное и точное, но и более правильное – игра-то отечественная. И переведена с русского на английский, а не наоборот.

Рука так и тянется добавить к старомодному названию логическое завершение, в стиле Дефо и его Робинзона, – «…написанные им самим». Но это будет не совсем правдой, ведь судьбу господина Бранте придётся писать нам, игрокам.

Что представляет собой игра? Эдакий интерактивный роман. «Текстовую РПГ» (РПГ это RPG, «Role-Playing Game» - ролевая игра). Или, как официально заявлено, это «нарративная ролевая игра». Даже внешне она оформлена как солидный фолиант в кожаном переплёте, на пожелтевших страницах которого текстом и иллюстрациями, разворачиваются жизнь и страдания господина Бранте.

В каком-то из отзывов я увидел, что текста, мол, в игре очень много, на «Войну и мир». Нет, не так. Это в «Disco Elysium» действительно мегатонны текста, тут гораздо меньше. Просто ничего другого кроме текста в «Жизни и страданиях…» нет. Это ведь «текстовая РПГ», тут только читать надо. И выбор делать.

Собственно в выборе и заключается игровая часть. Вот происходят какие-то события, вот идёт какой-то разговор, и вот игроку надо что-то выбрать – как поступить, что сказать или вовсе не делать ничего и уклонится от ответов. Естественно, выбор доступных вариантов зависит от ранее принятых решений и от характеристик персонажа (которые, опять-таки, зависят от ранее принятых решений).

Игра разбита на пять неравновесных глав. «Детство» и «Отрочество», длящиеся по восемь лет, пролетают быстро, на каждый год приходится всего одно-два события. Последствия которых, правда, будут сказываться до самого конца. В четырёх годах «Юности» господину Бранте, приехавшему поступать в столичный Университет, придётся сделать генеральный выбор – по какому пути пойти дальше. Следующая глава, «Мир», хоть и вмещает восемь лет, насыщена событиями больше, чем предыдущие три главы вместе взятые. Ну и финал – «Восстание». Это всего один день двадцативосьмилетнего господина Бранте. Если он доживёт до этого дня, конечно.

Мир игры вымышленный и немного фэнтезийный. Тут есть вполне реальные божества и их чудеса, у местных людей специфические отношения со смертью, а кроме собственно людей имеется и местный аналог эльфов – аркны. Отличающиеся от людей разве что цветом кожи. Ну и ещё тем, что они занимают самую верхушку местной социальной пирамиды. Но «фэнтезийность» не должна вас отпугивать, не она в игре главное. «Фэнтезийности» не много и она органично вплетена в игру. Если же проводить аналогии с реальностью, то в игре эдакий европейский XVII век.

Мир игры жёстко поделён на сословия и пропитан религией. Есть простолюдины, чей Удел (да, с большой буквы) – работать и страдать. Есть дворяне, чей Удел – властвовать и нести ответственность (а заодно наслаждаться всеми благами жизни). Ну и священники есть, чей Удел утешать и наставлять. Все эти сословия неоднородны, есть дворяне личные и дворяне наследные, есть беднота и есть богатеи, но все загнаны в рамки своих Уделов.

Вся социальная структура местного общества напрямую установлена тысячелетней давности божественным вмешательством, политическое и социальное устройство намертво сплавлено с религией. И на момент игры вся эта система трещит по швам, раздираемая противоречиями и конфликтами.

Богатое мещанство хочет выбить себе толику прав у дворян. Те, кто заслужил личное дворянство, стремятся залезть на ступеньку повыше и втиснутся в ряды дворянства наследственного. Та часть властителей, что поумнее, готова поступится частью привилегий, чтобы не лишится всего, а те, кто поглупее, горой стоят за незыблемость обычаев тысячелетней старины. Высшая аристократия тянет в одну сторону, имперский центр – в другую. Желания крестьян и ремесленников, как обычно, всем до лампочки, но они тоже чего-то хотят. Хотя бы просто перестать бессмысленно «страдать», будучи абсолютно беспомощными и бесправными, и просто жить по закону. А тут ещё и церковная «реформация» дополнительно раскалывает общество.

Герой игры, господин Бранте, родом из весьма специфической семьи, может выбрать один из трёх путей – выслужить личное дворянство, стать священником или остаться простолюдином. И каждый из этих путей неоднороден и предполагает несколько линий. Можно впадать в крайности, это легче всего. Можно пытаться соблюсти некий разумный компромисс, это непросто.

Каждый из путей показывает мир игры с разных сторон, только пройдя все эти варианты понятно, почему произошли те или иные события и как они были связаны. Путь дворянина показывает грызню в верхних слоях общества, путь священника даёт игроку больше всего сведений о мироустройстве, местной истории, религии и магии. Путь угнетённого простолюдина неизбежно ведёт в революционное подполье. А где тайные общества, там и Тайная канцелярия. Путь простолюдина на мой взгляд самый сложный – придётся пытаться усидеть сразу на четырёх стульях и вырулить из весьма непростой ситуации. Если надумаете заняться этой игрой, я рекомендую проходить её именно в таком порядке – дворянин, священник, простолюдин. Игра небольшая, за пару вечеров можно пройти одним из её путей, одним из способов.

Любой путь, любая линия ведёт к неизбежным потерям – в карьере, семье, идеалах. Не зря игра не просто о жизни господина Бранте, но и о его страданиях. Неизбежно придётся выбирать между плохим и худшим. Надо одновременно делать множество взаимосвязанных и противоречивых дел. Надо «строить карьеру», тем или иным способом. (А игрока буду тянуть в разные стороны совесть, начальство, друзья и враги). Надо поддерживать мир и благополучие в семье, а это, пожалуй, ещё сложнее, семья господина Бранте наполнена неразрешимыми конфликтами. «Романтический интерес» господина Бранте, на каждом пути свой, подсыпает ещё щепотку трагедий. Ну и политика. Как бы не поступал господин Бранте, что бы ни делал, его неизбежно затянет в жернова политического противостояния. И каким он оттуда выберется, верным охранителем, неистовым анархистом, умеренным реформатором, да и выберется ли вообще, заранее неизвестно.

Очень просто избрать «радикальный» путь, не важно, какой. Не искать компромиссов в своём деле, выбрать одних членов семьи и разорвать отношения с другими, двигаться строго по прямой. Итогом будет счастье, благополучие и полное отсутствие совести господина Бранте, персонаж у игрока получится откровенной сволочью.

Самый сложный и драматичный путь – попытаться хоть немного улучшить мир, не скатываясь при этом в крайности и кровавый разгул, сохранить семью, друзей и самоуважение. Путь сложный, но интересный.

Особенно непросто становится, если отключить в настройках возможность видеть (в циферках) к чему приведёт тот или иной выбор. Игра советует эту «видимость» включить, я же советую, хотя бы на первое прохождение, выключить – так интереснее, сложнее и драматичнее. (В моё первое, хардкорное, прохождение, с выключенной «видимостью» и возможностью переиграть с начала главы, мой господин Бранте, худо-бедно балансируя и выбирая меньшее зло, дотянул до 25 лет, но всё равно нарвался на поединок с безжалостным аристократом и был убит, так и не добравшись до финала).

Впрочем, вам самим решать, какими будут жизнь и страдания господина Бранте.

#компьютерные игры #rpg #ролевые игры #игры #история #текстовые игры #рецензия на игру #рпг игры #рпг #отзывы