В первый же день, как приехали в Калининград, заметили на улице симпатичный трамвай.
Пятёрочка проходит по центру города (из окон, в частности, можно увидеть площадь Победы, Башню Дона (где расположен музей янтаря), Росгартенские ворота, памятник Александру Невскому, недостроенный дом советов, Кафедральный собор на о. Канта, домик смотрителя, Фридландские ворота) и имеет очень говорящие названия конечных - ул. Дюнная и ул. Бассейная. Дважды трамвай пересекает реку по Деревянному и Высокому мостам. Чем не идеальный экскурсионный маршрут. Стоимость проезда в общественном транспорте Калининграда - 28 рублей (25 р по транспортной карте и 15 р. по единой ученической карте (опция для школьников, только местных, дочь обилетили по полному тарифу).
Посадка и высадка тот ещё квест. В центре трамвай идёт не по выделенной полосе. Вагон останавливается, выходящие выходят и бегут с середины проезжей части к обочине, те, кто хочет попасть на борт, наоборот, спешно идут к трамваю, посматривая, все ли машины остановились и пропускают пешеходов.
Внутри вагона жёсткие сиденья и исцарапанные посланиями стекла. Такой привет из советского прошлого. Из современного только валидаторы для оплаты проезда банковской картой. И да, тут, в отличие от Красноярска, сохранились длинные трамваи, где вагоны соединены гармошкой. В детстве, когда ездили в красноярских трамваях и троллейбусах - эти гармошечные сгибы были для нас самыми козырными местами. Как там все шумит - скрепит при поворотах. Прям ностальгнул, с 90-х годов в гармошках не катался.
К сожалению, трамваи в Калининграде переживают не лучшие времена. Этот вид транспорта пережил распад Советского Союза в этом городе без потерь, но то, что не сделали 90-е с лихвой компенсировали 2000-е. Как говорят местные, лоббисты от коммерческого транспорта успешно убивают экологичные виды передвижения. Из разветвленной когда-то сети остался только один маршрут - номер 5. Остальные канули в лету, невостребованное трамвайное полотно при ремонтах улиц демонтируют. В концепции развития транспорта есть планы по развитию электротранспорта, но местные относятся к ним скептически. И вполне обоснованно. Вместо закрытых трамвайных маршрутов обещали запустить троллейбусные, но этого не случилось.
Между тем, калининградский трамвай - явление интересное. Движение началось ещё в 1895 году, то есть это самая старая трамвайная система в России. И это одна из трёх трамвайных систем (помимо Пятигорска и Евпатории) с сохранившейся метровой колеей. Стандартной в России колеей сейчас является полутораметровая.
Текст Андрей Мужщинский