«— Где Зак? — требовательно спросил он еще раз, перекрывая хор голосов.
Шум утих так же внезапно, как поднялся.
— Тебя это не касается, сын мой, — сказала Мэлис, все еще стараясь быть тактичной, несмотря на упорство Дриззта. — Теперь ты — оружейник Дома До'Урден. Ллос простила твою дерзость, и за тобой больше не числится преступлений. Можешь начать заново делать карьеру, завоевывая славу!
Слова ее пронзили Дриззта сильнее, чем могла бы пронзить собственная сабля».
Здравствуйте. Как ни странно, в диалогах эмоции передавать труднее, чем просто описывая состояние героев.
Если вы не читали произведение, можете ли по отрывку выше ответить на вопросы:
– кто из героев говорит искренне, а кто притворяется?
– для кого разговор важнее?
– как передаются эмоции и насколько они достоверны?
Ответьте, а в конце мы вернемся к этому примеру и посмотрим на приемы.
Я не буду сильно напрягать вас психологией, но одна из бед в том, что писатели часто путают настроение и чувства, реакции и эмоциональные состояния и другие вещи.
Все эмоциональные проявления можно разделить на виды:
Никакой иерархии нет, но я выстроил их от начальных реакций до максимального проявления. Разобраться во всем нужно, чтобы точнее передавать то, что происходит с персонажами на эмоциональном уровне.
Эмоциональное реагирование (реакции)
Каждый человек каким-то образом реагирует, дает реакцию на условный раздражитель. И все по-разному. Скажем, человек увидел что-то необычное, неземное. Один испугался и сделал шаг назад. Другой удивился, остановился и вытянул шею в любопытстве. Третий взволновался, схватился за телефон, включил камеру и т.д. А если ваш герой в такой ситуации разденется и начнет и крутить колесо? Недостоверно, конечно.
Когда писатель сетует, что показывает чувства персонажей, а читатели все равно считают, что, мол, сухой язык, а герои безэмоциональные, чаще всего дело не в языке, а в недостоверности показываемых эмоциональных реакций. Читатель их попросту не воспринимает.
Реакция зависит от темперамента, характера персонажа, от его желаний, цели, от возможностей и ресурсов, которые в данный момент имеются у персонажа.
Все проявления могут смешиваться, одно тянет другое, переходит одно в другое и т.п.
► Реакция на что-то есть всегда, даже если она статична и внешне не проявляется.
«За́мер» – это тоже реакция. Даже «ледяная статуя» может испытать эмоциональную вспышку. И такой контраст всегда интересен.
Например, в женских романах частенько встречается герой – хладнокровный брутал, но чувство любви дает ему эмоциональные потрясения.
► Реакция – не застывший процесс. Она изменчива от ригидности до лабильности. То есть в проявлении меняется от неподвижности, ограниченности до максимальных переживаний. И от нее зависит поведение персонажа. Раздражитель (враг, оппонент, друг) может не замечать реакций героя, но не нужно скрывать их от читателя.
► Важно заранее, продумывая все о герое, определить – насколько герой эмоционален, в какой степени реагирует и как гибко, способен ли на отзывчивость, сопереживание, эмпатию, деликатность, умеет ли он контролировать свои эмоциональные реакции, сдерживаться, или же, напротив, не осознает своего поведения в момент реагирования. Может ли он разобраться в своих переживаниях или затрудняется, умет ли отделить переживания от физических ощущений, надолго или нет сосредотачивается на своих реакциях. Грубо говоря, писатель сам должен хорошо знать своих героев.
► Несомненно, реакция должна быть достоверной. Да, она может быть эксцентричной, эпатажной, от отклика до аффекта – какой угодно, но достоверной. Как писателю самому это почувствовать? А как бы вы среагировали в той или иной ситуации? Определите несколько своих возможных реакций и выберите ту, которая соответствует характеру вашего персонажа и наименее стереотипна.
Вернемся к отрывку из книги Роберта Сальваторе «Отступник». Герои – дроу: мать Мэлис и ее сын Дриззт
«— Где Зак? — требовательно спросил он еще раз, перекрывая хор голосов.
Шум утих так же внезапно, как поднялся.
— Тебя это не касается, сын мой, — сказала Мэлис, все еще стараясь быть тактичной, несмотря на упорство Дриззта. — Теперь ты — оружейник Дома До'Урден. Ллос простила твою дерзость, и за тобой больше не числится преступлений. Можешь начать заново делать карьеру, завоевывая славу!
Слова ее пронзили Дриззта сильнее, чем могла бы пронзить собственная сабля.
— Ты убила его, — громко прошептал он. Правда была слишком ужасна, чтобы остаться невысказанной.
Лицо Матери Мэлис внезапно исказилось от гнева.
— Это ты убил его! — крикнула она в ответ. — Это твоя дерзость потребовала принести жертву Паучьей Королеве!
Язык Дриззта прилип к гортани. Мэлис продолжала, откинувшись в кресле:
— А ты жив. Так же как девочка-эльф!
Дайнин был не единственным в комнате, кто ахнул от изумления.
— Да, нам известно о твоем обмане, — усмехнулась Мэлис. — И Паучьей Королеве с самого начала все было известно. Она потребовала искупления.
— И ты принесла в жертву Закнафейна? — выдохнул Дриззт, с трудом выговаривая слова. — Ты отдала его этой проклятой Паучьей Королеве?
— Я бы на твоем месте выбирала слова, говоря о Паучьей Королеве, предупреждающе сказала Мэлис. — Забудь Закнафейна. Тебя это не касается. Подумай о собственной жизни, мой храбрый сын. Перед тобой слава, тебе принадлежит почетный титул!
В этот момент Дриззт как раз и думал о собственной жизни, о предложенном ему пути, который сулил жизнь, полную битв, жизнь, в которой он будет убивать дроу.
— У тебя нет иного пути, — сказала Мэлис, заметив происходящую в нем внутреннюю борьбу. — Я предлагаю тебе жизнь. Взамен ты должен поступать так, как я требую, как поступал некогда Закнафейн.
— Данное ему слово ты сдержала, — саркастически заметил Дриззт.
— Сдержала! — заверила его Мэлис. — Закнафейн добровольно ступил на алтарь ради твоего спасения!
Слова ее больно ужалили Дриззта…»
Если представить этот диалог только как эмоциональный обмен, то мы увидим вот что:
Кажется, что Дриззт нападает, да так оно и есть. Обратите внимание, как эмоции героя меняются от желания выяснить правду, до боли от этой самой правды.
Посмотрите, как «ответки» Мэлис выдают в ней умелого манипулятора, который использует убеждение, угрозы и навешивание вины. Последовательно – от более слабой манипуляции до самой сильной. Дриззт тоже кидает обвинения, но в них манипуляции нет. А эмоции Мэлис не меняются: главная – гнев, уверенность и желание, чтобы все было так, как она хочет.
При этом Сальваторе почти не показывает ни каких-то значимых жестов, действий, внешнего проявления эмоций.
Интересен и фон: ведь разговор происходит в зале, полным народу. Герой слышит лишь голоса, для него важнее цель. Мэлис же в какой-то момент забывает об окружении. И в этом они равны.
Диалог писатель доводит до момента, когда продолжение невозможно. Точка. И конечно, читателю хочется знать, что решит Дриззт и как выйдет из очень сложного опасного положения. Это ключевая сцена, кульминация, ведущая ко всем приключениям героя.
Можно запомнить эти приемы и тоже их использовать. Что же он писатель? Перечислю то, что я называю приемом «Противостояние Сальваторе в диалогах» по передаче эмоций.
► У каждого участника диалога есть цель, от которой зависят эмоции персонажа. Цели, как правило, противоположны.
► Каждый в диалоге следует своей роли.
► Эмоции проявляются в противостоянии, невидимой борьбе равных по силе участников.
► Эмоции одного участника меняются до наиболее сильной. Эмоции второго участника могут оставаться неизменными из-за уже принятого ранее решения.
► Один из участников (условно положительный) старается вызвать эмоции при помощи вопросов, истинных утверждений, «прочитать» по эмоциям то, что он хочет знать.
► Один из участников (условно отрицательный) старается вызвать эмоции при помощи притворства, манипуляций, чтобы определить, насколько может влиять на оппонента.
► Диалог доводится до «точки невозврата», когда дальнейший разговор невозможен, исчерпан.
Особняком в группе эмоционального реагирования находится аффект. Это очень интересное состояние персонажа, любопытное читателю. Как написать сцену с персонажем в состоянии аффекта – об том поговорим дальше.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература