Найти тему

Как распознать эмоциональные проявления, чтобы передать их достоверно

«— Где Зак? — требовательно спросил он еще раз, перекрывая хор голосов.
Шум утих так же внезапно, как поднялся.
— Тебя это не касается, сын мой, — сказала Мэлис, все еще стараясь быть тактичной, несмотря на упорство Дриззта. — Теперь ты — оружейник Дома До'Урден. Ллос простила твою дерзость, и за тобой больше не числится преступлений. Можешь начать заново делать карьеру, завоевывая славу!
Слова ее пронзили Дриззта сильнее, чем могла бы пронзить собственная сабля».

Здравствуйте. Как ни странно, в диалогах эмоции передавать труднее, чем просто описывая состояние героев.
Если вы не читали произведение, можете ли по отрывку выше ответить на вопросы:
– кто из героев говорит искренне, а кто притворяется?
– для кого разговор важнее?
– как передаются эмоции и насколько они достоверны?
Ответьте, а в конце мы
вернемся к этому примеру и посмотрим на приемы.

Я не буду сильно напрягать вас психологией, но одна из бед в том, что писатели часто путают настроение и чувства, реакции и эмоциональные состояния и другие вещи.

Все эмоциональные проявления можно разделить на виды:

-2

Никакой иерархии нет, но я выстроил их от начальных реакций до максимального проявления. Разобраться во всем нужно, чтобы точнее передавать то, что происходит с персонажами на эмоциональном уровне.

Эмоциональное реагирование (реакции)

Каждый человек каким-то образом реагирует, дает реакцию на условный раздражитель. И все по-разному. Скажем, человек увидел что-то необычное, неземное. Один испугался и сделал шаг назад. Другой удивился, остановился и вытянул шею в любопытстве. Третий взволновался, схватился за телефон, включил камеру и т.д. А если ваш герой в такой ситуации разденется и начнет и крутить колесо? Недостоверно, конечно.

Когда писатель сетует, что показывает чувства персонажей, а читатели все равно считают, что, мол, сухой язык, а герои безэмоциональные, чаще всего дело не в языке, а в недостоверности показываемых эмоциональных реакций. Читатель их попросту не воспринимает.

Реакция зависит от темперамента, характера персонажа, от его желаний, цели, от возможностей и ресурсов, которые в данный момент имеются у персонажа.
Все проявления могут смешиваться, одно тянет другое, переходит одно в другое и т.п.

-3

Реакция на что-то есть всегда, даже если она статична и внешне не проявляется.
«За́мер» – это тоже реакция. Даже «ледяная статуя» может испытать эмоциональную вспышку. И такой контраст всегда интересен.
Например, в женских романах частенько встречается герой – хладнокровный брутал, но чувство любви дает ему эмоциональные потрясения.

Реакция – не застывший процесс. Она изменчива от ригидности до лабильности. То есть в проявлении меняется от неподвижности, ограниченности до максимальных переживаний. И от нее зависит поведение персонажа. Раздражитель (враг, оппонент, друг) может не замечать реакций героя, но не нужно скрывать их от читателя.

► Важно заранее, продумывая все о герое, определить – насколько герой эмоционален, в какой степени реагирует и как гибко, способен ли на отзывчивость, сопереживание, эмпатию, деликатность, умеет ли он контролировать свои эмоциональные реакции, сдерживаться, или же, напротив, не осознает своего поведения в момент реагирования. Может ли он разобраться в своих переживаниях или затрудняется, умет ли отделить переживания от физических ощущений, надолго или нет сосредотачивается на своих реакциях. Грубо говоря, писатель сам должен хорошо знать своих героев.

Несомненно, реакция должна быть достоверной. Да, она может быть эксцентричной, эпатажной, от отклика до аффекта – какой угодно, но достоверной. Как писателю самому это почувствовать? А как бы вы среагировали в той или иной ситуации? Определите несколько своих возможных реакций и выберите ту, которая соответствует характеру вашего персонажа и наименее стереотипна.

Вернемся к отрывку из книги Роберта Сальваторе «Отступник». Герои – дроу: мать Мэлис и ее сын Дриззт

«— Где Зак? — требовательно спросил он еще раз, перекрывая хор голосов.
Шум утих так же внезапно, как поднялся.
— Тебя это не касается, сын мой, — сказала Мэлис, все еще стараясь быть тактичной, несмотря на упорство Дриззта. — Теперь ты — оружейник Дома До'Урден. Ллос простила твою дерзость, и за тобой больше не числится преступлений. Можешь начать заново делать карьеру, завоевывая славу!
Слова ее пронзили Дриззта сильнее, чем могла бы пронзить собственная сабля.
— Ты убила его, — громко прошептал он. Правда была слишком ужасна, чтобы остаться невысказанной.
Лицо Матери Мэлис внезапно исказилось от гнева.
— Это ты убил его! — крикнула она в ответ. — Это твоя дерзость потребовала принести жертву Паучьей Королеве!
Язык Дриззта прилип к гортани. Мэлис продолжала, откинувшись в кресле:
— А ты жив. Так же как девочка-эльф!
Дайнин был не единственным в комнате, кто ахнул от изумления.
— Да, нам известно о твоем обмане, — усмехнулась Мэлис. — И Паучьей Королеве с самого начала все было известно. Она потребовала искупления.
— И ты принесла в жертву Закнафейна? — выдохнул Дриззт, с трудом выговаривая слова. — Ты отдала его этой проклятой Паучьей Королеве?
— Я бы на твоем месте выбирала слова, говоря о Паучьей Королеве, предупреждающе сказала Мэлис. — Забудь Закнафейна. Тебя это не касается. Подумай о собственной жизни, мой храбрый сын. Перед тобой слава, тебе принадлежит почетный титул!
В этот момент Дриззт как раз и думал о собственной жизни, о предложенном ему пути, который сулил жизнь, полную битв, жизнь, в которой он будет убивать дроу.
— У тебя нет иного пути, — сказала Мэлис, заметив происходящую в нем внутреннюю борьбу. — Я предлагаю тебе жизнь. Взамен ты должен поступать так, как я требую, как поступал некогда Закнафейн.
— Данное ему слово ты сдержала, — саркастически заметил Дриззт.
— Сдержала! — заверила его Мэлис. — Закнафейн добровольно ступил на алтарь ради твоего спасения!
Слова ее больно ужалили Дриззта…»

Если представить этот диалог только как эмоциональный обмен, то мы увидим вот что:

-4

Кажется, что Дриззт нападает, да так оно и есть. Обратите внимание, как эмоции героя меняются от желания выяснить правду, до боли от этой самой правды.
Посмотрите, как «ответки» Мэлис выдают в ней умелого манипулятора, который использует убеждение, угрозы и навешивание вины. Последовательно – от более слабой манипуляции до самой сильной. Дриззт тоже кидает обвинения, но в них манипуляции нет. А эмоции Мэлис не меняются: главная – гнев, уверенность и желание, чтобы все было так, как она хочет.
При этом Сальваторе почти не показывает ни каких-то значимых жестов, действий, внешнего проявления эмоций.
Интересен и фон: ведь разговор происходит в зале, полным народу. Герой слышит лишь голоса, для него важнее цель. Мэлис же в какой-то момент забывает об окружении. И в этом они равны.
Диалог писатель доводит до момента, когда продолжение невозможно. Точка. И конечно, читателю хочется знать, что решит Дриззт и как выйдет из очень сложного опасного положения. Это ключевая сцена, кульминация, ведущая ко всем приключениям героя.

Можно запомнить эти приемы и тоже их использовать. Что же он писатель? Перечислю то, что я называю приемом «Противостояние Сальваторе в диалогах» по передаче эмоций.

► У каждого участника диалога есть цель, от которой зависят эмоции персонажа. Цели, как правило, противоположны.
► Каждый в диалоге следует своей роли.
► Эмоции проявляются в противостоянии, невидимой борьбе равных по силе участников.
► Эмоции одного участника меняются до наиболее сильной. Эмоции второго участника могут оставаться неизменными из-за уже принятого ранее решения.
► Один из участников (условно положительный) старается вызвать эмоции при помощи вопросов, истинных утверждений, «прочитать» по эмоциям то, что он хочет знать.
► Один из участников (условно отрицательный) старается вызвать эмоции при помощи притворства, манипуляций, чтобы определить, насколько может влиять на оппонента.
► Диалог доводится до «точки невозврата», когда дальнейший разговор невозможен, исчерпан.

Особняком в группе эмоционального реагирования находится аффект. Это очень интересное состояние персонажа, любопытное читателю. Как написать сцену с персонажем в состоянии аффекта – об том поговорим дальше.

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература