Всё началось с новости: "Литовские железные дороги ищут способы вернуть «Беларуськалию» миллионы евро".
Что за странное дело - думаю я. Может в статье опечатка и всё наоборот - литовские железные дороги ищут способы взыскать с «Беларуськалия» миллионы евро?
Но нет, это не опечатка.
С чего всё началось
Действительно, ЛЖД из кожи вон лезет в поисках решения своей проблемы. А именно возврата аванса в размере 10 миллионов евро, уплаченного литовским железным дорогам «Беларуськалием».
Представитель литовских железных дорог так и говорит:
«Наша цель — вернуть деньги за январь и февраль, мы будем искать пути и постараемся вернуть их снова»
«Ну да, снова» - думаю я. Прямо как в анекдоте:
- Что-то опять в Париж захотелось...
- А ты что, там уже был?
- Нет, уже хотел...
Вот, думаю, и ЛЖД снова хотят с «Беларуськалием» рассчитаться. В том смысле, что уже и раньше хотели. Другими словами, не поверил я в искренность того желания железных дорог литовских.
А зря не поверил. Действительно, ЛЖД искренне хотели вернуть аванс «Беларуськалию» и пытались это сделать через Swedbank. Однако, платёж не прошёл и деньги вернулись на счёт ЛЖД.
Странно, думаю я, откуда такое рвение вернуть белорусские деньги на фоне Западных санкций против Белоруссии?
Казалось бы, в такой ситуации правительству литовскому стоило бы топнуть ножкой, да так громко, насколько они способны, и заявить о заморозке всех денег белорусских, находящихся в литовской экономике.
Вот это был бы красивый демократический шаг! Но вместо этого литовцы всеми силами пытаются поступить наоборот - вернуть аванс.
Как-то не верится мне в кристальную порядочность литовских властей на фоне событий последних лет. Что с ними не так?
А ларчик, как оказалось, просто открывался. Но при этом очень эффектно! Похоже, что санкции, введённые против Белоруссии, стали угрожать самой Литве.
Всё дело в том, что 8 декабря закончился срок действия генеральной лицензии на сворачивание сделок с участием «Беларуськалия», которую Минфин США выдал своим компаниям.
То есть, как я понимаю, США дало понять, что до 8 декабря всем "демократическим" странам необходимо завершить всю деятельность с белорусскими компаниями.
А кто не успеет - США не виноваты. Вот литовское правительство и торопится аванс вернуть, чтобы отказать «Беларуськалию» в железнодорожных перевозках по территории Литвы. Что поделаешь - старший приказал.
А деньги «Беларуськалию» конечно лучше вернуть. На всякий случай. А не то, вздумается вдруг «Беларуськалию» на железные дороги литовские в суд подать. А суд окажется не достаточно демократичным и обяжет ЛЖД компенсировать «Беларуськалию» все понесённые убытки.
Стыд и позор на весь мир
Но внимательный читатель может задать логичный вопрос - а при чём тут литовские министры и почему они в отставку из-за Белоруссии подать могут?
А очень даже причём. Министр иностранных дел литовских, Габриэлюс Ландсбергис, заявил, что подаст в отставку, если узнает, что государственная железная дорога Литвы получила предоплату от «Беларуськалия» после 8 декабря:
«Сегодня, точнее, на самом деле, вчера вечером, я сказал премьер-министру, что я готов уйти в отставку, и я жду решения премьер-министра... …Я понимаю, какой репутационный ущерб нанесен Литве»
А вместе с ним в отставку готов уйти и министр транспорта и коммуникаций Литвы, Марис Скуодис.
А всё потому, что оба министра считают позором на весь мир невыполнение Литвой американских санкций против Белоруссии.
Действительно. Стыдно, товарищи!