Найти в Дзене

«Любовь, танцы и гаджеты» — история столетия

В конце ноября в Севастопольском академическом театре танца имени Вадима Елизарова стартовала премьера спектакля с интригующим названием «Любовь, танцы и гаджеты» — современное прочтение исторических событий, возвращающих как в 30-е годы прошлого века, так и в совсем недавнее прошлое. Режиссёр-постановщик — специально приглашённый из Москвы известный хореограф, художественный руководитель театра танца «Звёздный экспресс», член жюри шоу «Танцы со звёздами» Владимир Андрюкин. Владимир Михайлович много лет был знаком с основателем севастопольского театра Вадимом Елизаровым: они контактировали, дискутировали и обсуждали работу друг друга. Мысль о сотрудничестве появлялась не раз, но каждый был занят своими проектами. И вот недавно продолжатель дела ушедшего в мир иной отца — нынешний директор театра Александр Елизаров поддержал предложенную из Москвы идею создания нового спектакля, считая, что в области бального танца есть два мэтра: В. Елизаров и В. Андрюкин, которые в условиях дружеской

В конце ноября в Севастопольском академическом театре танца имени Вадима Елизарова стартовала премьера спектакля с интригующим названием «Любовь, танцы и гаджеты» — современное прочтение исторических событий, возвращающих как в 30-е годы прошлого века, так и в совсем недавнее прошлое.

Режиссёр-постановщик — специально приглашённый из Москвы известный хореограф, художественный руководитель театра танца «Звёздный экспресс», член жюри шоу «Танцы со звёздами» Владимир Андрюкин. Владимир Михайлович много лет был знаком с основателем севастопольского театра Вадимом Елизаровым: они контактировали, дискутировали и обсуждали работу друг друга. Мысль о сотрудничестве появлялась не раз, но каждый был занят своими проектами. И вот недавно продолжатель дела ушедшего в мир иной отца — нынешний директор театра Александр Елизаров поддержал предложенную из Москвы идею создания нового спектакля, считая, что в области бального танца есть два мэтра: В. Елизаров и В. Андрюкин, которые в условиях дружеской конкуренции развивали на паркете свои театры.

Елизаров-младший смотрит на Андрюкина как на «крёстного отца» сценического бального танца, который изначально был придуман не для сцены, а чтобы люди могли танцевать друг с другом. Поэтому здесь нет никаких образцов и примеров, всё — авторское. Приглашение же столичного режиссёра в Крым — современная тенденция многих театров. С одной стороны, это может быть и маркетинг, но в большей степени — творческий ход, стремление реализовать новые идеи. Столичный гость рассматривает премьеру как посаженное деревце, которое ещё должно вырасти и дать богатый урожай. При этом рамки спектакля ограничены, поскольку нереально в полтора часа уложить многообразие танцев и музыки, созданных, сыгранных, спетых и станцованных за столетие. На основе «саженца» есть идея «вырастить» целую ретроспективу спектаклей, где каждая сцена может стать основой для большого самостоятельного произведения.

Работа с приглашёнными и местными хорео­графами велась почти полгода. В ней участвовали и дополнительные сценографы, дизайнеры, рисующие анимацию, которая также присутствует на сцене. Отлично потрудился костюмерный цех. В семи картинах сюжет проходит по развитию танца в XX столетии, начиная от вечеров под пластинки патефона, затем проигрывателя, бобинного и кассетных магнитофонов, CD-плеера, цифровой техники, смартфонов, Интернета. Это не просто семь картин, перемещающих зрителя через десятилетия, а ключевые ступени перехода культуры танца и моды. В каждой картине присутствуют свой мини-сюжет о любви, своя судьба. Диапазон широк: от свинга 30-х, рок-н-ролла 50-х, вальса и хип-хопа до современных бальных танцев и брейк-данса.

Днём рождения рок-н-ролла считается 13 апреля 1954 года
Днём рождения рок-н-ролла считается 13 апреля 1954 года

Ну а 17 декабря театр отметит очередной день рождения. Напомним, в 1999 году вышло решение о его создании на базе помещения городского Дворца детского и юношеского творчества. Спустя 10 лет коллектив удостоили почётного звания академического.

С чего всё начиналось? Во время конкурса бальных танцев в Донецке к В. Елизарову подошла известный педагог София Тимофе­ева. Сказала, что много слышала о паре Вадима и Нины, и предложила провести лето в Севастополе, поработав с её коллективом «Бриз». Вадим Альбертович, ни разу не бывавший в городе-герое, согласился. Это было в 1977 году. Новые танцоры привезли много интересного материала, предлагали смелые вариации. Супруги очень старались — в их карьере это был первый подобный опыт.

Итогом работы стало проведение Всесоюзного конкурса бального танца. Организовали его на водной станции Краснознамённого Черноморского флота, рядом с Графской пристанью. На открытой площадке, рассчитанной на 2000 зрителей, не было ни одного свободного места. Всё прошло блестяще.

Секретарю Нахимовского райкома партии Н. Шкариной и генеральному директору Севастопольского морского завода В. Подбельцеву настолько пришлось по душе это мероприятие, что они предложили Вадиму и Нине: «Не хотите ли остаться в Севастополе?». Предложение стало для семейной пары неожиданностью, у них уже была постоянная работа в Саратове. Но отказываться не стали. По признанию Вадима Альбертовича, он не осознавал, что создаёт театр. Всего он основал два коллектива: «Эдельвейс» и «Виктория». Первый и сейчас существует на базе Дворца культуры «Техстекло» в Саратове, а вот «Виктория» позже трансформировалась в театр танца.

Каждая из семи картин перемещает зрителя на десятилетия назад
Каждая из семи картин перемещает зрителя на десятилетия назад

Сначала были просто сценические номера. Потом артистов стали приглашать на торжественные концерты и в гастрольные поездки. Вадим Альбертович очень переживал по поводу того, что ребят зачастую используют как подтанцовку для вокалистов. Он считал бальный танец органичным и совершенным, который следует позиционировать как самостоятельный и самодостаточный вид хореографии.

Первым шоу-номером стала «История любви», в основе которого была румба — «танец любви». Большого успеха коллектив добился с программой, в основу которой был положен сюжет «Ромео и Джульетты». С ней выступили на конкурсе в Осло (Норвегия) и заняли четвёртое место. Про «Викторию» заговорили. И Елизаров серьёзно задумался о театре.

Однажды ему позвонили молодые продюсеры из Германии. Сказали, что хотят сделать шоу, в основу которого будет положена лексика бального танца. Посмотрев выступления «Виктории», почувствовали: это именно то, что они искали. Совместное шоу назвали «Фантастика». Раньше никто подобного ещё не делал. Вместе с немецкими продюсерами началась разработка структуры концертов на тему «Танец вокруг света». При этом решили показать Англию (формейшн в стиле «The Beatles»), Америку («Нью-Йорк» и рок-н-ролл), Бразилию, Кубу, Испанию, Аргентину... Были задействованы все ритмы, которые лежали в основе бальной хореографии. В Германию «Виктория» приехала за неделю до начала гастролей. Это время полностью посвятили репетициям. Всего было 50 танцоров и 36 человек обслуживающего персонала. В Германии состоялось 4 огромных тура, каждый — по 20 с лишним концертов. Именно эта программа и положила начало созданию на базе «Виктории» театра танца.

С 2017 года Севастопольский академический театр носит имя своего основателя — Вадима Елизарова. В составе коллектива — 45 человек, среди которых 9 заслуженных артистов Украины, 10 заслуженных артистов Республики Крым и 2 заслуженных артиста Севастополя. Художественный руководитель — заслуженная артистка Украины Нина Маршева, директор — заслуженный артист Украины Александр Елизаров.

Пережив сложности «ковидного» времени, театр готовит премьеру спектакля «Бахчисарайский фонтан». А пока, в течение декабря, зритель может наслаждаться вышеупомянутым ярким зрелищем «Любовь, танцы и гаджеты».

Светлана ЕФРЕМОВА
Фото с сайта театра