В конце ноября в Севастопольском академическом театре танца имени Вадима Елизарова стартовала премьера спектакля с интригующим названием «Любовь, танцы и гаджеты» — современное прочтение исторических событий, возвращающих как в 30-е годы прошлого века, так и в совсем недавнее прошлое.
Режиссёр-постановщик — специально приглашённый из Москвы известный хореограф, художественный руководитель театра танца «Звёздный экспресс», член жюри шоу «Танцы со звёздами» Владимир Андрюкин. Владимир Михайлович много лет был знаком с основателем севастопольского театра Вадимом Елизаровым: они контактировали, дискутировали и обсуждали работу друг друга. Мысль о сотрудничестве появлялась не раз, но каждый был занят своими проектами. И вот недавно продолжатель дела ушедшего в мир иной отца — нынешний директор театра Александр Елизаров поддержал предложенную из Москвы идею создания нового спектакля, считая, что в области бального танца есть два мэтра: В. Елизаров и В. Андрюкин, которые в условиях дружеской конкуренции развивали на паркете свои театры.
Елизаров-младший смотрит на Андрюкина как на «крёстного отца» сценического бального танца, который изначально был придуман не для сцены, а чтобы люди могли танцевать друг с другом. Поэтому здесь нет никаких образцов и примеров, всё — авторское. Приглашение же столичного режиссёра в Крым — современная тенденция многих театров. С одной стороны, это может быть и маркетинг, но в большей степени — творческий ход, стремление реализовать новые идеи. Столичный гость рассматривает премьеру как посаженное деревце, которое ещё должно вырасти и дать богатый урожай. При этом рамки спектакля ограничены, поскольку нереально в полтора часа уложить многообразие танцев и музыки, созданных, сыгранных, спетых и станцованных за столетие. На основе «саженца» есть идея «вырастить» целую ретроспективу спектаклей, где каждая сцена может стать основой для большого самостоятельного произведения.
Работа с приглашёнными и местными хореографами велась почти полгода. В ней участвовали и дополнительные сценографы, дизайнеры, рисующие анимацию, которая также присутствует на сцене. Отлично потрудился костюмерный цех. В семи картинах сюжет проходит по развитию танца в XX столетии, начиная от вечеров под пластинки патефона, затем проигрывателя, бобинного и кассетных магнитофонов, CD-плеера, цифровой техники, смартфонов, Интернета. Это не просто семь картин, перемещающих зрителя через десятилетия, а ключевые ступени перехода культуры танца и моды. В каждой картине присутствуют свой мини-сюжет о любви, своя судьба. Диапазон широк: от свинга 30-х, рок-н-ролла 50-х, вальса и хип-хопа до современных бальных танцев и брейк-данса.
Ну а 17 декабря театр отметит очередной день рождения. Напомним, в 1999 году вышло решение о его создании на базе помещения городского Дворца детского и юношеского творчества. Спустя 10 лет коллектив удостоили почётного звания академического.
С чего всё начиналось? Во время конкурса бальных танцев в Донецке к В. Елизарову подошла известный педагог София Тимофеева. Сказала, что много слышала о паре Вадима и Нины, и предложила провести лето в Севастополе, поработав с её коллективом «Бриз». Вадим Альбертович, ни разу не бывавший в городе-герое, согласился. Это было в 1977 году. Новые танцоры привезли много интересного материала, предлагали смелые вариации. Супруги очень старались — в их карьере это был первый подобный опыт.
Итогом работы стало проведение Всесоюзного конкурса бального танца. Организовали его на водной станции Краснознамённого Черноморского флота, рядом с Графской пристанью. На открытой площадке, рассчитанной на 2000 зрителей, не было ни одного свободного места. Всё прошло блестяще.
Секретарю Нахимовского райкома партии Н. Шкариной и генеральному директору Севастопольского морского завода В. Подбельцеву настолько пришлось по душе это мероприятие, что они предложили Вадиму и Нине: «Не хотите ли остаться в Севастополе?». Предложение стало для семейной пары неожиданностью, у них уже была постоянная работа в Саратове. Но отказываться не стали. По признанию Вадима Альбертовича, он не осознавал, что создаёт театр. Всего он основал два коллектива: «Эдельвейс» и «Виктория». Первый и сейчас существует на базе Дворца культуры «Техстекло» в Саратове, а вот «Виктория» позже трансформировалась в театр танца.
Сначала были просто сценические номера. Потом артистов стали приглашать на торжественные концерты и в гастрольные поездки. Вадим Альбертович очень переживал по поводу того, что ребят зачастую используют как подтанцовку для вокалистов. Он считал бальный танец органичным и совершенным, который следует позиционировать как самостоятельный и самодостаточный вид хореографии.
Первым шоу-номером стала «История любви», в основе которого была румба — «танец любви». Большого успеха коллектив добился с программой, в основу которой был положен сюжет «Ромео и Джульетты». С ней выступили на конкурсе в Осло (Норвегия) и заняли четвёртое место. Про «Викторию» заговорили. И Елизаров серьёзно задумался о театре.
Однажды ему позвонили молодые продюсеры из Германии. Сказали, что хотят сделать шоу, в основу которого будет положена лексика бального танца. Посмотрев выступления «Виктории», почувствовали: это именно то, что они искали. Совместное шоу назвали «Фантастика». Раньше никто подобного ещё не делал. Вместе с немецкими продюсерами началась разработка структуры концертов на тему «Танец вокруг света». При этом решили показать Англию (формейшн в стиле «The Beatles»), Америку («Нью-Йорк» и рок-н-ролл), Бразилию, Кубу, Испанию, Аргентину... Были задействованы все ритмы, которые лежали в основе бальной хореографии. В Германию «Виктория» приехала за неделю до начала гастролей. Это время полностью посвятили репетициям. Всего было 50 танцоров и 36 человек обслуживающего персонала. В Германии состоялось 4 огромных тура, каждый — по 20 с лишним концертов. Именно эта программа и положила начало созданию на базе «Виктории» театра танца.
С 2017 года Севастопольский академический театр носит имя своего основателя — Вадима Елизарова. В составе коллектива — 45 человек, среди которых 9 заслуженных артистов Украины, 10 заслуженных артистов Республики Крым и 2 заслуженных артиста Севастополя. Художественный руководитель — заслуженная артистка Украины Нина Маршева, директор — заслуженный артист Украины Александр Елизаров.
Пережив сложности «ковидного» времени, театр готовит премьеру спектакля «Бахчисарайский фонтан». А пока, в течение декабря, зритель может наслаждаться вышеупомянутым ярким зрелищем «Любовь, танцы и гаджеты».
Светлана ЕФРЕМОВА
Фото с сайта театра