Найти тему
Кочетов Алексей

За место на "Союзах" выстроилась очередь из космических туристов...

Сегодня полететь на МКС - не проблема для любого. Нужны только "Союзы" и пара десятков миллионов долларов.

Обгоревший "Crew Dragon" после приводнения.
Обгоревший "Crew Dragon" после приводнения.

Когда все радовались первому за 10 лет пилотируемому полёту американцев на корабле "Crew Dragon", я переживал за российскую космонавтику, надеясь, что ещё не всё потеряно и можно стать лидерами отрасли космического туризма.

Пока мы любезно, пусть и за доллары, доставляли американцев на МКС, наш сектор космического туризма стремительно деградировал, постепенно уходя в небытие.

С 2001 по 2009 годы Россия отправила семь космических туристов, а кандидатов было еще больше, но не все прошли по медицинским и финансовым причинам.

Россия - единственная в мире страна, предоставляющая услуги частного посещения МКС. Чарльзу Симони так понравилось, что он аж два раза летал, и хочет полететь в третий раз. Забавно, что тут 5 граждан США, которых НАСА отказались доставлять на МКС.
Россия - единственная в мире страна, предоставляющая услуги частного посещения МКС. Чарльзу Симони так понравилось, что он аж два раза летал, и хочет полететь в третий раз. Забавно, что тут 5 граждан США, которых НАСА отказались доставлять на МКС.

Однако после прекращения эксплуатации космических челноков ("Space Shuttle") "Роскосмос" был вынужден полностью свернуть программу космического туризма в пользу доставки американцев на МКС. Тех, кто планировал слетать на МКС, ждало жестокое разочарование.

Казалось бы, уже налаженная и отработанная схема космического туризма, на которую в современном мире уже наметился чёткий спрос, должна и дальше развиваться как новая космическая туристическая отрасль.

Но было решено отменить всё и отдать приоритет доставке американцев, которые, как только смогли своими силами отправляться к МКС, быстренько ввели санкции против наших космических предприятий.

Не знаю, в какие сказки и слова джентльменов поверило тогда наше руководство, но факт остаётся фактом: ракетно-космический центр "Прогресс" и ЦНИИмаш (Центр управления полётами) находятся под санкциями США. Вдобавок к этому с 2023 года российским государственным и частным компаниям будет закрыт выход на американский космический рынок.

Однако нужно признать, что только у России есть все отработанные технологии и методики, позволяющие безопасно доставить непрофессионального космонавта на МКС.

Задел, который остался с 2009 года, не был утерян отчасти потому, что в 2015 году освободилось одно место на корабле "Союз", которое тут же заняла британская певица Сара Брайтман. Пройдя полный курс подготовки в Звёздном городке, она, к сожалению, не смогла совершить полёт, сославшись на семейные обстоятельства. Вместо неё полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

Но свято место пусто не бывает, и как только стало понятно, что "Crew Dragon" от компании "SpaceX" состоятелен и в будущем сможет доставлять американских космонавтов к МКС, американская компания «Space Adventures» тут же подписала контракт с "Роскосмосом" на полёт двух космических туристов на МКС до конца 2021 года.

Кто именно полетит - тогда ещё не было известно. Видимо, главной задачей было застолбить за собой место в "Союзах", так как контракт был подписан в 2019 году, то есть за год до пилотируемого полёта "Crew Dragon".

Эмоции человека, у которого сбылась мечта.
Эмоции человека, у которого сбылась мечта.

8 декабря 2021 года состоялся тот самый знаменательный туристический полёт японского предпринимателя Юсаку Маэдзава и его помощника Йозо Хирано.

Через 6 часов после запуска они уже пристыковались к МКС, где проведут 12 самых невероятных суток в своей жизни.

План полёта туристов к МКС.
План полёта туристов к МКС.

И это только начало. "Роскосмос" официально стал развивать космический туризм, вкладывая сотни миллионов рублей в маркетинг и даже инженерию.

Определённо, 2021 год войдёт в историю российской космонавтики, ведь помимо успешной стыковки двух модулей ("Наука" и "Причал") с МКС, станцию посетила первая в истории съёмочная группа (съёмки художественного фильма «Вызов»), а сейчас там развлекаются два космических туриста.

И всё это "Роскосмос" сделал за неполный год. Поразительно!

Космический этап съёмок фильма «Вызов» преследует на самом деле одну конкретную цель – прорекламировать доступность полётов в космос и на МКС каждому желающему, у кого, разумеется, есть лишние несколько десятков миллионов долларов.

Но самое невероятное то, что впервые в истории ради туристов был перепроектирован корабль "Союз". Была разработана специальная туристическая модификация "Союза", где всё управление кораблём (полёт и посадка) осуществляется одним космонавтом (ранее для этого требовалось привлекать бортинженера), что позволило разместить внутри сразу двух туристов.

Добавим сюда ещё и то, что национальная космическая станция "РОСС" тоже будет туристическим объектом, так как на ней для туристов будет создан отдельный модуль со всеми удобствами и доступом в интернет.

2 августа 2021 года об этом заявил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

Но самое важное - это официальная позиция "Роскосмоса" по вопросу космического туризма. Дмитрий Рогозин заявил, что ни при каких обстоятельствах не отдаст американцам нишу космического туризма и будет за неё драться до победного конца.

Видимо, горький опыт сотрудничества с США в космосе всё же отрезвил наше руководство и избавил от иллюзий о взаимовыгодном сотрудничестве с этими честнейшими "джентльменами".

Программа пилотируемых полётов 2022 года практически сформирована, и, насколько мне известно, пока не предполагает туристические полёты, но предполагает экспедиции специалистов из разных стран (Белоруссия, Турция).

А вот 2023 год станет годом туристической экспансии МКС. Уже сегодня официально подтверждены две заявки, и идёт работа ещё по четырём. Также в 2023 году планируется первый туристический выход в открытый космос. В общем, сервис расширяется, что очень радует.

Заявок так много, что кораблей "Союз" физически не хватит всем. И снова делаются революционные шаги навстречу космическому туризму, благодаря которым именно туристические пилотируемые корабли будут в приоритете. Они будут производиться даже в ущерб производству грузовиков «Прогресс».

То есть, если спрос не удастся удовлетворить существующими мощностями выпуска кораблей, то Рогозин уже официально дал поручение пересмотреть программу выпуска транспортных кораблей «Прогресс» в пользу пилотируемых туристических «Союзов».

Невиданная доселе трансформация и гибкость неповоротливой российской космонавтики.

И правильно - пусть американцы занимаются снабжением МКС, а у нас куда более важная цель – открыть космос для каждого… Или для каждого финансово-состоятельного человека, но таких в мире достаточно.

Но и это еще не всё. Если проанализировать программу "Нуклон" и будущий маршрут полёта ядерного буксира «ЗЕВС», сам собой напрашивается вывод о том, что "Роскосмос" прямо демонстрирует космические возможности России по доставке коммерческих спутников к другим планетам. Но это уже тема для отдельной статьи. Скоро поговорим об этом.

Постскриптум.

...А мы летим орбитами,
Пyтями неизбитыми.
Прошит метеоритами простор.
Оправдан риск и мyжество,
Космическая мyзыка
Вплывает в деловой наш разговор...

(Отрывок из песни "Трава у дома" группы "Земляне")

Список источников можно скачать тут "Ссылки на источники".