Градара в вечерней подсветке ошеломляет и покоряет навсегда, и сколько бы раз я не возвращалась сюда, привыкнуть к этому творению рук человеческих у меня так и не получилось.
Замок и трагическая история любви, произошедшая здесь более 700 лет назад, привлекают людей со всего света.
А для меня это любимое место, с которого началось знакомство с Италией, куда в первый же день по приезду мы с моим будущим мужем поехали отмечать встречу с близкими друзьями Олей и Сандро в прелестный старинный ресторан «MASTIN VECCHIO» (СТАРЫЙ МАСТИН), названный так в честь первого владельца Градары Малатеста да Веруккио, прозванного «Столетним», отца-основателя рода Малатеста из Пезаро.
Замок на высоченном холме виден издалека, с автострады, но его истинные размеры открываются только при приближении. Он огромен, и я помню, что слова замерли у меня на губах, когда выйдя из машины на парковке, я пыталась взглядом охватить его, мой первый в жизни замок.
Градара в вечерней подсветке ошеломляет и покоряет навсегда, ибо сколько бы раз я не возвращалась сюда, привыкнуть к этому творению рук человеческих у меня так и не получилось.
Итак, вперед, на экскурсию по Градаре.
Пройдя под аркой с часами, мы попадаем на маленькую площадь с фонтанчиком питьевой воды и небольшим музеем со страшной экспозицией пыточных инструментов. Вход стережет рыцарь с плюмажем и в латах.
Экскурсия по музею здесь. А мы двигаемся дальше, вверх, к зАмку.
Но мы сначала заглянем в крошечную церквушку Святого Иоана Крестителя справа от входа.
Дата ее основания неизвестна. Источники говорят, что в 1312 году Пандольфо Малатеста, получивший замок по наследству от отца своего, Малатеста да Веруккио, восстановил ее практически из руин.
Покупаем билет и идем внутрь.
И начнем с замкового подвала. Здесь допрашивали и пытали узников. Слева в углу под потолком веревки висят, видите? Это дыба. А под ней чурбачок-плаха. Поверхность у нее черная и словно залакирована от крови. В момент осознания этого ноги становятся ватными.
Я, конечно же, попалась на эту штуку. Муж меня разыграл, смотри, говорит, сколько крови впиталось в дерево! Вот ведь какой! Ну, я ему и ответила. «Подержи,-говорю, сумку!» Встала на колени у плахи и голову на нее положила. Ведь интересно же! И как он на мне после этого женился, даже и не знаю 🙂
Справа на фото светится узкий колодец, покрытый решеткой. В нем держали опасных пленников, которые могли бы бежать. Только это утопия, убежать отсюда невозможно.
Пройдем через помещение, где находилась стража замка.
А это мы уже поднимаемся на галерею второго этажа, чтобы приступить к осмотру.
Показать все залы замка невозможно, он огромный.
В самый первый раз меня поразило, что все комнаты соединены в длинные анфилады т.е. в комнате всегда две двери. Они закрывались на ночь на засов, и в случае чего выйти из них возможно было лишь через окно.
Удивительная Palla Robbiana (размер основания 182 см, высота 215 см.) из терракоты, покрытая глазурью, выполненная в период 1480-90 года, являющаяся поистине шедевром Градары, чудом уцелевшая во всех войнах и грабежах, произошедших за 800 лет.
В этой комнате жила Лукреция Борджиа, обожаемая дочь Папы Римского Александра VI Борджиа, один из моих любимых исторических персонажей. В 14 лет ее выдали замуж за Джованни Сфорца, герцога Пезаро, влиятельнейшего сеньора, брак с которым был очень нужен Папе для укрепления своего престола и политического влияния.
Когда через три года надобность в союзе с семьей Сфорца отпала, Александр VI вынудил Джованни Сфорца подписать согласие на развод с Лукрецией, с унижающим его достоинство мотивом-мужское бессилие. Деваться герцогу было некуда, брак все равно мог быть расторгнуть волей Папы Римского, но семья Сфорца в этом случае должна была бы вернуть приданое Лукреции.
Оскорбленный герцог жестоко отомстил. Именно ему приписывают пущенный слух об инцесте между отцом и дочерью. Сюда же приплели Чезаре Борджиа (герцога Валентино), ее единокровного брата, якобы любившего свою красавицу сестру далеко не платонической любовью.
Герцогу Сфорца на память остались фрески, изображавшие красавицу Лукрецию и пухлых амуров, выполненных в честь бракосочетания именитых молодоженов художником Francesco Zaganelli.
Часть фресок была безвозвратно утрачена во время бесконечных переделок замка, а те, что сохранились, пострадали от времени, а не потому что герцог от злости забрасывал их гнилыми фруктами.
Замок был лакомым куском и переходил из одних рук в другие.
Удивительно, что хотя бы это сохранилось.
История замка полна перипетий. Чего только не видели эти стены за тысячу лет.
Экскурсия по нему длится три часа, и рассказать ее здесь практически невозможно.
Скажу только, что в 1983 году замок стал собственностью государства, и обрел статус музея.
С огромным удовольствием я привожу сюда тех, кто хочет в живую прикоснуться к тысячелетней истории этого удивительного строения, увидеть его своими глазами, погулять по замковым стенам.
А еще посидеть с чашкой кофе в баре с видом на замок.
Ознакомтесь с программой тура по замкам Эмильи Романьи здесь.
Границы закрыты не навсегда. Рано или поздно Италия распахнет свои двери для русских туристов, и вы сможете приехать. Я это точно знаю.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации об Италии.