Если хочется окунуться в волшебный мир чудес, то сказочные фильмы Александра Роу подойдут как нельзя лучше. В них есть то, чего никакими спецэффектами не добиться: доброта, искренность, душевность. Новогоднее настроение в полной мере создает «Морозко».
Картина, снятая в 1964 году, до сих пор смотрится на одном дыхании. Какой современный российский фильм-сказку будут показывать и через 10 лет? Возможно, лишь «Последний богатырь» удостоится такой чести. Как объяснить феномен советского кино? На первом месте стоит личность режиссера. Для того чтобы делать экранизации сказок, нужно представить себя волшебником.
До начала съемок «Морозко» в портфолио Александра Роу было более 20 фильмов. Среди них такие известные картины, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Королевство кривых зеркал». Это настоящие шедевры, которые вряд ли кто сможет повторить.
Благодаря Александру Роу появилась невероятная Баба-яга в исполнении Георгия Милляра. Созданный образ можно считать классическим – «нос крючком, зубы торчком». Над своей бабусей Милляр хорошо поработал – внешне она вышла сущей ведьмой. В то же время в характер он привнес различные краски – тут и хитрость, и злоба, и даже кокетство.
В пику современным красоткам Настенька в «Морозко» нежная и скромная. Возможно дело в том, что сыгравшей ее актрисе Наталье Седых на момент съемок было 15 лет? Режиссер увидел ее по телевизору – Наташа, неоднократный призер соревнований по фигурному катанию, выступала с номером «Умирающий лебедь».
Кстати, Настеньку могла сыграть и Надежда Румянцева, которая участвовала в пробах. Но юная фигуристка (на момент съемок – студентка балетного училища) оказалась убедительнее. Ее нежный голос просто услада для ушей. К слову, озвучить Настеньку могла и другая актриса, но решили, что тогда пропадет изюминка героини. Наталья Седых рассказывала, что такой – застенчивой, робкой была и в жизни.
Противоположной была Марфуша. Ее прекрасно сыграла Инна Чурикова. Вспоминается эпизод, в котором Морозко спрашивает у Марфушеньки – «Тепло ли тебе, девица?» И ее ответ: «Ты чего, дед, совсем очумел? Жениха гони, да с приданым!». А как она лицо разрисовала, чтобы стать красивой? Когда Чурикова пришла на озвучание, она даже расплакалась, увидев, насколько оказалась уродливой. Даже решила больше не ходить на кастинги. Хорошо, что она передумала и снялась потом более чем в 40 картинах.
Сказочным, таким, как его обычно многие и представляли, был Морозко в исполнении Александра Хвыли. Актер так органично смотрелся в этом образе, что его стали приглашать на новогодние елки в Кремль. Десять лет Хвыля был кремлевским дедом Морозом. Артист с удовольствием надевал костюм и приклеивал бороду. «Я счастлив приносить радость детям, – говорил он и советовал всем стараться делать добро, будь то лето или зима.
Отдельная тема – это эффекты. В сказке Роу есть летающая ступа, двигающаяся избушка, сани, которые едут сами по себе. В одном из эпизодов есть ожившие деревья. На них очень похожи энты из «Властелина колец». Уж не в советской ли сказке их подсмотрели? Но если сейчас эффекты создаются с помощью компьютерной графики, то раньше старались бутафоры-декораторы. Так, ступу и деревья изготовили из поролона.
Часто Роу использовал такой прием, как обратная съемка. Именно так, например, взлетает на деревья снег или несутся сани. Впрочем, нужно ли задумываться о том, какие хитрости использовал режиссер? Главное, что на экране происходит волшебство и хочется верить, что сказка в жизни есть!
А какие ваши любимые фильмы-сказки?