Будьте готовы утром, а затем поднимитесь на гору Синай. Представьтесь мне там, на вершине горы.
Исход 34:2
Сразу скажу, что это путешествие заняло особое местечко в моем сердечке. Горы Синая не похожи на зеленый, бархатный, землянистый Кавказ. Они другие: рыжие, сухие, мягкие и напоминают, скорее, застывшие гейзеры с руслами высохших рек. В рассветный час художественность этих мест потрясает. Синай — самые старые горы мира, здесь бывали пророки Моисей и Мухаммед, здесь зарождалась современная вера со всеми ее ответвлениями. Помимо этого, у подножия горы расположен самый старинный православный монастырь Святой Екатерины, где хранятся древнейшие христианские рукописи, иконы и мозайки.
Немного о тектонических движениях
Когда-то на этой территории никаких гор и морей не было. Однако, примерно 150 миллионов назад, один из континентов — Гондвана — стал распадаться. Так образовалась трещина между Аравийской и Африканской тектоническими плитами, которая прошла через Восточную Африку в сторону Средиземного моря. Эта трещина начала заполняться водой, что и привело к появлению Красного моря. Тектонические разломы всегда сопровождаются вулканической активностью, в результате которой на поверхность выливается расплавленная магма. В каком-то месте образуются трещины, а в каком-то — наоборот, земля и морское дно вздымается на высоту на несколько километров. Поэтому не удивительно, что здесь на высоте 1000-1500 можно встретить отпечатки моллюсков.
Из Шарм-Эль-Шейха до горы Моисея мы добрались на автобусе. Выехали в 20:00, чтобы прибыть на место в 01:00 и совершить ночное восхождение перед рассветом. Но все пошло не по плану: на середине пути наш автобус сломался, пришлось дожидаться другой, а потом еще и военные задержали наше перемещение по горным территориям. В Sant Catrine мы прибыли только в 3 часа ночи.
Когда мы приехали в город нашего назначения, температура воздуха была около нуля. В толстовке, пуховке и горных брюках было все же холодно, поэтому пришлось купить перчатки по пути. Для тех, кто приезжает в горы совсем на легке, здесь есть возможность утеплиться: торговцы рады будут предложить в аренду/купить одеяла, пончо из шерсти верблюда, шапки, перчатки и даже самого верблюда. Мы решили, что справимся без всего этого, хотя, признаться, рассчитывали, что в районе монастыря святой Екатерины будет хотя бы +13.
Где-то в 4-м часу ночи мы начали восхождение. Нашу группу туристов передали на сопровождение местному гиду. Однако, чтоит сказать, что «гид» здесь — понятие весьма условное, этот человек также идет наверх и лишь изредка выкрикивает имя сопровождаемой группы — например, «Лена» — так было с нами:)
Про тропу и путь
Забраться на вершину высотой 2 285 м можно двумя путями. Первый включает в себя 3 750 ступеней, вырезанных монахами на склоне горы. Это считается трудным путем — нужно быть морально и физически готовым к восхождению. Во время нашего путешествия он был закрыт. Второй путь — так называемая «верблюжья тропа». Это более простой и легкий способ покорить вершину Синая, так как основную часть этого маршрута можно проехать верхом на верблюде. Некоторые туристы так и делали.
Подъем на вершину занимает два-три часа, в зависимости от физической подготовки. Кроме того, считается, что чем труднее дается путь наверх, тем больше у человека накоплено грехов. Я не знаю, насколько можно в это верить, но, если считать чревоугодие при малоподвижном образе жизни грехом, то все сходится.
Подниматься на вершину ночью — особое удовольствие — ночные пейзажи переносят тебя в сюжеты сказок. Вдобавок во время нашего похода дорогу освещала полная луна, она была такой яркой, что фонарики нам не пригодились. Единственным отягчающим обстоятельством на этом пути оказались поиски туалета. Нам встречались домики бедуинов, а вот туалеты— нет. Один торговец, махнув рукой, отправил меня куда-то на гору. Я поднялась и увидела плато над тропой, усыпанное белыми бумажками. В этот момент вскрылись все мои травмы: от нежелания осквернить святое место до возможного проявления себя как живого существа фактически. Чуть поодаль увидела заветный домик над обрывом и отпустила все мысли. Умение «отпускать» —" this is karma".
Про сложность подъема
Примерно в одном километре от вершины наездникам на верблюдах приходится спускаться с транспорта и идти остаток пути пешком. А это около 750 шагов по «монашеской» лестнице. Они и являются самыми трудными, потому что тропа начинает идти вверх слишком резко, и каждый интервал может доходить до полуметра. Если идти быстрым шагом, то приходится останавливаться каждые 10–15 ступеней, чтобы отдышаться. А если идти «по-эльбрусски» — делая каждый шаг не больше длинны стопы, осознавая дыхание, то можно идти без передышек. По скорости получается одинаково.
Вы спросите, зачем вообще нужно пониматься в горы?
Это такое испытание себя на выносливость, где ты обязательно будешь награжден, ну как минимум прекрасным видом. Когда твой организм на высоте, он максимально сосредоточен. Есть ты и гора. Кровь разносит по всему организму чистый кислород. Если в горах нет ветра, то вокруг стоит звенящая тишина. Эйфория и чувство благодарности захватывают ум, поднимают и умиротворяют его. К такой гармонии в быту приближаешься редко.
А еще вот это чувство причастности к глобальным процессам — оно, думаю, понятно многим, кто любит горы. Ты стоишь там и знаешь, что вот здесь было то самое нереальное, непередаваемое, огромное и непосильное, что было «свидетелем». И ты — максимально близко к этому сейчас.
На Земле всегда были так называемые «места силы», и горы Синая относят к таким. Если мы чувствуем нечто, способное придать нам энергии и смыслов, если мы реально ощущаем наполненность и обогащенность после посещения таких мест — значит, для нас они точно места силы. Если кто-то другой в этом месте ничего не чувствует — значит, это просто не его место силы. А может быть, он просто не в состоянии распознавать эту информацию.
Может быть, тот факт, что горы — свидетели масштабных катаклизмов и перестроек в природе. Возможно, часть природной энергии, вырвавшейся на поверхность земли в результате всех этих извержений и смещений коры — и есть та сила, которая все еще «разматывается» по мере времени или хранится законсервированная там «до востребования».
А может, есть еще какие-то более сложные и индивидуальные причины. Ведь «питать», порой, может самое обыкновенное место. I don't know. Мне было там спокойно, и это хорошо.
Мы поднялись почти на вершину, когда полоска света ослепила глаза. Одна сторона го освещалась яркой луной, другая — предвосхищено ждала рассвет. С делали несколько фото, и поспешили на самый верх (листайте галерею).
Вершина была облеплена людьми. Мы спустились в расщелину и сели на выступе. Добыли плед и чай. Я адски замерла. Рассвет уже был на подходе.
Через несколько минут нас окатило восторженное многоголосье: золотые нити потянулись из-за горизонта и уже в следующий миг Солнце покачнувшись начало восхождение в свой день.
Представьте, мы сидим на вершине горы вместе с сотней людей со всего мира! Рядом слышен и английский, и немецкий, испанский, финский, китайский, какие угодно языки! И все эти люди смотрят в одном направлении в ожидании чуда. Пейзажи, достойные картин Николая Рериха. Делимся едой. Радость, слезы, единство.
Говорят, что Синай очищает от грехов или «сжигает карму».
Оказалось, что на вершине горы Моисея есть мечеть, и она до сих пор используется мусульманами. Также там есть и греческая православная часовня Святой Троицы, построенная в 1934 году на руинах церкви XVI века, но она закрыта для посещения. Снаружи висел огромный колокол, в который можно было ударить, что собственно Макс и сделал (смотрите это в моих stories в Instagram).
Через полчаса солнце стало совсем ярким, мы обошли вершину и стали спускаться.
В дневном свете мы обнаружили совершенно нереальной расцветки скалы. Вообще, сложно представить, как конкретно породы складывались в такие узоры. Понятно, что давление могло в принципе спрессовать породу довольно ровно, но почему чередовались именно кремовые и красные слои — только догадываться. Что только не застывает в когда-то кипевшей породе — и круглые срезы, и треугольные, и разноцветные полоски... А когда порода трескается, а ветер отшлифовывает трещины до широких и гладких отверстий, взору предстают каменные кружева...
На спуск мы потратили около 1,5 часов и уже в 8:30 были у монастыря Святой Екатерины. Он расположен на 1550 метров и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его также называют самым древним действующим христианским монастырем на планете. Здесь же растет знаменитый терновый куст — неопалимая купина — считающийся в христианстве прообразом богоматери.
В Пятикнижии говорится так: «Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю».
В монастыре считают, что этот куст — тот самый, поскольку растет он здесь с момента основания монастыря — с IV века, а любые попытки привить или пересадить его ростки на новые места провались. Сама история монастыря тоже примечательна, но об этом лучше почитать дополнительно. В одном из источников я прочла, что паломничество в храм часто совершают девушки, чтобы попросить достойного мужа или детей, карма святой Екатерины этому способствует.
В 8:30 утра был закрыт, в ожидании группы мы бродили по прилегающим территориям, рассматривали туристов и 700-летние оливы. Кто-то еще только собирался наверх. В 9:30 маленький проход в стене крепости открыли, и толпа потопала к святыням: кто-то — целовать иконы, кто-то прикоснуться к мощам, кто-то посидеть у колодца Моисея.
Хочется отметить, что большинство священных мест по естественным причинам становятся коммерческими проектами, базарами, где страждущие в неистовом желании познать Бога готовы затоптать друг друга. Символы и традиции, конечно, помогают обрести спокойствие, но что-то я прям даже не знаю...
Мы посмотрели на купину и побрели в сторону автобусов.
Размышляя о восхождении уже потом, вспомнила, что аналогов таким традициям мир знает множество. Например, верующие четырех религий — индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон — считают гору Кайлас сердцем мира, осью земли и совершают паломничество с целью обойти гору по кругу, рассчитывая, что за это им будет списана карма. Мусульмане идут в Мекку и верят, что это главная цель жизни мусульманина. Восточно-африканские племена когда-то стремились подняться на Килиманджаро, желая познакомится с Белым Богом. Выходит, что совершить то или иное путешествие к «святыням» — это некая базовая потребность человека, и различные религии призывают эти потребности реализовывать. Получается, куда бы мы не шли, с какими людьми бы не встречались, у всех нас — очень много общего.
На этом все. В следующем выпуске вас ждет путешествие к рыбам — в заповедник Рас Мухамед вместе с нами. Буль! =*