Найти в Дзене
Белорус и Я

Россия, которую мы никогда не увидим

Оглавление
... В результате человечество – и наша страна в первую очередь – получило бесценную «Коллекцию достопримечательностей Российской Империи». ...
Автопортрет. Водопад Кивач. Олонецкая губерния.
Автопортрет. Водопад Кивач. Олонецкая губерния.

Цветные сны Прокудина-Горского.

Часть вторая

начало здесь

Пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский запечатлел в своём творчестве то далёкое Отечество, «которое мы потеряли». Он оставил нам после себя великое наследство - сны о настоящей, неискажённой Руси, о просторах Поморья и Урала, Валдая и Смоленщины, а ещё Витебска и Полоцка, Минска и Борисова, Дриссы и окрестных сел

Железнодорожная станция в посёлке Фарап (современный Туркменистан).
Железнодорожная станция в посёлке Фарап (современный Туркменистан).

...Когда же он впервые начал снимать в цвете? Возможно, в поездке по Финляндии (1903 год). Во всяком случае, уже в следующем, 1904-м, делая фотографии Дагестана, черноморского побережья Кавказа и горных районов, Прокудин-Горский выступает как опытный мастер цветной фотосъёмки.

Мечеть и мавзолей Юсуфа Хамадани, древний город Мерв.
Мечеть и мавзолей Юсуфа Хамадани, древний город Мерв.

Сергей Михайлович «идёт нарасхват» в Европе: симпозиумы, выставки, награды… Как великосветский человек Прокудин-Горский прекрасно осознает важность участия в «тусовке», но как учёного-практика она тяготит его. Фотографические конгрессы в Риме, Милане, Париже, Берлине, золотая медаль в Антверпене, медаль в Ницце… Все это здорово тешит самолюбие, но ничего не даёт с профессиональной точки зрения. Хотя, конечно, в любом деле известность не помешает! Или все-таки – помешает?

Женщина в национальном костюме.
Женщина в национальном костюме.

И он с радостью принимает приглашение в Самарканд – запечатлеть полное солнечное затмение 1(14) января 1907 года, которое, как предполагалось, будет видно из этого узбекского города самым наилучшим образом. Но фотографа куда больше интересовал быт местных народов – узбеков, евреев, русских, чем астрономические явления. Сфотографировать затмение не удалось, зато Сергей Михайлович создал целую галерею портретов – групповых и одиночных. Яркие национальные костюмы, типажи и характеры навсегда отпечатались на стеклянных пластинах Прокудина-Горского. Вот разодетый в пёстрый халат, с генеральскими погонами русской армии – бухарский эмир, вот – худой, суровый хан Коканда (тоже нацепивший погоны, выданные ему северным властелином). А вот – еврейская школа в Самарканде, вот – базарные торговцы. И, конечно, медресе, минареты и бирюзовые купола среднеазиатских столиц.

Прокудин-Горский. Его [Светлость] Хан Хивинский. Май 1911 г.
Прокудин-Горский. Его [Светлость] Хан Хивинский. Май 1911 г.

Работами и техническими новшествами Прокудина-Горского заинтересовался Лев Толстой. Мэтр литературы позволил Сергею Михайловичу сделать несколько своих фотопортретов, приуроченных к близящемуся юбилею – 80-летию писателя (1908 год). Позже фотограф запишет в дневнике, что автор «Войны и мира» «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».

Прокудин-Горский. Шаляпин в роли Бориса Годунова. 1915 год
Прокудин-Горский. Шаляпин в роли Бориса Годунова. 1915 год

Прокудин-Горский ждал Льва Николаевича в яснополянском парке, солнце пряталось в облаках, фотограф нервничал… Но был вознаграждён сполна: вернувшийся с верховой прогулки Толстой казался умиротворённым сверх обычного, он вёл себя спокойно и не слишком высокомерно. По настоянию Сергея Михайловича великий старец неподвижно сидел на лавке (нога на ногу) в течение аж целых шести секунд – иначе никак нельзя, иначе ничего не выйдет из-за облачности! Эта цветная фотография стала визитной карточкой творчества Прокудина-Горского: её растиражировали в виде открыток (тогда говорили: открытых писем) аж двухмиллионным тиражом!

Портрет Л. Н. Толстого. [23 мая 1908 года]
Портрет Л. Н. Толстого. [23 мая 1908 года]

Открытка привлекла внимание Николая II. «Что, этот Горский в самом деле снимает на цвет? - поинтересовался государь. – Это не раскраска?» Известно, что Николай Александрович сам увлекался фотосъёмкой и вообще был не чужд техническому прогрессу, особенно – в искусстве. Но, конечно, простой монаршей заинтересованности было недостаточно для назначения аудиенции. Увидел, подивился, да и забыл… Решающую роль в судьбоносном знакомстве сыграл брат императора – великий князь Михаил Александрович, который побеседовал с пионером цветной фотографии и пригласил его в Царское Село. Ну, а уж там устроить встречу с «хозяином земли Русской» (так называл себя сам царь) было делом куда как осуществимым.

Прокудин-Горский. Лугано. 1908 г.
Прокудин-Горский. Лугано. 1908 г.

Сергей Михайлович на протяжении нескольких часов демонстрировал Николаю, Александре и великим княжнам свои диапозитивы. Семья была в восторге! Тут-то и озвучил Прокудин-Горский «генеральную идею»: в долговременной и основательной экспедиции запечатлеть для императора всю красоту государства Российского – людей и природу, города и леса, реки и озера, церкви и монастыри… Надо заметить, что «подбить» Николая Александровича на такое мероприятие было делом нехитрым – царь легко загорался подобными проектами. И он распорядился выделить в пользование Прокудина-Горского речной пароход «Шексна» для путешествия по северу европейской России (Мариинской водной системе) и – комфортабельный пульмановский вагон с «темной комнатой» (фотолабораторией) для поездки на Урал, затем – в Беларусь и Литву.

Пароход "Тюмень" Министерства Путей Сообщения. 1912 год. На нижней палубе слева за столом сидит С.М.Прокудин-Горский.
Пароход "Тюмень" Министерства Путей Сообщения. 1912 год. На нижней палубе слева за столом сидит С.М.Прокудин-Горский.

«А буде понадобятся лошади – то и лошадей предоставлять без замедления» - примерно такой циркуляр всем губернским, уездным и волостным начальникам выдал Его Величество. Короче – распорядился оказывать экспедиции Прокудина-Горского всемерное содействие.

Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем Шмидта. / [Паровоз Аб-132 с пароперегревателем Шмидта." Ст. Аша-Балашевская. ] 1910 г. На заднем плане - вагон-лаборатория Прокудина-Горского
Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем Шмидта. / [Паровоз Аб-132 с пароперегревателем Шмидта." Ст. Аша-Балашевская. ] 1910 г. На заднем плане - вагон-лаборатория Прокудина-Горского

Оговоримся: никакого финансирования (гранта, выражаясь современным языком) Сергей Михайлович от царя не получил. Все затраты на экспедицию, кроме транспортных расходов да содержания паровозной бригады и команды парохода числом шестнадцать человек, ложились на её инициатора. Сколько потратил энтузиаст из своего кармана – о том лишь Бог знает.

Прокудин-Горский. Команда парохода "Шексна" М.П.С. [г. Вытегра.] 1909 год Учетная карточка снимка:
Прокудин-Горский. Команда парохода "Шексна" М.П.С. [г. Вытегра.] 1909 год Учетная карточка снимка:

В результате человечество – и наша страна в первую очередь – получило бесценную «Коллекцию достопримечательностей Российской Империи».

Старинный дом в скале на левом берегу Куры, Грузия.
Старинный дом в скале на левом берегу Куры, Грузия.

Сколько цветных снимков сделал на родине Прокудин-Горский? Своим друзьям Сергей Михайлович говорил, будто бы его цель – собрать 10 000 фотографий с видами России. Доподлинно неизвестно, какую часть этого грандиозного плана ему удалось осуществить.

Тюрьма в Бухаре, Узбекистан.
Тюрьма в Бухаре, Узбекистан.

В ОБЪЕКТИВЕ – БЕЛАЯ РУСЬ

Итак, перед Прокудиным-Горским открылись невиданные перспективы: впереди – столетие Отечественной войны 1812 года, трёхсотлетие Дома Романовых (эта юбилейная фотосъёмка мастера цветной фотографии бесследно исчезла).

Украина, близ города Путивль
Украина, близ города Путивль

Но что-то подсказывает Сергею Михайловичу: снимай быт простых людей, маленькие городки и местечки, сельских тружеников во время работы или короткого отдыха… Этими народными мотивами исполнены фотографии Прокудина-Горского, сделанные им на территории нынешней Беларуси. Далеко не все кадры из той поездки 1911-1912 годов сохранились до наших дней. И вообще – из всего наследия выдающегося мастера нам перепала лишь треть: эти стеклянные пластины (тройные негативы) в количестве 1902 штук хранятся в Библиотеке конгресса США, куда они через посредника были проданы сыновьями Прокудина-Горского в 1948 году за три с половиной тысячи долларов (очень большие для того времени деньги).

Украина
Украина

Благодаря фотографиям пионера русской цветотехники мы можем увидеть белорусские пейзажи более чем столетней давности. Краски столь выразительны, будто снимки сделаны сегодня! А знатоки уверяют, что даже при помощи нынешней фотоаппаратуры не получится добиться такого качества изображения, как методом Прокудина-Горского.

Мост через р. Березину у г. Борисова. [1912 год]
Мост через р. Березину у г. Борисова. [1912 год]

Вот – фотографии мест, связанных с наполеоновским нашествием. Перед нами – дореволюционный Витебск и его окрестности. Здесь на реке Лучеса 5 июля 1812 года произошло одно из крупнейших сражений в период отступления русской армии. А 26 октября (7 ноября) Витебск был освобождён от французов отрядом генерала П.Х. Витгенштейна. К столетию Отечественной войны, в 1912 году, жители Витебска на свои средства соорудили памятник – чугунную колонну, увенчанную короной и крестом, украшенную двуглавыми орлами. Этот памятник не сохранился. А вот на фотографии Прокудина-Горского возвышается дивный Успенский собор, которого также уже не существует. Об этой церкви полтора века назад краевед А. Сементовский-Курило писал: «Осмотрев почти все лучшие храмы нашей обширной родины от Чёрного до Балтийского моря и посетив множество монастырей, мы редко где были поражены внутренней и внешней архитектурой виденных нами храмов настолько, как витебским Успенским собором. В особенности хорош этот храм, когда лучи заходящего солнца, проникнув через огромные окна главного входа и купола, обольют своим золотым блеском иконостас и стены его; нам кажется, что в эти минуты душа молящегося сама как бы просветляется и становится способнее постигать величие Творца вселенной!»

Успенский собор в Витебске
Успенский собор в Витебске

Из трёх десятков храмов дореволюционного Витебска, запечатлённых (по большей части) на фотографиях Прокудина-Горского, уцелели на сегодня только три. Успенский храм был взорван большевиками ещё до войны, барочный Никольский собор – в 1957 году, а Благовещенская церковь постройки XII века – в 1961-м. Вот такая была для верующих «хрущёвская оттепель». Но вот наступили новые времена, и тот Витебск, который увидел своими пытливыми глазами Сергей Михайлович Прокудин-Горский, восстаёт из пелены прошлого, будто из сна. В 90-е годы была полностью воссоздана древнейшая в Беларуси Благовещенская церковь, с 2000 года воздвигается и украшается Успенский собор, Воскресенский храм. Будет возрождён и Никольский собор.

Спасо-Евфросиньевский женск. монастырь в 3-х в. от г. Полоцка. Вид с юга. [1912 год]
Спасо-Евфросиньевский женск. монастырь в 3-х в. от г. Полоцка. Вид с юга. [1912 год]

А вот на фотографии Прокудина-Горского – тогдашний мост через Западную Двину, который с тех пор претерпел немало реконструкций. Оживает перед взором запечатленный Сергеем Михайловичем витебский район Заручавье – двойная колокольня Воскресенской церкви, ладные дома купцов и мещан. Вот – уничтоженный в 1950-е годы католический костел святого Антония, взорванная в 1936-м Рынковая церковь…

Витебск. 1912 год
Витебск. 1912 год

Галерея снимков Прокудина-Горского переносит нас в дореволюционный Полоцк. Мы видим памятник воинам Отечественной войны 1812 года (24 метра высотой!), установленный на площади перед Никольской церковью. Таких монументов по распоряжению Николая I было воздвигнуто по всей Руси ровно семь, а уцелел только один – в Смоленске. Все остальные (в том числе в белорусских городах Полоцке и Клястицах) были переплавлены в 1932 году, в Полоцке на освободившийся пьедестал поставили статую Ленина. В 1964-м, под занавес хрущёвских гонений на церковь, взорвали и Полоцкую Никольскую церковь. Но, к счастью, старинная Богоявленская церковь и Софийский собор Полоцка, что красуются на фотографиях Прокудина-Горского, уцелели, дошли до наших дней. Как и полоцкая ратуша с многоярусной башней, построенная в XVIII веке.

Памятник воинам Отечественной войны 1812 года
Памятник воинам Отечественной войны 1812 года

Трогают сердце белорусские пейзажи Прокудина-Горского: разлив Западной Двины у Борисова, место впадения в эту реку Дриссы возле нынешнего Верхнедвинска… Вот несколько снимков Минска, сделанные мастером тогда же, в 1912 году – это панорамные съемки городских кварталов, где уже трудно распознать современные нам улицы и проспекты.

Деревня Горки, сельское поселение Бородинское, Московская область.
Деревня Горки, сельское поселение Бородинское, Московская область.

Всю эту Русь великую, раскинувшуюся от Минска до Екатеринбурга, увез с собою в эмиграцию создатель «Коллекции достопримечательностей». Поначалу, казалось, Прокудин-Горский обрёл себя в новой, советской республике: ему не препятствовали в создании Петербургского Высшего Института фотографии, а в марте 1918 года широкая выставка работ Сергея Михайловича была представлена в Зимнем дворце. Но шла гражданская война, правительство переехало в Москву, в Питере творилось что-то невообразимое… Уехал за границу изобретатель цветоделения, да ещё и умудрился переправить в Норвегию целых 20 громоздких ящиков со своими стеклянными пластинами-диапозитивами.

Дворец великого князя Михаила Николаевича в Боржоми, Грузия
Дворец великого князя Михаила Николаевича в Боржоми, Грузия

Уму непостижимо, как Сергею Михайловичу удавалось перевозить их с места на место во время долгих скитаний: из Осло – в Берлин, потом – в Лондон, где изобретатель работал над созданием цветного кино и запатентовал цветную кинокамеру; оттуда – в Париж, затем – в Ниццу, опять в Париж… А «попутно» этот неутомимый и жизнелюбивый герой своего времени успел в 56-летнем возрасте жениться на своей юной лаборантке Марии Щедриной, которая в 1920 году родила Сергею Михайловичу ещё одну дочь – Елену. Брак был странным, недолгим и, возможно – драматичным, поскольку в Париже Прокудин-Горский воссоединился с прежней семьёй – женой Анной и тремя детьми, рождёнными ещё в 90-е годы XIX столетия.

Типы Дагестана [1904 г.]
Типы Дагестана [1904 г.]

Столетие назад фотохудожник чуть было не сделался в России хрестоматийным: в 1916 году иллюстрации Прокудина-Горского украсили учебник для младшей школы под названием «Начальное землеведение». Книга исполнена такими поэтическими терминами, как «родиноведение» и «родинолюбие»… Да и как не полюбить эту землю после того, как полистаешь старые, но такие живые и красочные фотографии нашего замечательного соотечественника, похороненного, как и многие другие представители цвета нации, на парижском русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Сирень
Сирень

Александр Аннин, Москва

© Белорус и Я, 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему История Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3