Гюльфем Хатун (1497-1562) жившая в 16 веке в гареме османского султана Сулеймана, была его второй наложницей и родила ему сына - шехзаде Мурада. Сведения о ее происхождении весьма противоречивы. По одной версии у нее сицилийские или польские корни, а ее настоящее имя - Розалина (Росалина). В османских источниках ее отец именуется Абдурраханом или Абдуллой, что по обычаям тех времен могло обозначать христианина, обращенного в ислам. По другим сведениям Гюльфем являлась дочкой албанского бея и носила имя Айше. Существует также версия о турецком происхождении этой женщины. После смерти сына она утратила статус любимой наложницы повелителя.
Доподлинно известно, что в 1562 году она была внезапно убита по приказу Сулеймана, однако затем реабилитирована и с почестями похоронена.
Доверенное лицо султана
Смерть Гюльфем Хатун вызывает многочисленные вопросы до сих пор. Известно, что она стала утешением для султана после смерти знаменитой Хюррем и снова стала любимицей повелителя. Лишь Гюльфем Сулейман на склоне лет доверял свои тревоги и сомнения, он любил разговаривать с ней о давно минувших днях, вспоминать о прошедшей молодости. О том, что вторая наложница султана пользовалась его исключительным доверием и часто проводила с ним время, свидетельствуют исторические источники. Венецианцы писали, что часто видели Сулеймана в саду с женщиной, лицо которой было закрыто, однако стража сообщала им, что ей была Гюльфем Хатун. За что казнили эту незаурядную и, вероятно, пользующуюся большим влиянием при дворе женщину?
Благотворительность
Гюльфем была очень набожной, отличалась приветливым и покладистым характером, за что ее все очень любили в гареме. Она активно занималась благотворительностью, в конце жизни решила построить в Ускударе роскошную мечеть с прилегающими к ней заведениями (медресе, хамамом и др.). На это требовались огромные деньги. Гюльфем Хатун была женщиной обеспеченной - помимо средств, которые выделялись каждой наложнице в гареме на личные нужды, она постоянно получала от Сулеймана дорогие подарки. Поэтому строительство мечети продвигалось очень быстро. Однако вскоре возведение этого грандиозного сооружения пришлось приостановить - деньги закончились. Сложно сказать, почему Гюльфем не рассказала о своем проекте султану. Возможно, хотела сделать ему сюрприз. Так или иначе, но наложница стала искать источник дохода втайне от Сулеймана. И вскоре его нашла.
"Выход" к султану
Гюльфем Хатун была женщиной умной, решительной и, можно сказать, отчаянной. Как еще охарактеризовать ее поступок? Для того чтобы получить деньги на дальнейшее строительство мечети, она решилась продать свой "выход" к султану. Девушек, желавших попасть на свидание к повелителю вне очереди, в гареме было предостаточно. Одна из них, наложница Кината, предложила Гюльфем деньги в обмен на возможность встретиться с султаном с глазу на глаз. Когда Сулейман снова пригласил любимую наложницу к себе в покои, она сказалась больной и послала вместо себя другую невольницу. Видимо, такой оборот событий султана совсем не устраивал, поэтому, когда Гюльфем Хатун не пришла в очередной раз, он пришел в ярость и заставил Кинату рассказать всю правду. Невольница решила очернить Гюльфем и сообщила, что та просто предпочла большую сумму денег обществу Сулеймана. Возмущению падишаха не было границ.
Немые палачи
Почему казнили ее без суда и следствия, не разобравшись в ситуации, не дав несчастной женщине даже высказаться в свою защиту? Исторические источники свидетельствуют, что при султане на службе состояли "немые", палачи-дильзисы, готовые по приказу повелителя в любой момент уничтожить каждого, кто посмел вызвать его негодование. За каждую казнь они получали особое вознаграждение, размер которого фиксировался в специальной книге расходов. Поэтому расправа над женщинами, посмевшими сделать предметом торга внимание и любовь самого султана Османской империи, была мгновенной. О том, что Сулейман затем раскаялся в содеянном, известно из той же расчетной книги. Верные приказу дильзисы не только не получили вознаграждение за выполненную работу, но и были высланы из дворца.
Реабилитация
Известно, что Сулейман сильно пожалел о своем скоропалительном решении. Вскоре ему стало известно, на что его любимая наложница потратила полученные деньги. Султан приказал немедленно достроить мечеть, что и было выполнено беспрекословно. Гюльфем Хатун была похоронена в городе Ускюдар, в мечети, ставшей носить ее имя. Согласно преданию, могила праведницы несколько ночей после погребения светилась собственным светом.