За всеобъемлющим успехом Кинчева как-то не замеченными прошли новации, произошедшие в группе «Кино». А ведь на сцену Ленинградского рок-фестиваля, с которого начался марш «Алисы», Виктор Цой вышел в качестве свободного вокалиста, что было ново и неожиданно. «Когда я смотрю любую западную группу, - говорил Виктор в интервью журналу «Рокси», - я почти всегда вижу там освобожденного вокалиста. Когда я смотрю на группы рок-клуба, то ничего подобного не замечаю. Все заняты еще и инструментом, и это сильно снижает возможности».
Расставшись с гитарой и выйдя на сцену с одним лишь микрофоном, Цой надеялся вновь, как и год назад, оказаться в авангарде передовых музыкальных направлений. «Правда, мы не знали, что у «Алисы» будет Кинчев», - резюмировал Виктор.
Летом у «Кино» вышел альбом «Это не любовь», полный иронии и юмора. «Я очень смеялся, когда работал над этим альбомом, - говорил Виктор Цой в одном интервью. - По идее мы предназначали этот альбом молодым ребятам лет под двадцать, а оказалось, что эту иронию улавливают более старшие люди. Видимо, для более молодого возраста требуется повышенный драматизм ситуации».
13 и 14 апреля в помещении МДСТ на Большой Бронной состоялись прослушивания любительских рок-коллективов. Накануне музыканты собрались дома у бас-гитариста группы «Доктор» Сергея Сулименко в Люблино и долго решали, идти им на это прослушивание или нет. Но Мамонов сказал, что идти надо. Он пошел сам и за ним потянулся народ.
Вот какие группы участвовали в апрельских прослушиваниях: «Гулливер», «Елочный базар», «Магнит», «Близнецы», «Николай Коперник», «Звуки Му», «Фаня», «Эльсинор», «Доктор», «Цейтнот», «Ночной проспект», «Бульварный Никто», «27-й километр», «Зона активности», «Катарсис», «Люцифер», «ВИА Молодость», «Опытное Поле».
«Звуки Му» отыграли по полной программе, то есть исполнив такие «спорные в идейно-художественном отношении» вещи, как «Серый голубь», «Муха - источник заразы», «Курочка Ряба», и их выступление было принято целиком и полностью, без купюр и каких-либо других идеологических напрягов. Это должно было служить как бы лакмусовой бумажкой того, что с новой организацией можно работать.
После летних каникул, 15 сентября, в Московском Доме Самодеятельного Творчества состоялось второе прослушивание, на котором в присутствии Ю.Чернавского, М.Фрадкина и А.Петрова показали себя группы «Центр», «Браво», «Мистер Икс», «99%», «Кросс», «Искусственные дети», «Патруль». И снова никого не посадили, никому по месту работы или учебы не отправили «телег», груженых фактами...
За кулисами второго прослушивания впервые прозвучали слова «Московская рок-лаборатория». Это название придумал Булат Мусурманкулов, который и стал первым директором Московской рок-лаборатории: «В Питере рок-клуб мог существовать, потому что Питер все-таки далеко от Москвы. А в Москве рок-клуб создать было невозможно, потому что мы находились под большим идеологическим давлением, над нами тут и горком партии, и управление культуры, и министерство культуры, и ЦК КПСС! Но в 1984 году вышло постановление министерства культуры по усилению работы с самодеятельными ансамблями, и там была такая строчка: «…организовывать творческие лаборатории…» Вот я и говорю: «Давайте мы организуем творческую лабораторию! Строчка-то есть!» Вот так мы и организовали творческую лабораторию рок-музыки!»
Вскоре Булата Мусурманкулова сменила Ольга Опрятная, перешедшая в рок-лабораторию из Министерства культуры СССР. Ее ближайшими помощниками стали авторитетные в андеграунде люди: Александр Агеев (концертный администратор) и Виктор Алисов (технический директор). Основные решения принимал худсовет, в который входили руководители всех групп, которые стали ее членами.
26 октября состоялось первое занятие рок-лаборатории. На сцене ДК им. Курчатова выступали группы «Клон» и «Центр». (Василий Шумов, лидер «Центра», договорился с руководством дома культуры о проведении концерта, а Александр Катамахин, лидер «Клона», предоставил для концерта свою аппаратуру.)
Спустя две недели там же, в доме культуры Курчатовского института состоялось второе заседание рок-лаборатории, где впервые на широкой публике явился «Вежливый Отказ».
Еще пару недель спустя в «Курчатнике» выступали «Звуки Му». Мамонов пел три часа без перерыва и не мог остановиться, впрочем публика тоже особо не желала, чтобы он прерывался. Коротко говоря, осенью 1985 года центр Москвы переместился в ДК имени Курчатова.
Рок-лаборатория быстро и энергично наладила концертную деятельность в столице. Ольга Опрятная добилась, чтобы Министерство культуры тарифицировало любительские ансамбли, входившие в состав рок-лаборатории, и музыканты отныне смогли вполне легально получать деньги за выступления. После того, как лабораторские группы освоили концертные залы столицы, они начали активно выезжать на гастроли по городам СССР.
В 1985 году тюменские комсомольские функционеры предложили поэту, выпускнику филологического факультета Тюменского государственного университета Мирославу Немирову создать в Тюмени клуб любителей музыки по примеру Ленинградского рок-клуба. Немирову выделили пол-ставки, комнату в университетском общежитии и нехитрую аппаратуру. Играть он ни на чем не умел, но писал талантливые стихи и был весьма энергичным человеком.
В то время Немиров проходил практику в средней школе, где преподавал литературу. В одном из классов этой школы учился Аркадий Кузнецов, которого живо заинтересовала неординарная личность преподавателя. Кроме того, до него доходили слухи о таинственном рок-клубе. После первого же посещения немировского клуба Аркаша решил играть панк-рок. Немиров предложил ему объединиться с Игорем Жевтуном и создать группу. Так возникла «Армия Повстанцев имени Чака Бэрри», позже давшая начало «Инструкции По Выживанию».
27 июля в Москве открылся XII международный фестиваль молодёжи и студентов. Во время фестивалей обычно происходят знаковые встречи, которые имеют тенденцию вырастать в успешное творческое сотрудничество. Тем фестивальным летом неподалеку от Красной площади, на которой шумела разноязыкая тусовка, судьба свела вместе двух москвичей, глубоко веривших, что нет в жизни счастья без рок-н-ролла. Это были бывший слушатель Высшей школы КГБ Валерий «Ёж» Лысенко, мечтавший играть на барабанах в модной рок-н-ролльной группе, и студент-вечерник института иностранных языков имени Мориса Тореза Олег Усманов, в свободное от занятий время осваивавший контарбас. Паролем их встречи послужила песня «Can’t Buy Me Love». Затем Усманов запел «Heartbreak Hotel» - Ёж подхватил. От исполнения песен «Битлз» и Элвиса Пресли молодые люди перешли к твистам. А потом разговор сам собой зашел о мечте: а не создать ли группу, которая играла бы твисты и рокабилли?
Осенью из армии вернулся товарищ Усманова, который классно играл на гитаре и страстно любил рок-н-ролл. Звали его Вадим Дорохов. Друзья приступили к репетициям и вскоре, выбрав крамольное (по мнению тогдашних комсомольских функционеров) название «Мистер Твистер», вышли на сцену.
Первый концерт «Мистера Твистера» состоялся 25 декабря 1985 года в институте, где учился Усманов. «Это был, конечно, «криминальный» сейшн, - рассказывает Олег, - и имел он классический исход: пришел парторг и, увидев, что происходит, закричал, что это антисоветский шабаш, и потребовал вырубить сеть...
А на следующий день меня вызывал дядька, который отвечал за ключ от комнаты, где хранились инструменты. Это был уже совсем старенький дедушка, и, видимо, поэтому он пытался взывать к моей комсомольской совести. «Где ж твоя, - говорит, - комсомольская совесть рок-н-роллы играть!» А потом меня вызвал парторг и тоже стал мозги канифолить: «Вот мы в Сокольниках тоже раньше играли! Бандиты дерутся - музыканты играют! Вот как надо!» Что он хотел этим сказать? Может быть, что он тоже «свой»? Мне было понятно одно: я был на волосок от отчисления, потому что Горбачев тогда еще не полностью пришел к власти и полететь можно было легко».
Группа «Черный кофе» вступила в профессиональную жизнь, устроившись на работу в Актюбинскую филармонию. Правда, из первоначального состава в ансамбле остался один Дмитрий Варшавский. Ушедших заменили басист Игорь Козлов и будущие "арийцы" барабанщик Максим Удалов и гитарист Сергей Маврин.
До обеих столиц добрались первые альбомы челябинской группы «Братья По Разуму». Звучание их было очень необычным, так как Вова Синий и Гоша Рыжий составляли свои композиции в виде диковинных коллажей, закольцовывая популярные западные мелодии.
5 июля в Ленинграде во Дворце молодежи выступал бит-квартет «Секрет», и в зале, как говорится, негде было яблоку упасть, а пространство у сцены оказалось заполнено фанатами в красных галстуках и шарфиках. Продюсеры из филармоний отметили сверхпопулярность квартета, и в итоге осенью «Секрет» был принят на работу в Ульяновскую филармонию и начал выступать в одной программе с джаз-оркестром «Диапазон». Группа проявила фантастическую работоспособность, поскольку давать концерты приходилось едва ли не каждый день - такова была популярность ансамбля.
Одновременно «Секрет» был приглашен для участия в съемках музыкального фильма «Как стать звездой» (режиссер В.Аксенов), музыку для которого сочинил талантливый молодой композитор Виктор Резников. Помимо «Секрета», в фильме снимались Валерий Леонтьев, Лариса Долина, театр «Лицедеи».
Два героя рок-подполья 70-х годов, Владимир Рацкевич, лидер группы «Рубиновая атака», и Николай Ширяев, бывший бас-гитарист ансамбля «Второе Дыхание», собрали брэйк-дэнс-ансамбль «Вектор», в составе которого на сцену выходила танцевальная группа, и сделали решительный шаг из андеграунда на профессиональную сцену. «Вектор» устроился на работу во Владикавказскую филармонию, затем перешел в Тюменскую. Группа много гастролировала сначала по Северному Кавказу а позже – по Сибири, везде собирая большие залы. Кстати, вокалистом в «Векторе» работал еще никому неизвестный Андрей Разин, позднее создавший группу «Ласковый май».