«И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.» (Исаия 3: 16-23).
Как гласит народная мудрость: «По одёжке встречают, по уму провожают.» Пословица. В современном мире большое значение придаётся моде и красоте одежды. Мода современного мира постоянно меняется и отражает его культуру, современные взгляды мира, отступившего от заповедей Божиих. Современная мода отражает дух антихристианского мира с его страстями и похотями. В магазинах огромное количество модной одежды, которая так и влечёт ко греху, влечёт к соблазну. Среди современных женщин в моде яркий макияж. Одним словом, можно говорить о культе моде и косметики, культе физического тела. Его красоте посвящается очень много времени, существуют косметические салоны, фитнесс-клубы, бутики с красивой дорогой одеждой. В целом мода современного мира отражает его свободные нравы, господство страстей, отдаление от Церкви, от веры, плотское мудрование, искание земных благ, а не небесных. Если вспомнить моду других эпох, то она была совершенно другая. Женщины носили длинные платья, собирали волосы, покрывали их головными уборами. Открытая одежда появилась лишь в XX веке.
Кажется, на первый взгляд, что в такой одежде и косметике нет ничего плохого. Но на самом деле такая одежда и макияж выражают внутренние страсти, которые владеют человеком: гордость, тщеславие, эгоизм, желание показать себя, блуд, желание соблазнять мужчин или женщин, предаваться с ними блуду. Когда женщины так одеваются, открыто, вызывающе, то это может соблазнять окружающих мужчин. А Господь говорит: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.» (Мф. 5: 28). Да и мини-юбка, одеваемая девушкой, может спровоцировать мужчину, не только на блуд, но и на изнасилование, что может испортить жизнь и мужчине, и девушке. Соответственно такая, казалось бы, несерьёзная вещь может оказаться роковой и привести к такому греху, к таким последствиям. Но сам мир, реклама, телевидение, модные журналы, бутики, образы звёзд современного мира пропагандируют такую моду, такой образ мышления, навязывая её современной молодёжи и подросткам. Именно такая одежда, отслеживание за модными новинками, шопинги, является нормой в современном обществе. Тем более, человек, занимаясь шопингами, увлекаясь модой, делает её своим идолом, а для Христа совсем не остаётся места в сердце.
Если в мире, в котором господствуют страсти, всё так быстро меняется, то в Церкви Христовой, Которая является Его Невестой, святой и непорочной, соблюдается традиция одеваться благочестиво, женщинам носить длинную юбку, покрывать голову платком, мужчинам также одевать приличную одежду. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.» (1-е Кор. 11: 4-10). Закрытая, скромная одежда у людей говорит, в общем, о внутреннем мире, смирении, благочестии, целомудрии. Хотя не во всех случаях конечно. Одним словом, главное – это не внешняя красота, а внутренняя, и именно о внутренней красоте, о здоровье души, об её очищении от грехов и страстей следует заботиться. «Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.» (Псалом 44: 13).
Ещё несколько слов о косметике. Используя косметику, женщина как бы одевает некую маску, скрывает своё истинное лицо, естественную красоту за толстым слоем макияжа. А потом некоторые женщины не могут выйти на улицу без макияжа, показаться на людях, у них возникают комплексы. Это может плохо отразится на психике. Всё это от желания показать себя перед людьми, это происходит от гордости, тщеславия, желания соблазнять мужчин. В семейной жизни также могут возникнуть проблемы. Муж видел жену с нанесённым макияжем, но она не может быть перед ним всегда такой, ей придётся быть естественной перед мужем. Важно, чтобы отношения в семье основывались не на внешней красоте, а на взаимной любви и уважении к друг другу. Как говорят: «С лица воду не пить». Поговорка. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.» (1-е Петра 3: 3-5). И кроме всего, косметика может исказить естественную красоту, созданную Творцом. Как Священное Писание, так и святые отцы не рекомендуют использование косметики и украшений. Святитель Григорий Богослов: «Тот, кто пользуется косметикой, свое лицо превращает в личину. Лицо женщины, которая пользуется косметикой, становится маской. Это фальшь и искусственность. Мы с вами любим настоящие живые цветы и, конечно, знаем: пластмассовые цветы – подделка. То же самое можно сказать и про пользование косметикой. Святые отцы говорят: женщины, использующие косметику, уподобляются распутным женщинам легкого поведения, которые делают это для того, чтобы соблазнять мужчин.» Святитель Иоанн Златоуст: «Отчего, скажи мне, ты прибавляешь на себя нечто к тому, что создано совершенным от Бога? Неужели для тебя мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшей художницей, принимаешься исправить дело Божие? Этого ты не имеешь в виду, но ты, украшая себя, наносишь оскорбление Творцу для того, чтобы привлечь к себе бесчисленных любовников».
Да ещё к тому же, часто это ставится в приоритет, и девушка забывает о главном о заботе о своём внутреннем человеке, о своей душе. Вот её-то как раз нужно украшать различными добродетелями: терпением, состраданием, любовью, смирением и другими, потому что все мы рано или поздно предстанем перед Творцом, и если не будет на нас брачной одежды, то мы не сможем войти в Небесный Чертог на брачный пир. Поэтому надо стяжать духовные дары, утвердиться в добродетелях, так как здесь мир временный, а там – вечность. Если девушка, да и мужчина тоже, сохраняют целомудрие, женщина одевается скромно, не делает макияж ради Господа, а заботится о внутренней красоте, то Господь воздаст ей за это смирение в этой жизни или в вечности, так как она была верна в малом, желая угодить Господу, а не перед людьми показаться. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10). Хотя везде нужно смиренномудрие, чтобы не уклониться в другую сторону, не думать, что дело только в одежде, ведь главное это любовь к Богу и ближним. И поэтому везде нужно пользоваться духовным разумом, мыслить духовно, чтобы не уклониться в сторону, когда человек совершенно перестаёт следить за собой, чтобы не напугать, не оттолкнуть людей. Одежда может быть чистая, опрятная, но целомудренная и закрытая. Лучше заботится не о себе, а об угождении Богу и ближним. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» (Исаия 66: 2).
«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит. 31: 30-31).