Как говорят по телевизору, климатическая катастрофа – это самая страшная беда, которая угрожает всем людям. Последние 5 лет все говорило о том, что уходящий 2021 год отметит собой историю. Либо мы прямо сейчас всерьез возьмемся за «экологию», либо отменить климатический апокалипсис будет уже невозможно.
Информационная борьба за климат выиграна
В 2015 году страны-члены ООН заключили так называемое Парижское соглашение по климату. Его цель – ограничить эмиссию (выделение) углекислого газа в атмосферу и удержать темпы глобального нагревания на уровне 1,5 ℃ к доиндустриальному уровню.
Весь последующий период крупнейшие мировые СМИ вели отчаянную борьбу за климат в информационном пространстве. Вместо таких терминов как «изменение климата» и «глобальное потепление» теперь говорят –«климатический кризис» и «глобальное нагревание», чтобы повысить у обывателя степень тревоги за будущее Планеты.
7 августа 2021 года вышел доклад самой авторитетной организации по вопросам климата – Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Исходя из этого доклада, после 2013 года ситуация катастрофически ухудшилась. Отрицательные погодные явления стали наблюдаться чаще, рост температуры и подъем уровня мирового океана ускорились.
7 октября 2021 года крупнейшая интернет корпорация Google отменила на YouTube рекламу и монетизацию контента, отрицающего влияние человека на изменение климата. Интернет – не место для дискуссий.
Жизнь оказалась сложнее: экономику нельзя перестроить по щелчку
12 ноября 2021 года завершилась 26 конференция ООН по изменению климата (КС-26). На этой встрече мировых лидеров подведены итоги Парижского соглашения и объявлены национальные планы действий по достижению углеродной нейтральности: отказа от вырубки лесов, использования угля и другого ископаемого топлива; развития зеленой энергетики и т.д.
По мнению экспертов КС-26 в Глазго не оправдала надежд. Развитые страны так и не взяли на себя обязательства помочь развивающимся экономикам перейти на рельсы устойчивого развития. Несмотря на громкие заявления отдельных политических лидеров, экономические интересы все еще стоят во главе угла: Бразилия и Индонезия не могут в одночасье отказаться от вырубки лесов, США и Китай от сжигания угля, а Россия, Китай и Индия от добычи и потребления природного газа.
В своем традиционном «шокирующем прогнозе» на 2022 год датский Saxo Bank предрекает, что вопреки мировому тренду на отказ от углеводородов, политики продолжат инвестировать в нефте- и газодобычу в ближайшие 5 и 10 лет соответственно. Мир оказался не готов к резкой смене курса в сторону зеленой экономики.
Резкий отказ от углеводородов вызвал небывалую инфляцию
Отказ от инвестирования в углеводороды уже вылился в огромный рост цен на промышленные металлы (необходимые в частности для развития зеленой энергетики), дизтопливо и удобрения (необходимые для сельского хозяйства). Для рядовых граждан это означает рост цен на все, а самое главное на продукты питания. Для людей с невысоким доходом это очень важно и неминуемо приведет к росту социальной напряженности.
В декабре 2021 года Международное энергетическое агентство опубликовало доклад о развитии зеленой энергетики в текущем году и прогноз до 2026 года. Так, 2021 год станет рекордным по вводу новых мощностей солнечной, ветровой энергетики и гидроэлектростанций суммарной мощностью 289 ГВт, что на 3% больше чем в 2020. Если так и продолжится, то уже к 2026 году зеленая энергетика по вырабатываемой мощности сравняется с энергетикой, основанной на ископаемом и ядерном топливе.
Но есть и серьезные опасения, что рост цен на сырье и транспортировку может сдержать темпы развития зеленой энергетики. С начала 2020 года цены на кремний для солнечных батарей выросли более чем в четыре раза, на сталь — на 50%, алюминий — на 80%, а транспортные расходы подскочили в шесть раз. Из-за этого многие запланированные на 2022 год проекты по солнечной энергетике уже заморожены.
В общем, 2021 год показал, что вместо громких заявлений и пиар-компаний вроде мировых саммитов за климат, лучше сосредоточить усилия на планомерном техническом и технологическом развитии, как надежной основы для устойчивого роста экономики.