Зима близко, открываются катки, горки и разные площадки для развлечений. Аттракционы на Крестовском острове пусть отдохнут, а мы заглянем в историю, ведь Петербург любил экстраординарные праздничные гуляния во все времена!
Первый общественный увеселительный сад открылся в 1793 году на Мойке. Здесь показывали своё искусство «мастера разных физических, механических, искусники разных телодвижений, прыгуны, сильные люди, великаны». К 1820-м годам парковая архитектура начала меняться под запрос увеселительных сооружений: в парках строили «вокзалы» для оркестров, небольшие зверинцы, пристани, «кофейные и чайные» домики. В саду «Аркадия» с 1881 года проходили представления на натянутом канате, запускались в воздух фигуры вышиной в два-три человеческих роста, устраивались «фигурные иллюминации» с большими фейерверками.
Огромной популярностью пользовались карусели. Первую «кружильную машину» в городе построили немцы ещё в начале XVIII века. Карусели украшали блестками, стеклярусом, китайскими фонарями, диковинными сидениями в виде богатых барских саней и «удивления достойных» зверей, например льва и слона. На рубеже веков появились катальные горы, работавшие и в летнее время. Представьте, съезжать можно было на ковриках, а также «по отведенным покатым желобам посредством маленьких колясок, поставленных на четырех медных колесиках».
С 1807 года в Петербурге повсеместно мастерили панорамы с использованием живописи и световых эффектов. Публика их обожала! Виды Москвы и Риги, панорама Парижа, панорама Константинополя «и при ней 7 видов оптического путешествия», огнедышащая гора Этна, древний Иерусалим, и уже ближе к середине века — «Большая панорама из Вены, состоит из 25 больших видов, рассматриваемых через 116 стекол при освещении 250 лампами».
В изготовлении панорам принимали участие видные художники, декораторы, машинисты-механики Петербургских императорских театров. В Юсуповом саду были более близкие к народу гулянья: гигантские шаги, карусели, катание детей на козах в колясочках (козы с золочеными рогами и шорами на глазах). Воздухоплаватель Вильгельм Берг устраивал здесь воздушные путешествия на огромном шаре. Его гондола была сделана в виде слона натуральной величины с беседкой на спине и вмещала 6-8 пассажиров.
Одно из самых крупных и наиболее известных увеселительных заведений было открыто на Каменноостровском проспекте. Сперва название «Аквариум» было буквальным — здесь разводили разных рыб и лакомились ими.
В 1912 году на этом участке сооружен «Дворец льда» — грандиозное, первое в России здание искусственного катка. Заходим внутрь, на стенах огромные зеркала, 34 канделябра освещают зал, температуру поддерживали приятную, в +17 градусов. Рядом был построен ледяной дом в русском стиле, обстановка внутри также изо льда: мебель, стол с самоваром и чашками, печка и фигуры старика со старухой. Возле избы совсем уж диковина — возвели 36-ти метровую Эйфелеву башню, изо льда с деревянным каркасом. На втором этаже установлен ледяной бюст Александра Гюстава Эйфеля, сама конструкция подсвечена большими электрическими фонарями, а самая верхушка украшена электрическим солнцем, мигающим эдисоновскими лампочками.
В 1911 году начали говорить об открытии нового заведения, гораздо более технологичного: «по образцу лондонского Луна-парка со всеми техническими увеселениями для любителей сильных ощущений: головокружительные железные дороги («американские горы»), катание на лодках, падающих с высоты гор в озеро, вертящаяся подъемная машина…». На тот момент «американское горы» в городе были только в Александровском парке на Кронверкском проспекте.
В Путеводителе по Луна-парку за 1913 год среди анонсов выступлений прелестных француженок находятся следующие предложения: «Горная железная дорога» — несколько верст захватывающей интересной поездки в горных ущельях; «Каналы Дракона» — катанье на лодке через Адельсбергский и базальтовый гроты и тропические леса; Дворец смеха, включающий пьяную лестницу, комические зеркала и загадочные «разные игры в счастье»; Волшебный лабиринт, Чортово колесо, Пьяную лестницу, Головокружительный спуск с маяка на землю и Турбильонъ — волшебный домик сильных ощущений.
Вот, что находим в воспоминаниях Александра Блока за 1913 год: «4 мая. …Я застал у мамы Бычковых и увез их в Лунапарк, где мы катались по горам, какая прелесть! Они ушли, а я катался до 1 часу ночи, до закрытия кассы». На «американских горах» поэт катался почти каждый вечер, так как жил близко по соседству — на Офицерской улице (ныне — Декабристов) между Английским проспектом и набережной реки Пряжки. В Луна-парке помимо горок работали аттракционы «Аэродром» и «Полеты на дирижабле».
Не только техника будоражила публику, но и содержание пьес, которые ставили в Луна-парке: так 2 декабря 1913 года на сцене театра состоялась скандальная премьера трагедии Владимира Маяковского с ним же в главной роли. «Первый спектакль в мире футуристов» был написан в издевательском тоне, и после первого акта большинство зрителей ринулись к рампе, возмущенно и громко ругая автора и участников.
Скандально в том же году прошла первая и единственная в Петербурге коррида — шоу под названием «Праздник в Мадриде», устроенная в Спортинг-паласе на Каменноостровском проспекте. Бой был благотворительным, тем не менее сама форма увеселения вызвала протесты.
Посещали сады и парки все, кто только мог — хотя развлечения для знати и отделялись, дополняясь ресторанами. Плата начиналась от 20 копеек на технологичные аттракционы, но многие развлечения были бесплатными, привлекая шумные толпы детей. Современные гуляния точно могут почерпнуть много идей для городского досуга в истории Петербурга!
Автор: Мария Тычинина
Фото: citywalls.ru, pastvu.com