Найти в Дзене

"Космических туристов" готовят к полёту 2-3 месяца. Нормально ли это?

Насколько жизнеспособен экипаж космического корабля, в котором один или два человека едва-едва обладают навыками его управления?

На этот вопрос автора канала навёл просмотр трансляции из московского Музея космонавтики, посвящённого 40-летию полёта "Союза-39" с двумя космонавтами: советским Владимиром Джанибековым и монгольским Жугдэрдэмидийном Гуррагчой по программе "Интеркосмос".

Программа работ международного экипажа "Союз-39" предусматривала проведение в течение 7 дней медицинских, биологических, физико-технических экспериментов, исследование атмосферы и природных ресурсов Земли на орбитальной станции «Салют-6» в 1981 году. Советско-монгольский экипаж полностью выполнил научную программу, включавшую 25 экспериментов.

Во время вечера встречи участников и экспертов (Гуррагча говорил по телемосту из Монголии, зато в зале Музея находился и Джанибеков, и представители Роскосмоса, в том числе космонавт Фёдор Юрчихин, который тоже добрался до джанибековского рекорда - пяти полётов в космическое пространство) участники полёта вспоминали свои впечатления от экспедиции и друг от друга. Так вот, Джанибеков очень хвалил своего монгольского коллегу и друга за очень высокую работоспособность, сообразительность и, главное, за высокий уровень знания матчасти.

  Трансляция Музея космонавтики, посвящённая 40-летию полёта "Союза-39"
Трансляция Музея космонавтики, посвящённая 40-летию полёта "Союза-39"

По словам Владимира Джанибекова, Жугдэрдэмидийн Гуррагча полностью выполнил поставленные перед ним как перед бортинженером задачи (в других полётах "Интеркосмоса" командир обычно брал всё на себя, а космонавт из других стран по существу превращался в туриста), так что при спуске на Землю Джанибеков (опять же, по его словам), "дремал, будучи уверенным в действиях своего бортинженера".

Правда, один прокол в его действиях всё же случился, но Джанибеков не стал уточнять, какой именно, потому что корабль всё равно успешно приземлился — всего в полукилометре от заданной точки.

И вот тут мы переходим к вопросу о нынешних "космотуристах"

С одной стороны, мы видели прекрасно проведённый и завершившийся полёт киношной пары Шипенко-Пересильд (срок подготовки - 4 месяца). Там, конечно, тоже был один технически неприятный момент, когда корабль не смог автоматически пристыковаться к МКС и командиру корабля Антону Шкаплерову пришлось сделать это вручную...

С другой стороны, монгольский-то космонавт Гуррагча занимался по программе полёта 3 года.

Корабль Союз МС-20 с двумя японскими туристами успешно выведен на орбиту в декабре 2021
Корабль Союз МС-20 с двумя японскими туристами успешно выведен на орбиту в декабре 2021

Не получится ли так, что знаний космических туристов хватит только тогда, когда всё или почти всё идёт в штатном режиме, а технические неполадки успешно устраняются силами единственного детально подготовленного космонавта? А если полёт приведёт к критически аварийной ситуации? Каким образом она будет устраняться, если 2/3 экипажа не готовы этим заниматься ни технически, ни физически?..

Вопрос риторический, туристическая космонавтика будет развиваться — быстрее или медленнее, но будет. Однако, по нашему мнению, Космос - дело слишком серьёзное, чтобы пытаться рубить бабки на дилетантах ради их увеселения. Летать в космическое пространство должны всё-таки профессионалы. Как вы считаете?

Алексей Королёв, историк космонавтики

Друзья, читайте также наш космосайт 🚀