Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег,
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...(А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге")
В школьные годы многие из нас учили эти строки наизусть..А кто задумывался о том, кто такой вещий Олег? Почему он "вещий"? И был ли Олег на самом деле?
На самом деле, биография Олега до сих пор вызывает много споров среди историков. Исследователи и учёные берут информацию о нём из немногих сохранившихся писаний, из летописей (Новгородская,Никоновская и Иоакимовская летописи), которые записывали монахи, из скандинавских преданий, и, конечно, из "Повести временных лет". История рождения Олега и его жизни, за много столетий, окуталась легендами, тайнами и мифами.
Точная дата его рождения известна приблизительно, это 850 год. Есть несколько версий происхождения князя Олега и самая распространённая, что будущий князь Руси происходил из рода Рюриков. Другая версия, что он был братом жены Рюрика и благодаря этому стал его главным полководцем. Умирая в 879 году, Рюрик именно Олегу завещал своего сына и новгородский стол. Исходя из этого можно предположить, что Олег был одним из самых близких людей для Рюрика.
Для правителей тех времён было очень важно приумножать свои богатства и расширять свои земельные территории. Согласно "Повести временных лет", в 882 году, Олег собрал огромное войско из разных племён: варяги, кривичи, чудь, словени, весь. Отправившись с войском на юг, князь взял города Смоленск и Любеч, оставив там свои гарнизоны. Далее Олег спустился по Днепру к Киеву, где княжили Дир и Аскольд (их происхождение так же является предметом споров между историками). Олег знал, что взять Киев будет нелегко, так как киевские воины достаточно опытные и храбрые, поэтому пришлось прибегнуть к хитрости. Воины князя спрятались на берегу и в ладьях, а князь Олег отправил Диру и Аскольду гонца с вестью, что привезли они в Киев много украшений и бисера, а также имеют важный разговор к князьям: " Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходи к роду своему и к нам "(Никоновская летопись) Когда киевские князья вышли за ворота города, Олег объявил им:"Вы не князья и не княжего роду,а я княжего роду, а это сын Рюриков, Игорь" и предъявил им княжича Игоря, а затем Дир и Аскольд были убиты. Захватив Киев, Олег оценил перспективное месторасположение города, который стоял на Днепре и обеспечивал контроль над судоходством, а так же был крупным городом на границе с Великой Степью. Для того, чтобы закрепить новый статус города Киева, Олег произнёс: "Сей город да будет мать градам русским"(Татищев В.Н. "История Российская")
Захватив Киев и построив вокруг него новые крепости-форпосты, Олег обратил своё внимание на близлежащие племена. В 883 году Олег пошёл на свободолюбивое племя древлян:"Олег ходил воевать на древлян и, покорив их, возложи дань по шкуре чёрной куницы от дыма."(В.Н.Татищев "История Российская")
В 884 году, снова собрав войска, Олег пошёл на северян и обложил их данью меньшей, чем платили северяне хазарам. В 885 Олег и от радимичей потребовал не платить дань хазарам, но платить ему. В летописях упоминается о племенах уличей и тиверцев, которые не пожелали подчиняться Олегу и оказали сопротивление русскому войску. Скорее всего, они сдались Олегу позже, потому что в описании похода на Царьград 907 года, эти племена присутствуют среди прочих племён, входивших в войска Олега. Подчинив себе крупнейшие восточнославянские племена, Олег сильно укрепил формирующееся древнерусское государство. На захваченные территории были назначены княжеские наместники, которые следили за порядком.
В "Повести временных лет" упоминается поход Олега на Константинополь, который в некоторых источниках упоминается как Царьград:"...взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000." Итогом этого похода стал торговый договор, заключённый в 911 году и согласно ему, русские купцы могли не платить пошлину за торговлю в Константинополе. Между Русью и Византией существовал и мирный договор. Некоторые историки сомневаются в в этих договорах, так как об этом походе Олега не упоминается в источниках византийских летописцев. Но так же есть версия, что именно Византийский поход принёс Олегу прозвище "Вещий" за предусмотрительность,мудрость и расчётливые действия. "Повесть временных лет" утверждает, что это прозвище дано Олегу за дар предвидения и волхвование. В той же летописи рассказывается,что что когда Олег с войском подошёл к Царьграду,греки перекрыли бухту, и тогда Олег приказал вынести корабли на берег и поставить их на колеса. Когда ветер подул и наполнил паруса, корабли двинулись к городу. Современные исследователи предполагают, что подобное передвижение кораблей посуху было обычным делом для новгородцев, которые перетаскивали «волоком» суда на пути «из варяг в греки». Но византийцы такое зрелище могли посчитать чудом. Так или иначе, ворота Царьграда открыли, Олегу вынесли пищу и вино, которые князь отказался принимать. Тогда греки, которые добавили в угощение яд, решили: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». В результате этого похода Царьград обязался платить дань Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и другим городам, подвластным Олегу, а сам князь получил прозвище Вещий
Личная жизнь Олега окутана тайнами и легендами. Большую часть своей жизни Олег провёл в военных походах и мог не заключить официального брака, но жёны у него были. В те времена понятие мужественности заключалось как в отваге и храбрости, так и в силе в любовных делах. Маловероятно, что воины стали бы безропотно подчиняться человеку, который не соответствует меркам той эпохи. По версии некоторых летописей, детей после себя Олег не оставил. Есть предположение, что Ольга, жена князя Игоря, могла быть дочерью Олега, так как о её происхождении тоже нет общей версии. Возможно, что этим запланированным браком, Олег рассчитывал сплотить Русь и оставить её своим прямым наследникам.
В "Повести временных лет" описывается предание, что волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. Опечаленный князь решил больше не ездить на своём коне, а приказал снять с него сбрую, кормить и ухаживать за ним. Спустя несколько лет Олег поинтересовался судьбой своего верного друга и получил ответ от конюхов, что конь давно умер. Отдав приказ повесить волхвов на дереве за неверное предсказание, Олег приказал своим боярам отвести его туда, где лежат кости костя. Поставив ногу на конский череп, Олег произнёс :"От сего ли лба смерть было взять мне?" Из раздавленного черепа выползла змея, укус которой и стал для Олега смертельным.
По киевской версии его могила находится в Киеве, на горе Щековице. Новгородская же первая летопись пишет, что могила его в Ладоге, но в то же время упоминает, что он ушёл "за море". Олег принял смерть в 912 году, но учёные до сих пор спорят о его происхождении, жизни, заслугах и гибели. За время своего правления Олег удачно расширил границы родных земель-объединил северные и южные центры расселения восточных славян, покорил несколько племён, совершил удачный поход на Константинополь. Правление князя Олега Новгородского положило начало существованию древнерусской державы.
Вся информация приводится со страниц художественных, документальных, архивных записей, исторических сайтов и со школьной программы.
Если кому-то, так же как и мне, интересна биография выдающихся личностей и история в целом, то я буду рада вашей подписке и комментариям. До новых встреч!