ЗНАМЕНИТЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ПЕЙЗАЖИ
Продолжаем нашу экскурсию в пейзажный мир искусства и наслаждаемся замечательными живописными и графическими работами Ивана Шишкина.
Данная подборка разделена на 8 частей, в каждой части помимо картин дана конкретная часть большого и интересного описания творческого пути художника.
Все картины подписаны.
Желаю приятного просмотра!
К началу 70-ых годов, как следствие бурного развития в России новой волны революционно-освободительного движения, вся социальная жизнь в стране значительно осложнилась и перед реалистическим искусством встали новые, более многообразные задачи. Не ограничиваясь критикой, художники стремились противопоставить отрицательным явлениям положительный идеал, который они видели в народе, в его жизни, в русской природе. Такова была основная тенденция развития передового искусства реализма - передвижничества. Шишкин становится одним из самых последовательных выразителей его позитивной программы, его идейно-художественных принципов в области пейзажа. Уже первая выставка передвижников, состоявшаяся в 1871 году, поразила современников содержательностью и высоким уровнем исполнения представленных на ней работ. Знаменательна стала она и для развития пейзажного жанра. На ней экспонировалась прекрасная задушевно-лирическая картина А. Саврасова "Грачи прилетели". В том же году была создана близкая ей по духу "Оттепель" Ф. Васильева. Свой вклад в формирование национальной пейзажной живописи внес, естественно, и Шишкин. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна - "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" и "Лесная глушь". Первая картина была написана под впечатлением елабужской природы, вторая картина - под Петербургом. За сосновый бор художник получил 1-ую премию "Общества поощрения художников", а за "Лесную глушь" - звание профессора живописи от художественного совета императорской Академии художеств.
В картине с сосновым бором Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Прекрасно написаны стволы старых сосен, каждая имеет "свое лицо", но в целом - это единый мир природы, полный неиссякаемых жизненных сил. Всматриваясь в картину, можно, даже, почувствовать запах леса! В картине все характерно для избранного сюжета и легко узнаваемо от самых общих форм до мельчайших деталей. Мы видим и высокие старые сосны, и молодняк, цветы на берегу прозрачного ручья с песчаным ложем и огромное сухое дерево с вывороченными корнями. Ничто не ускользнуло от взора внимательного художника. Содержательность избранного мотива и точность натурных наблюдений представляются ему обязательными. Неторопливый подробный рассказ, но рассказ, полный значительности, обилие деталей наряду с выявлением характерного, простота и доступность художественного языка - таковы отличительные черты этого пейзажа, как и многих последующих работ Шишкина, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках "Товарищества". Художник воспринимает теперь лесную природу не только в многообразии ее растительных форм, но и в их органической взаимосвязи, дающей в совокупности цельный, живой и типический образ старого бора.
Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Обретенная в самой природе композиция сохраняется в законченном произведении, хотя и совершенствуется в плане расширения пространства, конкретизации мотива. И. Крамской, в мастерской которого за неимением места Шишкин трудился над пейзажем, сообщал Ф. Васильеву: "Шишкин, оставаясь все-таки самим собой, до сих пор еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид: здоровая, крепкая и даже колоритная. Всего лучше вода и вся правая сторона, и что удивительно - небо, действительно легкое и светлое небо, - словом, картина хороша и производит сильное впечатление. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Лучшей вещи он не пока писал".
Начиная с этой картины перед нами предстает художник с очень четкой и ясной программой, суть и ценность которой заключались в утверждении положительного идеала - красоты и мощи родной природы. В отечественное искусство входила новая тема - тема леса как символа русской силы. И ставшее впоследствии характерным для Шишкина эпическое истолкование национальной природы фактически берет свое начало именно в этом произведении.
По сравнению с "Сосновым бором", еще несколько условным по цвету, пейзаж "Лесная глушь" в живописном плане решен более целостно, несмотря на подробное, многосложное повествование. Сказалась усиленная летняя этюдная работа Шишкина. Здесь уже начинает обнаруживаться тяга художника к тональному колориту, стремление привести каждый цвет к единству с другим, дать его в богатстве оттенков. Летом 1872 года, живя на даче вместе с Шишкиным на станции Серебрянка возле Луги и наблюдая за его работой над картиной "Лесная глушь", Крамской писал Васильеву: "Шишкин все растет - и серьезно. И знаете, хороший признак, он уже начинает картину прямо с пятен и тональности, закладывая в нее основную цветовую основу". В картине "Лесная глушь" все просто и вместе с тем необычно. Необычен даже сам ее мотив: насыщенная испаряющейся влагой труднодоступная чаща, куда еле проникает свет. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого леса, позволяя ощутить его эту жизнь. Этот своеобразный лесной "интерьер" отличается непривычными размерами: он написан на огромном полотне. Автор словно бы утверждает значительность темы. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. И еще нечто новое - приближенность изображения к зрителю. Словно прямо перед его глазами возникает болото со стоячей водой, коряга, поросшая влажным мхом, чахлая тонкая полусухая березка, лисица, приготовившаяся к прыжку. Многочисленные, необычайно конкретные подробности переднего плана задерживают внимание, заставляя пристально разглядывать картину, постепенно проникаясь ее своеобразной красотой. Художник насыщает деталями не только первый план, но и затемненную центральную часть, неторопливо уводя взгляд зрителя вглубь, к дальнему, освещенному участку леса. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Если соотнести эту картину с тем, что делалось в ту пору другими художниками, надо признать, что творчество Шишкина, хотя и в меньшей степени, чем творчество двух замечательных живописных поэтов природы - А. Саврасова и Ф. Васильева, - отмечено новаторскими чертами. Шишкин теперь полностью освобождается от каких-либо влияний, становится самостоятельным и оригинальным.
"Картина написана без всяких претензий, но именно потому она так нам и нравится!" - замечает один из рецензентов второй выставки художников-передвижников - "Она прекрасна своей верностью природе, своей правдой... Перед картинами Шишкина вы никогда не услышите разговоров по поводу каких-нибудь второстепенных частностей; там каждый инстинктивно старается уловить общую точку зрения, чтобы понять смысл целого и насладиться его впечатлением".
Тема хвойного леса активно входит в его творчество. Вместе с тем, порой, он изображает и лиственный лес. Так, уже на первой выставке передвижников появилась картина "Березовый лес", поразившая современников свежестью и правдивостью изображения, на второй выставке - "Полдень. Перелесок" (1872) - пейзаж, по сравнению с "Лесной глушью", более ординарный, но "все-таки лучше его прежних неизмеримо - в тонах»", как отмечал И. Крамской29.
К началу 70-ых годов, по-видимому, относится и картина "Ивы, освещенные солнцем". Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Неизменное преклонение художника перед красотой природы, уверенность в закономерности всех ее проявлений порождали тот правдивый и жизнеутверждающий облик, который мы находим и в данной картине. Пышные кроны озаренных солнцем деревьев, могучие стволы, обильная листва, густая трава - все свидетельствует о полноте жизненных сил, настраивает на радостное восприятие природы. Пейзаж отличает естественность почерпнутого в натуре композиционного построения, точность деталей, повествовательность. При этом графическое начало, как и во многих работах мастера той поры, явно берет верх над живописным.
Шишкина часто привлекают мотивы, позволяющие внимательно рассмотреть различные формы растительности, вникнуть в их сложное переплетение, почувствовать рельеф почвы. Естественная точка зрения на уровне человеческого глаза, с которой он преимущественно пишет, дает возможность легко обозреть картину в целом и, в то же время, познакомиться с деталями. Тщательно разрабатывая передний план, высветляя его и с точным расчетом строя перспективу, Шишкин начинает изображение как бы от зрителя, которого он таким образом словно вводит внутрь композиции. Такое умение породить ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, отвечающее гуманистическому мироощущению художников-передвижников, - одна из замечательных особенностей творчества художника. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Он суров, величествен, но доступен и любим. Шишкин добивается строгой завершенности пейзажного образа и любит устойчивые состояния природы. В самой композиции, размещая по краям взаимоуравновешивающие группы деревьев, прибегая часто к фронтальным построениям, он подчеркивает эту устойчивость. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.
70-ые годы - важный и плодотворный период в творчестве пейзажиста. В течение этого десятилетия им был написал целый ряд значительных полотен, в которых весьма полно проявилась индивидуальность художника. Среди них своеобразный вариант картины "Лесная глушь", "Хвойный лес", "На покосе в дубовой роще", камерный по настроению "Лесной ручей", живая и выразительная "Березовая роща", жанрово-повествовательный пейзаж "Пасека в лесу". Подобные сюжеты типичны для творчества художника. Более редки у Шишкина в это десятилетие мотивы, связанные с переходными состояниями природы. Мы видим их, к примеру, в пейзаже "Сумерки. Заход солнца" и в картине "Первый снег". Запорошенная снегом, усеянная чернеющими пнями лесная прогалина, оголенные деревья, дальний лес в голубоватой дымке словно затихли в грустном ожидании приближающейся зимы. Пейзаж носит пространственный характер. Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа.
Во многих произведениях Шишкина этого времени преобладают приглушенные тона и рассеянный свет, колорит становится сдержаннее, строже. Появляется стремление к обобщающей светотени, намечающей путь к подлинной тональности. Но основой творческого метода мастера остается рисунок, благодаря которому прежде всего выявляется форма предметов. По своему художественному языку его произведения характерны для раннего передвижничества.
Эпический строй многих пейзажей Шишкина 70-ых годов далеко еще не определился. Видимо, поэтому И. Крамской, высоко ценивший талант художника, сожалел об отсутствии полноты поэзии в его картинах. Тогда как Ф. Васильеву свойственна была восторженно-романтическая интерпретация природы, а произведения А. Саврасова отличали тонкий лиризм и мягкая поэтичность, в полотнах Шишкина, как ни у кого другого, явно выражено стремление к строго объективному воспроизведению природы, что не исключало глубоко прочувствованного ее восприятия, выражающегося в создании жизнеутверждающих образов. Искусствовед А. Прахов справедливо писал: "Он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки, и как любящий сын, дорожащий каждой морщиной на лице матери, он с сыновной преданностью, со всей открытостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии все, все до последней мелочи с умением истинно классическим".
Любовное в сочетании с аналитическим отношение к натуре проявляется прежде всего в этюдной работе Шишкина. Она всегда влекла его возможностью непосредственного общения с природой, более свободной ее интерпретации, обогащавшей выразительные возможности художественного языка мастера. Эта работа была для него подлинно творческим процессом, основанным на длительных наблюдениях и раздумьях. Никакой приблизительности в изображении природы - такова основополагающая установка Шишкина. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу - в 70-ых годах это были места под Лугой и окрестности Тулы, - художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей родной стихии. В общении с натурой углублялось его понимание природы, обогащалось мастерство, развивалось чувство цвета. "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день создает с воодушевлением!" - писал И. Крамской.
В 70-ых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой резцовой гравюры, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка - он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина техника офорта стала самостоятельной и важной областью творчества. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные гравюры художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. Шишкин создавал гравюры то отдельными листами, то целыми циклами, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Мастер смело экспериментировал. Он не только выполнял рисунок специальной иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Уже один из ранних офортов Шишкина - "Ручей в лесу" - свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная творческая работа. Многодельный, сложный по мотиву, этот офорт напоминает те рисунки пером и тушью, которые он исполнял в 60-ые годы. Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты. Предельно конкретным, безупречно точным рисунком художник выявляет мельчайшие особенности натуры. В природе нет для него крупного или мелкого. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг - таков мотив одного из лучших офортов мастера "На лесной меже". Большой пространственности добивается художник в офорте того же года "Облака над рощей", особую выразительность которому придает высокое небо с клубящимися облаками, из-под которых льется на землю солнечный свет, - мотив, необычный для Шишкина, сложный, поэтичный. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Принцип строгого следования природе стал руководящим принципом художественной деятельности мастера и в значительной мере определил то направление в русской пейзажной живописи, для которого важную роль играло позитивное познание действительности, поднимающееся у Шишкина до своеобразного пафоса утверждения правдивости.
Источник 👆