Найти тему
Кино и книги

"Иоанна и поручик против преступников и священник из тюрьмы": 3 фильма польского кино разных времен, стоящие просмотра

Оглавление

Польский кинематограф - очень серьезное искусство, не всегда по жанру, но, преимущественно, по мастерству. Даже сейчас, что подтверждает выход многих хороших современных польских фильмов. Можно позавидовать белой завистью. Сегодня речь пойдет о картинах разных жанров и разных лет выпуска, но их качество для меня неоспоримо и я хочу предложить их вашему вниманию.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Лекарство от любви" 1966 г.

Иоанна сидит перед телефоном и ждет звонка от любимого, Януша, приехавшего в командировку и остановившегося в отеле, а звонят ей все время по ошибке, разыскивая то трест, то аптеку. Среди звонков появился еще один: "Центральная?". Пока Иоанна злится, но отвечает, что ошиблись.

В это время звонит из банка ее подруга Янка и тоже сообщает, что видела Януша. Иоанна злится все больше: он уже три дня в городе и не вспоминает о ней.

Кадр из фильма "Лекарство от любви". Страдающая Иоанна.
Кадр из фильма "Лекарство от любви". Страдающая Иоанна.

У Янки же, распрощавшейся с подругой , потому что подошла очередь к кассе, происходят бурные события. Перед нею пожилой инкассатор с двумя молодыми охранниками получил большую сумму денег и все пятисотками. Янка просто разинула рот: что тут ее 300 злотых?

Стоило инкассатору с сопровождающими отойти от кассы на них бросился мужчина с двумя флаконами-пульверизаторами и чем-то забрызгал всем глаза. Выхватив чемодан с деньгами, он выбегает на улицу, а кинувшиеся догонять застревают в двери, потому что кому-то защемили палец.

Кадр из фильма "Лекарство от любви". Нападение на инкассатора.
Кадр из фильма "Лекарство от любви". Нападение на инкассатора.

Любопытная Янка, подойдя к группе потерпевших, прежде всего поднимает флаконы и читает: "Питательный крем "Ночь". "Это очень опасно?" - спрашивают испуганные жертвы. "Для сухой кожи - очень!" - серьезно отвечает любительница косметики. Набежавшей полиции она демонстрирует с помощью тех же флаконов, что произошло.

Кадр из фильма "Лекарство от любви". Это Янка показывает полицейским как было дело.
Кадр из фильма "Лекарство от любви". Это Янка показывает полицейским как было дело.

Янка отправляется к Иоанне, а Иоанна изнывает под гнетом воображения, рисующего ей то картины измены Януша, то его же, замученного работой. Она не слушает рассказы подруги и переходит в фазу "черного юмора", начиная отвечать на ошибочные звонки наобум и посмешнее. С потолка на девушек сыплется штукатурка.

Грабитель, именуемый в своей преступной группе "восемнадцатым", меняет чемодан с чемоданом сообщника. Тот уносит настоящие деньги, а "восемнадцатый", снова попав в поле зрения преследователей, разбрасывает фальшивые, которые производит эта мафия, руководимая таинственным "шефом". Связь с ним они держат через некую Гонорату, а паролем служит вопрос "Центральная?".

Ясно, что легкомысленная Иоанна, влипнет в самый центр этой паутины. Сначала ей звонит "восемнадцатый", назвав имя Гонората, и сообщает, что его преследуют. Потом - заждавшиеся сообщника фальшивомонетчики, которым Иоанна/Гонората сообщает, что "восемнадцатый" попался и звонить ей больше нельзя.

Кадр из фильма "Лекарство от любви". Звонит "восемнадцатый".
Кадр из фильма "Лекарство от любви". Звонит "восемнадцатый".

"Шеф знает?" - взволнованно спрашивают преступники. "Шеф знает все!" - сурово говорит вошедшая в роль Иоанна. Знать бы еще кто этот "шеф"?

Никто не способен экранизировать книги Иоанны Хмелевской так как сами поляки. Все остальное - жалкие поделки. Фильм снят по повести "Клин клином" и блещет легкомысленным искрометным юмором. Он вышел немного позже повести и хорошо передает дух времени .

Какие добрые комедии снимали в 60-х, даже про криминал! Диалоги сохранены, но в повести преступники занимались не производством фальшивых денег, а радиомахинациями.

Неповторимый дуэт: остроумная брюнетка Иоанна и хорошенькая, неиспорченная интеллектом, блондинка Янка. Вместе они приходят к самым авантюрным решениям и попадают в забавные и опасные приключения.

Все к лучшему: девушка, влюбленная не в того парня, найдет свое лекарство от любви - капитана милиции. Преступники получат по заслугам. Зрители отдохнут и посмеются.

Иоанна (Калина Ендрусек), Янка (Кристина Сенкевич), Анджей, капитан милиции (Анджей Лапицкий), Януш (Венчислав Глинский), Гонората (Эва Кшижевская). В фильме снималась также очаровательная собака - черный ньюфаундленд.

"Преступник оставляет след" 1967 г.

1944 г. Войска Красной Армии освобождают Польшу. Немцы отступают, выставив заслон на фронте и эвакуируя все остальное заранее. Тут вступают польские партизаны. Выйдя из леса, они бьют уходящего противника, занимая города и создавая новую администрацию.

Отряд поручика Лотара состоит из разных людей: кто-то с ним с начала оккупации, кто-то прибился недавно. Большинство зовут по прозвищам, привычка времен конспирации: "Магистр", "Серый", "Нурт", "Тарзан", "Пик". Даже непосредственного начальника поручика называют просто майор Павел.

Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Поручик Лотар и "Магистр".
Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Поручик Лотар и "Магистр".

Возрастной состав разный: от пожилого "Магистра" и самого командира отряда средних лет, до примерно двадцатилетних брата и сестры Кмецик, Ромека и Госьки, которые и конспиративных кличек еще не имеют. Ромек с автоматом нервно курит, ожидая товарищей. Он пока один в здании гестапо, где во дворе вовсю идет немецкая эвакуация.

Остальные подходят пустыми переулками и наблюдают из окон опустевшего здания. Отряды рассредоточены по городу, через пятнадцать минут они одновременно ударят по отступающему противнику, выполняя поставленные цели.

Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Ромек встречается с соратниками:
Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Ромек встречается с соратниками:

Цель отряда поручика Лотара: не дать немцам увезти архив агентов гестапо, информацию о предателях из поляков, работавших осведомителями. Документами займется "Магистр", он будет служить в новой прокуратуре. Поручик и "Магистр" наблюдают за немцами в бинокль. Внезапно к офицеру подходит некая темная фигура и предъявляет документы.

Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Таинственный незнакомец.
Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Таинственный незнакомец.

Партизаны видят незнакомца только со спины: темное пальто, шляпа. Офицер пропускает его в пустое здание гестапо. Что за таинственный гость? С другой стороны, у них задание, через несколько минут начинается бой. Партизаны стреляют по отъезжающим немецким машинам, немцы вяло отбиваются: бежать пора, бежать.

Поручик, "Магистр" и Госька вступают в мрачное здание через парадный вход. Навстречу им из подвала, шатаясь, выходит молодая женщина в изорванном вечернем платье. Все заключенные расстреляны, только ей, Наталье Лошинской, случайно повезло. Она еще не знает, что окажется единственным свидетелем событий, происходящих в этих стенах.

Госька остается с пострадавшей. Поручик Лотар и "Магистр" идут искать комнату № 301, где хранится архив. На лестнице они встречают растерянного Ромека, посланного дежурить на крышу. Он ссылается на то, что плохо себя чувствует. Победители никогда ничего не подозревают и Лотар посылает его обратно на пост: на воздухе пройдет.

Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Неожиданная встреча с Ромеком.
Кадр из фильма "Преступник оставляет след". Неожиданная встреча с Ромеком.

В запертой комнате № 301 кто-то уже поработал с дверью, но архив цел, хотя бы на первый взгляд. Лотар спускается во двор искать машину. Телефонная связь со штабом установлена, приказано привезти туда"Магистра" с бумагами.

Машина найдена, но комната № 301 не отвечает. Лотар поднимается туда: "Магистр" убит, архив исчез и это будет не единственное убийство. Вокруг них идет неизвестная поручику таинственная игра, в которой он должен разобраться. Найти убийцу, пропавшие документы, сделать много неожиданных открытий. К сожалению, у него в отряде тоже не все чисто.

Кадр из фильма "Преступник оставляет след". "Магистр" убит.
Кадр из фильма "Преступник оставляет след". "Магистр" убит.

Преступников здесь несколько, хотя далеко не каждого можно назвать подлецом: кого-то дураком, а кого-то героем, хотя в равной степени - маньяком. Одно другого не исключает, война вредно влияет на психику.

В общем, волею судеб, с одной стороны - хитро рассчитанных интриг , с другой - просто случайностей, интересы нескольких людей непредсказуемым образом столкнулись, когда они пришли в это зловещее здание, каждый со своей проблемой.

Хитросплетения сюжета достойны Агаты Кристи и Конан-Дойла. Здесь есть даже свой профессор Мориарти с компанией и в миру он занимает незаметную должность. В сюжете много неслучайных деталей и фраз, каждая из которых ведет к финальному открытию и развязке, но мозаику сложить трудно. Убийца, по закону жанра, - тот, кого никто не подозревал.

Тревожную атмосферу фильма поддерживает отчасти резкая и напряженная музыка, но больше всего сам вид здания бывшего гестапо ("Что здесь помещалось до войны? - "Тоже ничего хорошего - полиция".). Кажется в углах, коридорах, решетках, под мрачными лестничными площадками скопилось и спрессовалось зло, которое творилось годами.

Другие локации тоже поддерживают настроение. Несколько минут, когда Наталья должна одна пройти по темной лестнице к своей квартире (партизаны проводили ее до подъезда, а в квартире ожидают еще двое) превращаются в тягучую пытку страхом. А вдруг убийца прячется именно здесь?

Актерская игра - на высоте. Вы перестанете видеть артистов и утонете в сюжете с головой. Невозможно не отметить самого поручика Лотара (Тадеуш Шмидт), неуловимого Климчука, всем путавшего карты (Юзеф Нальберчак) и подпольного махинатора (Збигнев Цибульский), но и остальные показали себя настоящими профессионалами, вплоть до эпизодических актеров.

Кадр из фильма "Преступник оставляет след". На какие только союзы не идет поручик в поисках истины, но Климчук, удочеривший еврейскую девочку, не может быть совсем плохим человеком.
Кадр из фильма "Преступник оставляет след". На какие только союзы не идет поручик в поисках истины, но Климчук, удочеривший еврейскую девочку, не может быть совсем плохим человеком.

Кристина Миколоевская (Наталья Лощинская), Ива Млодницкая (Госька), Барбара Стеслович (Регина), Анджей Хрыдзевич ("Серый"), Владислав Ковальский (Ромек), Януш Хелмницкий ("Магистр"), Ирена Нетто ( соседка Натальи, эпизод), Галина Петровская (Йоля). Лично мне очень понравился "Серый". Вроде и роль второго плана, и ничего особенного не делал, но - харизма.

"Тело Христово" 2019 г.

Даниэль - один из 20-летних юнцов, попавших в тюрьму, где заключенные работают на лесопилке. Он здесь за случайное убийство в драке. Порядки жесткие и со стороны официального начальства и со стороны уголовной иерархии. Молодой человек ни с кем не спорит, но в тюрьму поступает брат убитого по кличке "Бонус" с твердым намерением убить Даниэля.

Кадр из фильма "Тело Христово". Бонус.
Кадр из фильма "Тело Христово". Бонус.

За время пребывания в заключении юноша стал помогать посещавшему молодых преступников священнику, отцу Томашу, подходящему к своей работе не формально. Томаш почувствовал в юноше искреннюю веру в совершенство Христа, способность к сочувствию и желание начать новую честную жизнь.

Кадр из фильма "Тело Христово". Отец Томаш.
Кадр из фильма "Тело Христово". Отец Томаш.

Даниэль хочет стать священником, творить добро и помогать людям, но закон запрещает поступать в семинарию лицам с криминальным прошлым. Томаш помогает ему, оканчивающему срок, переехать на другой конец страны, на лесопилку, где работают бывшие заключенные, но уже на свободе.

Он тоже вскоре должен прибыть туда для помощи местному священнику, но не знает , что Даниэль прихватил с собой одну его колоратку - белый воротничок-стойку, надевающийся на обычную черную рубашку, который носят священники для отличия от мирян.

Выйдя на свободу, парень сутки пользуется ею, чтобы вкусить все запретные радости, которых был лишен , но утром отправляется на новое место работы. Встреча с полицейским, сразу понявшим, что он из тюрьмы и презрительно отнесшимся к нему, вид лесопилки и ее работников, показывают герою, что он попадет в ту же среду и никакой новой жизни свобода ему не даст.

Услышав колокол местной церкви, Даниэль приходит туда и говорит, что он - отец Томаш, в доказательство показывая белый воротничок. Местный пожилой священник не проверяет у молодого коллеги документов, а расспрашивает, как сейчас развлекаются варшавские семинаристы, просит помочь сосчитать церковные деньги и угощает ликером, который ему самому запрещен.

Даниэль не устоял перед соблазном прихватить несчитанных денег, а священник - перед ликером, полторы бутылки которого выпил после ухода коллеги.

Наутро Даниэль и Лидия, женщина, ведущая хозяйство священника и помогающая в церкви на службе, находят святого отца в полном отрубе. Лидия спрашивает мнимого отца Томаша отменять ли исповедь собравшихся прихожан или их примет он? Так юноша неожиданно получает желаемое положение.

На исповеди прихожанка рассказывает ему как она исправляется и больше не грешит, но побила двенадцатилетнего сына за курение и спрашивает о наказании, ожидая, что епитимией станет чтение молитв.

Она слышит совет купить мальчику пачку крепких сигарет и дать накуриться до тошноты, тогда он сам бросит. Женщина изумлена: "Мне купить ему сигареты?" -"Или дайте свои." -"Но я не курю!" -"Но я же чувствую запах." - "Вы часто бьете сына?" -"Иногда."- "Идите домой, погуляйте с ним, покатайтесь на велосипедах - никакого наказания не будет".

Старый священник уедет на обследование на пару дней, потом ляжет в больницу, а в городе, или, скорее, большом ухоженном селе, будет служить новый, молодой, который курит и пьет пиво с такими же двадцатилетними и они делятся с ним своими проблемами.

Еще он будет воевать с мэром, эксплуатирующим рабочих на той самой лесопилке и разбираться с историей аварии, которая привела к гибели группы молодежи, на которую, вроде бы, наехал пожилой водитель, то ли пьяный, то ли нет, но тело его до сих пор не похоронено, а вдову травят все прихожане.

Он будет бороться с лицемерием, стяжательством, ложью, жестокостью и с самим собой, потому что в нем тоже живет темная половина, воспитанная тюрьмой и прошлой жизнью.

Кадр из фильма "Тело Христово". Повторить утреннюю службу, чтоб завтра не ошибиться.
Кадр из фильма "Тело Христово". Повторить утреннюю службу, чтоб завтра не ошибиться.

О том, как легко религиозность превращается в ханжество и рутину, показное благочестие, о том как "добропорядочные христиане" видят сучок в глазу ближнего, но не видят бревна в своем, снято много фильмов, например, польский же "Клир" 2018 г. Здесь эта тема также присутствует.

Хорошо показана роль среды в формировании личности. Даниэль в церкви - бесстрашный рыцарь Добра, Даниэль в тюрьме, окруженный врагами, борющийся за свою жизнь, превращается в чудовище.

Картину стоит посмотреть хотя бы из-за игры Бартоша Белени (Даниэль/мнимый отец Томаш), молодого польского актера с невероятно выразительными глазами, которые могут сиять и истекать слезами любви и сочувствия, а могут пылать на окровавленном лице взглядом хищника, как в финале.

Атмосфера как тюрьмы, так и сельской глубинки, в которую приезжает герой показана достоверно. Сюжет динамичен и не даст вам заскучать. Недостатком картины, по-моему, можно назвать лишь неопределенную концовку.

Актерская игра мне понравилась своей естественностью, все актеры хороши, просто на их фоне Белени поражает своей искренностью, трагизмом и перевоплощениями.

Фильм относится к категории "По реальным событиям" . Этой фразой бессовестно злоупотребляют кинематографисты, притягивая события очень отдаленные от сюжета, но, если действительно существует парень в такой ситуации, ему невозможно не сочувствовать и не желать как-нибудь выбраться из среды, буквально убивающей его душу.

Стоит отметить исполнение ролей Александрой Кончена (Лидия), Томашем Зентаком (заключенный "Пинчер"), Барбарой Кужай ( вдова), Здиславом Вардейном (приходской священник Голуб), Лукашем Симлятом (отец Томаш). Запоминается актер, сыгравший "Бонуса". Он и появляется-то в паре сцен, но внешность очень выразительная.

Мой обзор закончен, надеюсь вы им воспользуетесь, хотя бы из любопытства. Если статья вам понравилась, читайте предыдущую о польском кино: "Бандеровцы и другие бандиты": 3 интересных приключенческих фильма о послевоенной Польше".

-19