Напомню, что существует достаточно много концепций происхождения политики, ведь как известно "Сколько людей, столько и мнений". Основными выделяют четыре из них: теологическую, антропологическую, психологическую и социологическую.
Рассмотрим кратко содержание первых двух из этих концепций. Разбор же остальных концепций в скором времени также появится у меня на канале.
Самая простая из них — теологическая, или креационистская, религиозная. Ее принимают до сих пор верующие, религиозно настроенные люди. Она объясняет происхождение государства и политики так же, как и происхождение самого человека, — божественной волей, актом божественного творения. Излагая эту концепцию, один из «отцов христианской церкви» — Аврелий Августин (354— 430) писал, что образцом для существующего «града земного» является «град Божий», т.е. извечно существующее в потустороннем мире государство небесное, роль монарха в котором исполняет Бог. С пришествием к людям Иисуса Христа несовершенный «земной град» в виде реально существующих государств, где властью пользуются эгоисты и стяжатели, должен преобразоваться по образцу идеального «Града небесного». Это преобразование уже началось, согласно воззрениям Аврелия Августина, благодаря усилиям Церкви, наиболее близко по своему устройству стоящей к «граду небесному», но полностью оно завершится только со вторым пришествием Христа, когда праведники отделятся от грешников в день Страшного суда и на земле утвердится тот же порядок, что и в «Граде небесном».
Несмотря на свою наивность, эта концепция происхождения и развития политики пользовалась значительным влиянием вплоть до Нового времени и в какой-то степени сохранила свое влияние до сих пор.
Со временем появилась и стала распространяться все шире другая, антропологическая трактовка, связывавшая происхождение политики не с Богом, а с человеком. Так, Аристотель определял человека как существо политическое, живущее в поселениях, городах, т.е. склонное к коллективной жизни, к общению, к взаимодействию с существами, подобными самому себе. Политика как раз и является одной из форм такого взаимодействия. Если бы человек вел одиночный образ жизни, то не появилась бы и политика. Но там, где существуют коллективные отношения, неизбежно возникает потребность в их упорядочении, организации. Эту человеческую потребность и удовлетворяет политика, так или иначе способствуя естественному стремлению человека к спокойной жизни, безопасности и благосостоянию. Уже древний человек усвоил мысль, что без государства и политики может жить только или животное, или божество, поскольку они не нуждаются в законах и правах. Начальными формами общения, которые обеспечивали вытеснение из сущности человека присущих ему животных начал, были род, племя, семья, оседлые поселения, а высшей формой стало государство как основа политической жизни. Именно первые государства, возникшие пять—семь тысячелетий тому назад в долинах Нила, Тигра и Евфрата, — Египет и Вавилон, сколь бы ни были они несовершенны, тем не менее позволили человеку обуздать свое животное начало и двинуться в направлении таких высоких идеалов, как общая польза и справедливость.
Антропологическую концепцию развивал английский мыслитель Нового времени Томас Гоббс (1588—1679). В своем сочинении «Левиафан» он утверждал, что государство возникло не по Божественной воле, а в результате естественных причин: желания людей прекратить постоянную «войну всех против всех», которая порождалась в первобытном обществе эгоизмом, жадностью и агрессивностью человека. Естественное стремление к самосохранению и подсказало людям идею о необходимости создания государства, которое, подобно мифическому библейскому чудовищу Левиафану, должно было внушать людям ужас и таким образом усмирять их. Итак, возникновение политики, государства было, по мнению Гоббса, одним из моментов длительного процесса превращения животного в человека.