Встретила во дворе давнего знакомого. Несколько лет назад Джамшед помогал родителям с ремонтом. Помнится, рассказывал, что собирается перевезти в Россию жену и детей. Как выяснилось, семья все еще в Таджикистане, да и сам он на этот раз едва вернулся. Чтобы купить билет на самолет, пришлось брать кредит.
«После того как границы открыли, у касс в Душанбе стояли огромные толпы. Люди хотели лететь на работу в Россию. Но билеты стоили от $500 до $1200, хотя до этого в новостях говорили, что авиаперелет до Москвы обойдется в $350. Для меня это очень дорого», – вздыхает Джамшед.
Мужчине пришлось вернуться домой, в Хистеварз, чтобы найти деньги. Пытался занять у родни, но куда там. Люди еле концы с концами сводят. Выхода не было, кроме как взять кредит, сейчас отрабатывает. И, как говорит, он не один такой. Большинство из тех, кому удалось улететь в начале лета, либо продали скот, либо заняли у родных, либо взяли кредит.
Его история, признаться, удивила. Раньше думала, что люди в основном берут кредит на покупку квартиры или машины, а оказывается, дела в Таджикистане близки к катастрофе. По словам Джамшеда, таджики все чаще обращаются в банки, чтобы получить деньги на продукты питания, одежду, оплату коммунальных и билеты в Россию.
Сложно судить о реальных масштабах бедствия, но даже официальные цифры впечатляют. По данным Всемирного банка, в 2021 году более 40% населения страны сократили количество пищи. Многие из опрошенных признались, что ели только дважды в день, а некоторые сказали, что пришлось голодать, потому что денег на продукты не было.
У населения просто нет денег на ежедневные расходы. Экономят на всем, даже на приемах пищи. Такую ситуацию в наше время представить страшно, вроде не война и не голодные годы. Но, оставшись без заработков в России, экономика Таджикистана, выживающая за счет денежных переводов трудовых мигрантов, начала трещать по швам.
«А зимой цены резко подскочили. Мы экономили даже на муке и сахаре. Хотя семья всегда жила дружно, но из-за трудностей мы начали раздражаться. Думаю, что это из-за голода и страха. Я чувствовал себя очень виноватым, что как муж и отец не могу обеспечить семью хотя бы самым необходимым. Поэтому, когда открыли границы, решил вернуться в Москву любой ценой. Другого выхода нет», – говорит Джамшед.
Неудивительно, что в Таджикистане резко увеличился спрос на потребительские кредиты. Учитывая, что в России по примерным оценкам трудятся свыше 1 миллиона таджикских мигрантов, банки готовы подсобить. Более 80% семей живут за счет родственников, работающих за рубежом. А значит, в клиентах недостатка не будет.
«Не страшно платить проценты банку, страшно остаться без работы. Очень тяжело сейчас. Хорошо оплачиваемой работы у нас нет. За подработки разнорабочим платят копейки. Повезло, если хватит на день продукты для семьи купить. Но будет ли работа на следующий день – никто не знает. Когда Россия закрыла границы, пострадали мы все. Я очень рад, что смог в Москву вернуться», – сказал на прощанье Джамшед.
Вообще я к кредитам отношусь с опаской, особенно к потребительским. Мне кажется, что варианты с продлением, быстрыми займами и другими легкодоступными предложениями чреваты большим подвохом. А как вы считаете, если деньги нужны позарез, то лучше занять у банка или у друзей?