«Вчера мы с коллегами высаживали на территории школы деревья, купленные за свой счет. Обидно, что для отчета о выполненной по приказу президента работе, администрация области сделала крайними учителей», – пожаловалась на днях по телефону приятельница из Узбекистана.
Замира работает учителем в средней школе Кашкадарьинской области. Незадолго до разговора с ней я узнала, что в начале ноября президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев собрал очередное совещание, на котором озаботился ухудшением экологии в стране.
Он сообщил о необходимости увеличения площади зеленых зон в городах до 30% и о том, что в рамках национального проекта «Яшил макон» («Зеленое пространство») планируется ежегодно высаживать 200 миллионов деревьев и кустарников повсеместно, начиная с промышленных центров.
Мне импонирует желание Шавката Мирзиеева улучшить экологию, ведь в крупных городах Узбекистана регулярно расширяют дороги, а в последние годы еще и возвели новые многоэтажные здания. Естественно, что для строительства «сити» пришлось расчищать участки и жертвовать деревьями, что закономерно испортило экологию.
Знакомые рассказывали, что в начале ноября Ташкентскую и Сырдарьинскую области накрыла мощная песчано-пылевая буря, причиной которой считают массовую вырубку зеленых насаждений.
Вот только меня возмутило, что власти Кашкадарьи переложили на плечи учителей ответственность за выполнение указа президента о необходимости посадить до 10 декабря как можно больше деревьев и кустарников. Оказывается, в школах сообщили, что 25 ноября над областью будет пролетать вертолет заместителя премьер-министра, который лично проконтролирует первый этап проекта «Яшил макон».
«Накануне «высокой проверки» директор нашей школы растерянно объявил, что «сажать надо, а саженцев нет»». Представители хокимията не только не выдали нам саженцы, но и средств на их покупку не выделили. Пришлось нам с коллегами скидываться, бежать на базар и договариваться с лесными хозяйствами», – рассказала Замира.
По словам приятельницы, работники школы на свои деньги купили 150 саженцев ели, миндаля и сосны и на следующий день совместными усилиями под руководством директора заполнили ими пустые участки на подведомственной территории. Что примечательно, никто из них так и не заметил в небе вертолета заместителя премьер-министра.
Замира говорит, что в их штате 30 учителей, поэтому скидываться с учетом стоимости молодых деревьев пришлось по 20 тысяч сумов (около 2$). В среднем учителя в Узбекистане получают 200$, что не так уж и мало по меркам простых рабочих.
У нас в сельских школах платят меньше – 100-150$, хотя в Москве зарплата педагога достигает 90 тысяч рублей. Казалось бы, что плохого в том, чтобы отдать на благоустройство своего учреждения 1% дохода. Но ведь учителя работают не для собственного удовольствия, у них тоже есть семьи и дети, которых надо одевать и кормить.
Когда-то я слышала, что педагогам в Узбекистане запретили приходить на работу в национальной одежде, поскольку она противоречит понятию светского государства. С тех пор стандартная форма для учителей обоих полов – белый верх и черный низ. Правда, для женщин оговорены отдельные правила: юбка должна быть ниже колен, а блузка непременно с рукавами (хотя бы короткими).
Однако, по словам Замиры, пару лет назад кому-то из вышестоящего руководства пришла в голову «светлая» мысль, что учителей должны издалека узнавать по одежде. Поэтому во многих школах ввели новую форму – костюмы синего или бордового цвета, которые опять-таки пришлось шить или покупать за свой счет.
Тогда педагоги посчитали непредвиденные расходы издержками производства, зато теперь крайне возмущены поступком областной администрации.
Конечно, хорошее дело – посадить деревья, вот только некрасиво решать, куда учитель должен потратить свои деньги. Мне кажется, что никто не имеет право покушаться на чужой законный заработок. А вы как считаете? Как бы вы поступили на месте учителей из Кашкадарьи?