Найти тему
Дороже Денег

Стоит ли платить детям за пятерки и помощь по дому

Оглавление

Добро пожаловать в мир капитализма, сынок

Kato Trofimova / Tillanelli
Kato Trofimova / Tillanelli

С одной стороны, родитель должен научить ребенка обращаться с деньгами — показать, что они не берутся из воздуха. С другой, надо ли платить за то, что дети и так будут делать, будучи взрослыми, без всякой денежной награды — следить за порядком, заниматься самообразованием, помогать родителям. Как нащупать золотую середину в поощрении рублем, мы узнали у детского психолога Ксении Корсуковой.

Подход первый: приучаем к рыночным отношениям

Плюсы. Когда мы мотивируем ребенка деньгами, он понимает, что за хорошую работу можно получить поощрение. Например, если он будет прилежно заниматься уроками, награда не заставит себя ждать. Это уравнение он решает для себя так: «труд = деньги». Потом ему будет проще сориентироваться во взрослой жизни, где людям приходится работать, чтобы жить.

Минусы. Когда мы платим за хорошие оценки, мы губим любознательность и желание учиться. Ребенок теперь идет в школу не для того, чтобы узнавать что-то новое и интересное, а чтобы заработать. То же происходит и в остальном, если ему платят за мытье полов, протирание пыли и выгуливание собаки. Мотивация помочь родителям, потому что они устали, или стараться в школе, чтобы в будущем получить профессию, — вторична.

Как это работает на практике. Ксения приводит в пример случай, когда такой подход дал хорошие результаты. Родители активно поощряли сына деньгами: платили за помощь по дому и хорошее поведение. Он вырос ответственным, учится на пятерки и строит большие планы на жизнь. А родители им очень гордятся.

Самое важное — взрослые не просто давали мальчику деньги за то, что он такой молодец. В первую очередь они построили в семье доверительные отношения и много времени проводят вместе. Плюс поощряли сына другими способами — например, разрешали не ходить в школу, когда у кого-то из близких был день рождения.

💡 Если решились мотивировать деньгами, проверяйте, куда сын или дочь тратят «зарплату», и направляйте их на правильный путь. Увы, есть примеры, когда заработанное уходит на то, что родители бы не одобрили. Удобнее всего контролировать расходы по карте: поставить лимит на снятие денег и отслеживать, в каком магазине он делает покупки.
Но и здесь важно не перегибать: как именно вы будете контролировать расходы ребенка, нужно обговорить с ним с самого начала, чтобы потом никому не было обидно. Иначе мотивация зарабатывать тоже пропадет. У ребенка появится установка: я не могу сам распорядиться своими деньгами, зачем мне вообще их давали. Поэтому контроль не должен быть тотальным и навязчивым.

Подход второй: обходимся без денежной мотивации

Плюсы. Мы закладываем детям установку, что главная ценность в семье — это близкие люди, их интересы и потребности. Тогда из чада не вырастет меркантильный циник, который готов оторвать пятую точку от стула только за деньги.

Минусы. Ребенок может решить, что родители достают деньги из рукава, будто фокусники, а не зарабатывают их своим трудом. Некоторые даже не представляют, чем их мамы и папы заняты на работе и за что получают зарплату. Чтобы этого не случилось, впустите детей в свой мир, привлекайте их к решению денежных вопросов — конечно, в разумных пределах.

Важный момент: при таком подходе можно иногда поощрять ребенка деньгами. Но только если он сделал что-то экстраординарное — например, победил в сложной олимпиаде или соревнованиях.

Как работает на практике. Ксения рассказывает случай, когда родители платили сыну-подростку за работу по дому. Вся его жизнь свелась к денежной компенсации за малейшие усилия. И на каждую просьбу родителя, даже в элементарной помощи, он спрашивал: «А что мне за это будет?» — имея в виду деньги.

Проблема в семье зрела давно: родители пропадали на работе и деньгами пытались загладить вину за то, что не уделяют внимание сыну. Дети это чувствуют и нередко начинают пользоваться. Им кажется, что родительский кошелек бездонный.

Сейчас эта семья исправляет ситуацию. По совету психолога подросток периодически ходит на работу к маме и папе — он видит, как сложно на самом деле зарабатываются деньги. Сына привлекают к вопросам семейного бюджета — родители иногда просят у него совета, как поступить в том или ином случае, связанном с финансами. Например, когда планируют крупную покупку, сын изучает этот вопрос с точки зрения закона — он хочет стать юристом. Ему определили ежемесячную сумму карманных денег — и теперь она не зависит от поведения и отметок.

💡Стройте отношения на доверии, и тогда вы сможете договориться с ребенком без всяких денег. Устройте дома демократию: соберитесь на семейный совет и обсудите, кто и за что будет отвечать. Например, дочка в выходные моет полы на кухне, а сын по утрам кормит кота. Не забудьте закрепить обязанности и за собой.
Лучшая мотивация для детей — это ваша похвала, признание их достижений и совместные занятия. Особенно сейчас, когда мы все либо работаем, либо учимся, и на обычное человеческое общение нет времени. Отложите в сторону гаджеты и послушайте ребенка: как прошел его день, что нового он узнал, поделитесь с ним своими впечатлениями. Тогда деньги не будут вмешиваться в ваши отношения. Кстати, это работает и со взрослыми.

Подход третий: находим баланс

Сформировать ценность денег и не впасть в крайности можно. Есть несколько способов это сделать:

  • почаще рассказывайте детям о семейном бюджете: на что и сколько вы тратите;
  • обсуждайте с ними крупные покупки;
  • если ребенок хочет в подарок, например, и компьютер, и телефон, попросите выбрать что-то одно — так вы научите его идти на компромиссы и договариваться о тратах;
  • пусть пробует заработать сам — например, в летние каникулы поработает курьером.

Если все же решили поощрять ребенка деньгами, начинайте делать это ближе к средним классам. В таком возрасте у детей понемногу угасает интерес к учебе. А вот младших школьников лучше мотивировать чем-то другим: например, совместными развлечениями. Даже простая перспектива посмотреть мультик вместе с папой и мамой даст нужный толчок.

Kato Trofimova / Tillanelli
Kato Trofimova / Tillanelli

Про карманные деньги

Не надо мотивировать карманными деньгами. Не путайте денежное поощрение и карманные расходы — это разные вещи. Карманные деньги выдаются каждый месяц на личные траты ребенка. И, в отличие от платы за отметки, ребенок вполне может получать карманные деньги уже в младших классах.

Определитесь с бюджетом заранее. Сколько именно давать, решайте исходя из дохода семьи и возраста школьника. Но сначала узнайте, сколько «стоит» его мир: поход в кино, чашка кофе, перекус в столовой. Ежемесячная сумма оговаривается на семейном совете один раз и потом не меняется из-за отметок или поведения. То есть наказывать лишением или уменьшением карманных трат не надо. Это приведет к потере доверия — в подростковом возрасте особенно важно сохранить контакт между родителями и детьми.

Установите день, в который ребенок будет получать деньги. Для этого лучше определить конкретный день месяца, чтобы ребенок научился планировать свой бюджет и не выходить за его рамки. Если же давать озвученную сумму просто так, у него сложится впечатление, что ваш кошелек — бездонный. А значит, можно просить хоть каждый день.

💫 Универсальных подходов в воспитании не существует — каждый родитель решает сам. Он лучше других знает своих детей и может предположить, что выйдет, если поощрять или не поощрять ребенка деньгами.