Есть ли какие-то вещи, которые вас по-настоящему волнуют? Скажем, охрана окружающей среды. Предпочтете ли вы инвестировать в компании, уделяющие внимание таким вопросам? Читайте газеты, слушайте радио, смотрите новости по телевизору. Записывайте названия организаций, которые, к примеру, ведут серьезные медицинские исследования или производят что-либо из переработанных материалов.
Возможно, у вас возникнет желание вложить деньги в какой-то местный бизнес. Впрочем, в некоторые компании инвестировать вам точно не захочется. Если у ваших родителей есть автомобиль, с которым постоянно случаются неполадки, вы, скорее всего, ни за что не инвестируете в его производителя. А акции компаний, производящих сигареты или загрязняющих воздух, будут вам интересны?
Выбрав компании, о которых стоит узнать больше, чтобы решить, в какие из них инвестировать, нужно выяснить, какие результаты каждая из них показывала в последние несколько лет. Как правило, люди склонны считать, что победители в прошлом сохранят лидирующие позиции и в будущем. Например, вам рассказывают, какая отличная преподавательница ведет какой-то предмет в старшем классе. Вы начинаете думать, что хорошо бы и вам в следующем году попасть к ней. То есть предполагаете, что и в следующем году она будет вести свой предмет столь же увлекательно.
А теперь предположим, что команда Yankees выиграла в этом году Мировую серию. Многие фанаты будут ждать от любимой команды аналогичного результата и в следующем году. Но в действительности такие победы повторяются не всегда. Ведь за год может многое измениться. Кто-то из игроков получит травму. Другие команды могут приобрести сильных игроков — ну, или соперникам Yankees будет везти немного больше
Компании в чем-то похожи на спортивные команды. С сильным руководством и хорошим продуктом они имеют шанс добиться успеха. Но, если конкуренты начнут выпускать похожий продукт (или даже лучше, или дешевле) или наймут более сильных руководителей, у нашей компании могут возникнуть проблемы. Чтобы оценить конкретный бизнес, нужно посмотреть на его сегодняшние результаты, а также на показатели последних нескольких лет.
Отметим, что история компании говорит хоть и о многом, но не обо всем. Известный и очень успешный инвестор Уоррен Баффетт считает: «Если бы все определялось прошлыми результатами, то самыми богатыми людьми были бы библиотекари».
О любой крупной компании можно добыть любую информацию. Публичные компании (то есть те, акции которых может купить любой инвестор) не имеют права хранить в секрете сведения о себе. Проще всего узнать об истории и достижениях компании из ее годовых отчетов. Получить их можно тремя способами: взять в библиотеке, запросить у компании, поискать в интернете.