В обществе творчество воспринимается как досуг, а все, что связано с наукой и знаниями, приравнивают к серьезному занятию. Инженер звучит убедительнее, чем музыкант, если это не Джон Леннон или Рэй Чарльз. Поэтому для ребенка родители выбирают кружок по рисованию или музыкалку — для общего развития, а математику и языки — для жизни.
На самом деле творческие способности гораздо шире, чем просто рисунок на холсте или набор нот. Именно они помогают математику, строителю и генетику применять знания на практике и каждый день совершать маленькие и большие открытия. Возможно, поэтому Эйнштейн не представлял работу без игры на скрипке и ежедневного чтения Достоевского.
Поговорим, зачем ребенку творческие способности и как развивать их не нагружая малыша дополнительными занятиями.
Что такое творческие способности?
Чтобы не запутаться, сперва разберемся в понятиях “творчество” и “творческие способности”.
Творчество — процесс создания нового. Ребенок рисует маму и папу, танцоры импровизируют на паркете, бизнесмен готовит презентацию нового продукта — все это творчество.
Но творческие способности — это не то, насколько умело мы творим: виртуозно играем на фортепиано или рисуем как Моне. Это понятие гораздо шире.
Творческие способности — это умение находить нестандартные решения в обычных ситуациях. Они помогают совершать открытия также естественно, как дети познают окружающий мир. Если бы не творческие способности Ван Гог не написал бы потрясающих картин, только потому что умеет рисовать, а Менделеев не упорядочил химические элементы в знаменитую таблицу.
К творческим способностям относятся:
- воображение;
- восприимчивость к новому;
- интуиция;
- инициативность;
- умение применять теорию в жизни;
- гибкий ум — умение быстро переключаться с одной задачи на другую;
- любопытство.
Зачем развивать творческие способности?
Как мы уже сказали, творческие способности помогают посмотреть на любую задачу под нестандартным углом, включают интуицию, воображение и генерируют новые идеи. Эти качества нужны как кинорежиссеру и музыканту, так инженеру и врачу.
Вспомните знаменитого доктора с тростью: Хаус хранил в голове не один том медицинских справочников, безусловно, был талантлив. Но в сложных делах он отходил от учебника и выбирал нестандартное лечение, которое спасало жизни. Этот персонаж доказывает, что для гениальных решений одних знаний недостаточно. Как и его легендарный прототип Шерлок Холмс, Хаус вдохновлялся музыкой: Холмс играл на скрипке, Хаус — на гитаре. Хоть это и вымышленные персонажи, и Конан Дойл, и создатели знаменитого врача вдохновлялись реальными учеными и исследователями.
Кроме этого, даже если ребенок одаренный, творческое начало может угаснуть, если его не развивать. В академию танца “Фиеста” часто попадают талантливые от природы дети. Они чувствуют музыку и с первого шага схватывают каждое движение. Когда ребенок чувствует, что все получается без особых усилий, он расслабляется и может растерять свой талант. Талант — 20% успеха, остальное — работа в зале. Поэтому часто менее талантливые, но целеустремленные танцоры побеждают одаренных от природы учеников.
Как развивать творческие способности у детей?
Мы поддерживаем идею, что любое развитие ребенка может быть естественным, в форме игры. От такого обучения ребенок не будет уставать и проживет счастливое детство.
Познаем окружающий мир. Лучшие развивашки вокруг нас. На прогулке с малышом трогайте листочки, траву, рассматривайте цветы и птиц. Можно взять с собой лупу, чтобы изучать букашек, и угощение для птиц в парке. Пофантазируйте вместе, на что похожи облака, или предложите порассуждать, почему качаются деревья. Старайтесь почаще выезжать за город, навещать бабушку в деревне, где много впечатлений для ребенка. Такие прикосновения к природе формируют картину мира малыша и развивают воображение, гибкий ум, любопытство и восприимчивость к новому.
Ищем источник вдохновения. Понаблюдайте за ребенком в процессе игры, попробуйте понять, какое занятие занимает его сильнее других. Возможно, он отвлекается от игрушек, когда слышит музыку, и танцует. Успокаивается на несколько часов, когда рисует, или любит ритмично стучит по батареям. Если вы найдете источник вдохновения маленького творца, вам не придется испытывать ребенка разными кружками, чтобы понять, чем ему нравится заниматься.
Фантазируем каждый день. Используйте каждую возможность для игры: в очереди к педиатру, пока едите в автобусе или купаете малыша. Предложите ребенку пофантазировать, что было бы, если бы люди летали или ходили на четвереньках. А каким животным он хотел бы быть? Что загадал бы, если бы у него была волшебная палочка? Если бы был супергероем, какой силой бы обладал?
Добавляем творчество в домашние дела. Устройте импровизированный мастер-класс по приготовлению еды, где вы будете шефом, а ребенок вашим помощником, и затем пригласите членов семьи на дегустацию. Превратите уборку в игру: предложите ребенку представить, будто вы наводите порядок на космическом корабле. В процессе пусть малыш пофантазирует, где бы располагалась панель управления, что бы он увидел за окном и почему игрушки не лежали бы в коробке, а летали по комнате.
Творим маленькие шедевры. Создавайте с ребенком собственные шедевры из подручных материалов: разрешите раскрасить стены в детской, сделайте аппликации животных из листьев, которые малыш собрал на прогулке, сложите оригами из салфеток, сочиняйте четверостишия и смешные песенки. Главное — храните творчество ребенка как памятные вещицы. Это поможет малышу ощутить значимость своих творческих способностей.
Погружаемся в искусство. Вы наверняка ставили ребенку классическую музыку, читали сказки на ночь и уже сводили на первую выставку. Все это уже погружение в искусство — вы на правильном пути. Главное — прислушивайтесь к ребенку и выбирайте книги, музыку и музеи исходя из предпочтений маленького творца.
Решаем логические задачи. Благодаря таким упражнениям ребенок попробует находить решения в нестандартных ситуациях и научиться рассуждать. В интернете много сайтов, а в Play Market и Apple Store мобильных приложений с логическими задачи для детей. Обычно задания разбиты по темам и возрасту. Пробуйте задачи из разных областей, чтобы ребенок не заскучал, но не перестарайтесь: вы играете, а не корпите на учебником математики.
Превращайте творчество в образ жизни, чтобы и вы, и малыш, получали радость от развития!