Найти тему
Елена Тарасенко

Вячеслав Пакулин - выставка Русского музея

Дипломная работа В.Пакулина "Смена (Героический реализм)",1925.
Дипломная работа В.Пакулина "Смена (Героический реализм)",1925.

В корпусе Бенуа первая выставка Вячеслава Владимировича Пакулина (1900-1951) "Вячеслав Пакулин. В поисках стиля эпохи" открылась 9 декабря 2021. Выставка продлится до 7 марта 2022.

Инициаторы выставки научные сотрудники ГРМ почитатели таланта художника. обвинённого под конец жизни в формализме и забытого на десятилетия. Его картины изымались из собраний музеев, даже уничтожались. Посмертная выставка Пакулина состоялась в Союзе художников в 1959 году. В Русском эта выставка первая. На выставке представлены почти 200 произведений, в равной пропорции живопись и графика из многих музеев и частных собраний. Причём из частных собраний в весьма значительной степени.

Благодаря усилиям директора Русского музея с 1951 по 1977гг. Василия
Алексеевича Пушкарёва (1915-2002), вдовы художника М.А.Федоричевой и его дочери Л.В.Пакулиной значительная коллекция произведений В.В.Пакулина (более 100 работ) оказалась в фондах ГРМ.

Художник - новатор, Пакулин искал свой путь, оставаясь верным идеям творческого объединения "Круг художника", председателем которого он был в 1926-1932 гг.

О.Н.Мусакова и Е.Н.Петрова в зале выставки
О.Н.Мусакова и Е.Н.Петрова в зале выставки
Этюд к дипломной работе
Этюд к дипломной работе

В отличие от других выставок ГРМ, спонсорами которых становились крупные предприятия (Северсталь, Лукойл и т.д.), данную выставку спонсировали частные лица: Игорь Мусаков, Елена Лисина и Александр Сапрыкин.

Ольга Николаевна Мусакова - один из самых главных инициаторов выставки

Вместе с Ольгой Николаевной Мусаковой совершили тур по выставке. К сожалению большинство комментариев не слышно - кнопка приёмного устройства оказалась отключена, зато вид залов получился почти полностью.

и только под конец этого видео заметила отключение, нажала кнопку и звук прорвался

Потом с Натальей Михайловной разговорились про дипломную работу - огромное полотно в начале выставки, написанное как фреска. Спросила, как расшифровать содержание картины. Наталья Михайловна считает, что в руке у красного человека кирпич, что он, стоя у обрыва, олицетворяет всё новое, а наступающая на него толпа белых людей - косное старое. Как трактовать упавшего человека между ними, она не знает. У меня большое искушение всё объяснить наоборот. Этот красный у меня вызывает тревогу и отторжение, а белые как раз симпатию и беззащитность. Художник пояснений не оставил, а современники, по-видимому, в пояснениях не нуждались и знали, как трактовать картину.

Профилакторий Эрмитажа. Зима 1941-1942 года
Профилакторий Эрмитажа. Зима 1941-1942 года
-5

Серия блокадных картин - замечательный документ времени. Несмотря на лишения художник находил и воспроизводил красоту в самое трудное время

В Эрмитаже зимой 1941-1942 года
В Эрмитаже зимой 1941-1942 года

Разрушенный дом на ул. Пестеля
Разрушенный дом на ул. Пестеля
Мелькающий в кадрах блокадной хроники художник - это Вячеслав Пакулин.
Мелькающий в кадрах блокадной хроники художник - это Вячеслав Пакулин.

В городе были укрыты все памятники - сняты с пьедесталов или заложены мешками с песком, кроме четырёх: у Казанского собора полководцы Барклай де Толли и Кутузов, Суворов у Марсова поля провожали уходившее на защиту города ополчение, а ещё Екатерина II в "катькином садике", потому что немка, мол "что ей сделается". И действительно - ни одной царапины на памятнике и постаменте не оставила война!

У Казанского собора. Зима 1943 года
У Казанского собора. Зима 1943 года
Воздушный бой принадлежит музею политической истории России
Воздушный бой принадлежит музею политической истории России

До войны вместе с другими художниками Пакулин воспевал мирный труд

Ферма
Ферма
На колхозных полях
На колхозных полях

Прекрасный рисовальщик

-13

Работал как театральный художник, пробовал себя в графике. Все фото в альбоме https://vk.com/album-42430910_282042066

Выходя с выставки
Выходя с выставки

Каталог со статьями обеих кураторов объёмный и прекрасно изданный стоит в киоске корпуса Бенуа 2300 р.

Выставка до 7 марта 2022.