Найти тему
История ГУЛАГа

История картины «Великий Ленин» Петра Белова

22 апреля 1988 года в Москве открылась посмертная выставка картин неизвестного широкой публике художника Петра Белова. На ней были представлены 22 картины, которые потрясли зрителя своей смелостью. Никто не ожидал, что у входа в тесное фойе все две недели будут стоять огромные очереди.

Вся жизнь. 1987. ГМИГ КП-4160
Вся жизнь. 1987. ГМИГ КП-4160

Петр Белов был известен как театральный художник. Много лет был главным художником Московского областного ТЮЗа, Московского драматического театра им. Гоголя, Театра советской армии, где оформил более 150 спектаклей. Эскизы многих спектаклей экспонировались на выставках, в том числе и за рубежом.

В 56 лет Петр Белов пересмотрел многолетний опыт и начал новый творческий путь, результатом которого стал «антисталинский цикл». Работы принесли ему народную любовь и восхищение. Осмысление событий эпохи вызвало живой отклик позднесоветского общества и совпало с чувствами современников. В книгах отзывов люди признавались, что шокированы увиденным «до инфаркта», писали стихи, спорили друг с другом.

Идея картины «Великий Ленин» родилась в Театре Советской Армии, где много лет папа был главным художником. Там было огромное помещение, которое сдавали в аренду, и, в частности, там работала мастерская, делавшая плакаты огромного формата, висевшие на улицах. Папа как-то шел по лестнице и сверху увидел, как огромное полотно лежит на полу, расчерчены квадраты, и там нарисован Ленин, а по нему люди ходят, ведра с красками стоят. И вот от этого впечатления родилась работа «Великий Ленин»,

— рассказала Екатерина Белова, дочь художника.

Великий Ленин. 1985. ГМИГ КП-4147
Великий Ленин. 1985. ГМИГ КП-4147
Работа «Великий Ленин» вызывает, как правило наибольшее количество споров, потому что все ее по-разному понимают и видят. Одни считают, что фигура, стоящая на лице у Ленина, (а это не абстрактная фигура, а папин автопортрет) закрашивает лицо Владимира Ильича серой краской. Другие считают, что он расчищает этот слой, выявляет какую-то суть. Одни говорят, что превратили из Ленина икону. Другие считают, что Ленин лежит под нашими ногами, по нему ходят, как же так. Очень много споров. Но я уже после папиной смерти узнала, что он сказал моей приятельнице такую фразу в связи с этой работой: «Каждое время раскрашивает по-своему.

В 2020 году Музей истории ГУЛАГа благодаря поддержке Фонда Памяти получил в коллекцию картины Петра Белова, которые представляют сегодня высокую художественную и мемориальную ценность. Спустя 30 лет они представлены на выставке «Очередь за правдой» и доступны для переосмысления современному зрителю.

Книга отзывов 1988 года на выставке в Музее истории ГУЛАГа
Книга отзывов 1988 года на выставке в Музее истории ГУЛАГа

До мая 2022 года гости музея могут взглянуть на знаменитую выставку глазами человека из будущего и сравнить свои чувства с тем, что испытывали посетители в 1988 году.