Длящуюся с 2014 года деградацию всего комплекса российско-украинских отношений, иначе как катастрофической назвать нельзя. До разразившегося кризиса, тесные экономические связи позволяли нашим странам ежегодно зарабатывать миллиарды долларов на взаимовыгодном сотрудничестве. В 2013 году российский экспорт в Украину составлял почти 24 млрд $. Импорт из Украины около 16 млрд $. Картина сегодняшнего дня принципиально иная: экспорт России за 9 месяцев 2022 года составил менее 5,5 млрд $, импорт - менее 3 млрд $.
Но гораздо страшнее экономических потерь, произошедший между двумя близкородственными народами разрыв. Нарушены человеческие связи, возникло отчуждение и взаимное недоверие. Государственная пропаганда с обеих сторон культивирует образ соседа-врага. Ввиду этого, укрепляются предпосылки конфликта, продолжительность которого будет измеряться долгими годами, возможно десятилетиями. К прогнозируемо негативным и тяжёлым последствиям, приведёт воспитание украинского подрастающего поколения в духе враждебности и высокомерия по отношению к российской истории и культуре.
Конечно, со временем противоречия сгладятся. Возобновятся естественные для соседних стран экономические процессы. Тем не менее есть все основания полагать, что через двадцать лет мы будем иметь у себя под боком новое, чужеродное и недружественное государство. Относящееся к нам примерно так же, как Польша и Чехия.
История не имеет сослагательного наклонения. И всё же, многим из нас хотелось бы понять,- почему в одночасье была разорвана многовековая связь двух ветвей русичей, и могло ли быть по другому.
В декабре 2013 года, пытаясь предотвратить соглашение Киева и ЕС об ассоциации, Россия объявляет о снижении для Украины цены за газ на треть и о вложении 15 млрд $ из своего Фонда национального благосостояния в украинские ценные бумаги. Янукович приостанавливает подготовку к подписанию документа. Эти шаги вызвали крупную волну недовольства населения и привели, в конечном итоге, к социальному взрыву и смене власти в стране. А в марте и июне 2014 года были подписаны политическая и экономическая части наделавшего столько шума соглашения.
Давайте представим что было бы, если бы в декабре 2013 года российское руководство не решило попробовать Украину на прогиб. Да, эта страна на несколько месяцев раньше подписала бы вожделенный договор о европейской мечте. А затем, очень быстро, наступило бы отрезвление. Так как экономический блок документа не предполагает равенства партнёров, а предусматривает ограничения на украинский экспорт. И украинцы прочувствовали это уже в 2016 году, на примере квотирования поставок своих продовольственных товаров.
Итак, с большой долей вероятности мы смогли бы сохранить значимое для обоих народов экономическое сотрудничество. Сохранились бы политические контакты, культурные связи, отношения между простыми людьми. Мы не имели бы сейчас граничащее с нашей страной враждебное государство, а в донбасском конфликте не погибло бы более десяти тысяч человек.
Все прекрасно осведомлены о сходстве национальных характеров трёх восточнославянских народов. Мы говорим о себе - русские не сдаются, имея в виду в том числе и генетическую способность противостоять тяжёлым невзгодам. Мы с бесконечным уважением отзываемся о белорусском народе, который истекая кровью три года дрался в партизанских боях на своей, оккупированной немцами территории. Мы должны были понимать, что этот же самый стержень есть и в душе украинского народа.
Они не прогнулись. Отвергли давление, попытку подкупа и направились своим путём. И похоже, что в обозримом будущем этот путь с нашим уже не пересечётся. И всем всё вроде бы ясно. Кроме одного. Не слишком ли дорогой ценой обошёлся нам имперский подход по отношению к своим братьям и сёстрам? Ведь как ни крути, а с потерей Украины откололся большой кусок самоидентичности нашего восточнославянского дома.