Вот несколько фактов о фильмах с Майклом Джей Фоксом и Кристофером Ллойдом: от того, кто изначально был исполнителем роли Марти Макфлая, до того, почему Криспин Гловер не снимается в продолжениях.
26 октября 1985 года Марти Макфлай сел в усовершенствованный ДеЛореан Дока Брауна и запустил один из самых любимых голливудских сериалов. Но путь от страницы к экрану для классики научной фантастики был нелегким, в нем принимал участие как легендарный режиссер, так и печально известное увольнение. Вот 10 вещей, которые вы могли не знать о трилогии "Назад в будущее" с Майклом Джей Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях:
Роберт Земекис нашел вдохновение для фильма в школьном альбоме своего отца
Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились в начале 1970-х годов, будучи студентами знаменитой киношколы Университета Южной Калифорнии. Два Боба" стали близки, их объединяла любовь к старым голливудским эпопеям в эпоху, более известную своим авторским режиссерским стилем. Пара недолго работала в команде сценаристов на телевидении, но бросила высокооплачиваемую работу, чтобы посвятить себя кино, включая идею фильма о путешествиях во времени. Но им с трудом удалось найти тот крючок, который был нужен для этой истории.
Вместо этого они работали над первыми двумя фильмами Земекиса, которые оба провалились в прокате. Вскоре после выхода второго фильма Гейл посетил свою семью в Сент-Луисе и обнаружил, что смотрит на школьный альбом своего отца. Отметив, насколько он отличается от своего отца, президента класса, он задался вопросом, как бы они уживались в старших классах, заложив тем самым основу для сюжета фильма о семейной динамике.
Стивен Спилберг помог снять первый фильм.
Стивен Спилберг познакомился с Земекисом и Гейлом после презентации в Университете Южной Калифорнии и стал наставником команды. Он был исполнительным продюсером двух первых фильмов Земекиса и режиссером сценария, который они написали совместно, - комедии времен Второй мировой войны "1941", которая стала первой неудачей Спилберга в критическом и коммерческом плане. Но Спилберг по-прежнему поддерживал пару и проявил интерес к их фильму о путешествии во времени. Остальной Голливуд не поддержал, и фильм, как известно, был отклонен каждой студией по несколько раз. В эпоху, когда комедии с подростками в главных ролях склонялись к разврату, руководители студий считали сценарий слишком мягким и милым, а руководство Disney отклонило его из-за намека на возможность кровосмесительного романа между Марти и его матерью в 1950-е годы.
Спилберг предложил поставить фильм в Amblin, своей новой производственной компании в Universal Pictures, где у него были близкие отношения с исполнительным директором Сидом Шейнбергом. После того как Земекису наконец-то удалось снять "Роман с камнем", сделка состоялась: Земекис стал режиссером фильма, сценарий которого написали оба Боба, а Спилберг - исполнительным продюсером. Именно Спилберг во время предварительного производства отклонил несколько предложений Universal, включая переименование фильма в "Космический человек с Плутона".
В фильмах никогда не объяснялось, как познакомились Марти и Док Браун
Но у создателей фильма определенно была предыстория того, как знаменитый дуэт появился вместе. В 2011 году Гейл рассказал изданию Mental Floss, что они впервые встретились после того, как подросток Марти, заинтригованный услышанными историями о таинственном и, возможно, опасном изобретателе, проник в лабораторию Дока. Док поймал его на месте преступления, но был приятно удивлен, когда Марти проявил интерес к работе Дока и дал ему работу на полставки, помогая с экспериментами.
Но Док Браун, который появился на экране, был совсем другим на бумаге. В первых сценариях его называли профессором Брауном, а вместо собаки Эйнштейна у него был шимпанзе по имени Шемп. Universal настояла на изменении обоих вариантов, сказав продюсерам, что ни один фильм с шимпанзе еще не приносил денег.
ДеЛореан также не был в первоначальном сценарии.
Один из самых известных автомобилей в истории Голливуда стал результатом производственных проблем. В первоначальном сценарии Док использовал в качестве машины времени холодильник на кузове пикапа. Но идея Дока перемещать громоздкую машину стала проблемой, пока Земекис не придумал поместить машину времени в автомобиль. Выбор в пользу DeLorean был некоторой шуткой среди продюсеров, так как высококлассный конструктор автомобилей был недавно арестован по обвинению в хранении наркотиков, а компания вскоре объявила о банкротстве.
Автомобиль, использовавшийся в фильме, часто ломался, но продюсеры отказывались менять его, даже после того, как в последнюю минуту Ford Motors предложила спонсорскую помощь, чтобы заменить его на Mustang. Независимо от того, был ли Джон Делореан в курсе шутки с использованием своего знаменитого ненадежного автомобиля или нет, он был его поклонником и даже написал Гейлу благодарственную записку. Более 20 лет спустя Спилберг и Джордж Лукас использовали идею супер-холодильника во время столь нелюбимого эпизода в фильме "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа".
Эрик Штольц был уволен через шесть недель после начала съемок.
Первым выбором Земекиса и Гейла на роль Марти Макфлая была звезда "Семейных уз" Фокс. Но когда они обратились к продюсерам сериала, чтобы узнать, могут ли они изменить свой производственный график, чтобы позволить им взять Фокса на роль, те отказались. Рассматривался ряд других актеров, включая Джонни Деппа. Руководство Universal настаивало на актере Эрике Штольце, согласившись на то, чтобы продюсеры пересняли роль, если он не подойдет. Уже через несколько недель продюсерам стало ясно, что они совершили ошибку. Штольц, только что снявшийся в мрачной драме "Маска", привнес в комедийный фильм задумчивость. Он настаивал на том, чтобы актеры и съемочная группа постоянно называли его "Марти", чтобы помочь ему оставаться в образе, и конфликтовал с некоторыми актерами и съемочной группой, особенно с Томом Уилсоном, который играл Биффа Таннена.
Продюсеры сдержали свое слово и начали отчаянно искать ему замену. Они снова обратились к продюсерам "Семейных уз", и поскольку беременность звезды Мередит Бакстер Бирни привела к изменению производственного графика сериала, они позволили Земекису и Гейлу предложить роль Фоксу, который с радостью согласился. Пока шла работа над сделкой, Штольц, казалось, был ходячим мертвецом на съемочной площадке, поскольку съемочная группа, не понимая, что происходит, должна была снимать вокруг него в нескольких ключевых сценах, пока Штольцу и остальным актерам не сообщили, что он уволен.
Фокс выполнял двойную работу во время съемок первого фильма
Поскольку съемки "Семейных уз" на три месяца совпали со съемками "Назад в будущее", у Фокса был изнурительный график. Он снимал телешоу в течение дня, а затем спешил на съемочную площадку "Назад в будущее", чтобы сниматься до самого рассвета. Как он отметил в своих мемуарах 2003 года: "В этот момент я забирался в кузов съемочного фургона с подушкой и одеялом, и другой водитель снова вез меня домой - иногда буквально заносил меня в мою квартиру и опускал в мою кровать. Я спал два или три часа, прежде чем водитель номер один снова появлялся в моей квартире, впускал меня с помощью предоставленного мной ключа, варил кофе, включал душ, а затем будил меня, чтобы начать весь процесс заново".
Продюсеры сами оказались под прицелом после окончания съемок. Когда первые предварительные показы оказались многообещающими, Universal перенесла выход фильма с конца августа на июль, оставив всего девять недель от окончания производства до премьеры. Они поспешили закончить монтаж фильма, который на самом деле содержал менее трех десятков кадров со спецэффектами.
Криспин Гловер не появился в сиквелах из-за спора о зарплате
Непостоянный актер, игравший отца Марти, Джорджа, конфликтовал с Земекисом во время съемок первого фильма и, по слухам, был рассержен концовкой фильма. Он настаивал на повышении зарплаты для сиквелов, а затем отказался от того, что посчитал недостаточным повышением со стороны продюсеров. Земекис и Гейл решили использовать в сиквелах кадры Гловера из первого фильма, а для нескольких новых съемок наняли нового актера, который с помощью протезов стал похож на Гловера. Гловер подал в суд на продюсеров, которые в итоге заключили с ним мировое соглашение на сумму более 500 000 долларов. Этот иск также привел к изменению правил профсоюза Гильдии актеров экрана, касающихся использования образа актера без соответствующей компенсации.
Второй фильм содержит пасхальные яйца для умных фанатов
Альтернативная версия Хилл-Вэлли 1985 года, в которую возвращаются Док и Марти в фильме "Назад в будущее, часть II", сильно изменилась. В вымышленной газете Hill Valley Telegraph появился заголовок о том, что Ричард Никсон собирается баллотироваться на пятый срок (средняя школа, использованная в оригинальном фильме, была средней школой Уиттера, реальной альма-матер Никсона). В антикварном магазине, куда Марти заходит в фильме, есть витрина с товарами 80-х годов, включая оригинальный компьютер Apple 1984 года, пластинку Рональда Рейгана и говорящую куклу Роджера Рэббита - кивок на "Кто подставил кролика Роджера", новаторский фильм, снятый Земекисом между первым и вторым фильмами BTTF.
А когда Док и Марти отправляются в 2015 год, Марти видит рекламный щит, рекламирующий фильм "Челюсти 19", снятый Максом Спилбергом - так звали старшего ребенка Спилберга. В 2015 году, в честь 30-летия премьеры первого фильма, компания Universal Pictures выпустила шуточный трейлер фильма "Челюсти 19". В нем в качестве декораций к фильму 2015 года "Кафе 80-х" фигурирует зал игровых автоматов, где Марти встречает двух играющих детей, в том числе молодого Элайджу Вуда, дебютирующего на экране.
Декорации для третьего фильма были идеей Фокса
Во время съемок первого фильма Земекис спросил Фокса, в какую эпоху он хотел бы вернуться, и Фокс предложил Дикий Запад. Когда Земекис и Гейл приступили к написанию продолжения, они включили события 19 века в последний акт фильма. Но они быстро поняли, что впихнуть столько сюжета в один фильм невозможно, и решили сделать из этого третий, отдельный фильм.
В то время это был неслыханный шаг, два сиквела снимались один за другим, съемки растянулись почти на год с одним трехнедельным перерывом между ними. Во время съемок третьего фильма Земекис часто снимал днем в Северной Калифорнии, а ночи проводил в монтажной или дублирующей комнате второго фильма, в 300 милях от Лос-Анджелеса.
Продюсеры категорически против еще одного фильма BTTF
Когда, казалось бы, любой популярный фильм или телесериал стоит в очереди на продолжение или перезагрузку, поклонники трилогии могут быть уверены, что этого не произойдет - по крайней мере, пока живы два Боба. По словам Земекиса, оригинальные контракты 1984 года, которые он и Гейл подписали с Universal Pictures и Amblin Entertainment Спилберга, дают им право последнего слова в отношении любых будущих фильмов. "Этого не может произойти, пока и Боб, и я не умрем", - сказал он. "И тогда я уверен, что они это сделают, если только наши наследники не смогут этому помешать".
Гейл столь же непреклонен, особенно учитывая диагноз Паркинсона у Фокса, который значительно сократил его актерскую деятельность в последние годы. Идея снять еще один фильм "Назад в будущее" без Майкла Дж. Фокса - это все равно, что сказать: "Я приготовлю вам ужин со стейком, а говядину придержу", - сказал Гейл на съезде фанатов в 2008 году.
Но это не значит, что пара полностью покончила с миром BTTF. Еще в 2004 году создатели обсуждали возможность постановки мюзикла "Назад в будущее". После десятилетней разработки премьера мюзикла должна была состояться, естественно, в 2015 году, но была отложена. Премьера мюзикла состоялась в марте 2020 года в Манчестерском оперном театре, по книге, написанной Земекисом и Гейлом, и на музыку Алана Сильвестри, композитора оригинальной трилогии. Шоу было закрыто преждевременно из-за пандемии COVID-19, но продюсеры объявили о переносе постановки в лондонский Вест-Энд осенью 2021 года.
#Назад в будущее #фильм #продюсеры #спилберг