- Она навсегда. Моя судьба, моя душа, моя тоска.
Родилась я в понедельник морозным зимним вечером в украинской хате с земляными полами. Был большой праздник, День сталинской Конституции. Мужчины, среди них и мой отец, на кухне за тесным столом праздновали. Все бывшие фронтовики. Делились воспоминаниями, обсуждали текущую политику, ругали бывших союзников, США и Англию. Прислушивались к звукам из соседней комнаты. Сельский фельдшер с бабкой-повитухой действовали, женщины ждали у двери , были на подхвате. Все просто, как обычно на селе и без лишней суеты.
Дождались. «Девочка родилась, крепенькая и чернявая» - объявил фельдшер. И тут же выпил за здоровье роженицы и новорожденной. Больше из-за стола его не выпустили. Мужчины стали событие обмывать, а их жены возле матери и новорожденной суетиться. Дело знакомое, у самих по два-три ребёнка после войны родилось.
Запеленали и вынесли девочку на показ честной компании, стали имя выбирать. Обычно в семье мамы первых дочерей называли в честь бабушки Марией. Отец глянул на дочь: «Какая ж тут Мария? На мою маму похожа, значит, будет Екатерина!» Выбор дружно одобрили без голосования.
Так небольшое украинское село на Подолье стало моей родиной. Земля богатая: черноземы в два аршина, много речек и лугов. Трудолюбивые люди работали в колхозе, на торфопредприятии, МТС. Населения после войны стало меньше тысячи, были большие потери на фронте и фашистской оккупации. Много было сиротских семей, одиноких матерей. В конце 40-х хозяйство почти восстановили, стало жить полегче. В моей памяти (лет с пяти) наша корова, несколько свиней и много птицы. Кроме гусей, их мама в детстве пасла и нам такой участи не желала.
У меня старший брат, вот это большая удача, счастье моё. Моя детская память только рядом с ним. Мы купались в карьерах на торфянике летом, зимой там же проваливались под лёд. Вместе ходили в школу, играли в войнушку, болелили одинаковыми болезнями.
Мне было девять лет, когда мы переехали на отцову родину, Кубань, в город.
Я скучала по родному селу. Родные места мне снились часто.
Яркая зелень лугов, голубизна неба и воды панского пруда, река Снывода, летом мелевшая, а весной разливавшаяся как море. Лебеди в пруду и ещё аисты, селившиеся повсюду.
Последний раз была на родине с мамой более 50-и лет назад. Уже нет ни отца ни мамы, умерли многие украинские родственники, теперь нет связи с теми, кто остался в селе. Многие уехали на заработки, кто в России, с теми общаемся, кто в Европе- нет. Не родственные связи, а тонкие ниточки...
Осталась моя родина в памяти и снах!