В Православии существует понятие «диптих» – это список автокефальных, то есть независимых, Православных Церквей. Место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквями, которые занимают последующие места в диптихе. Есть красивое определение: «Это только первенство чести, но не власти». На первых местах – самые древние церкви: Константинопольская церковь, далее Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Русская занимает пятое место.
Всего церквей в диптихе было 14, но недавно Константинопольский Патриарх признал самостоятельность Украинской церкви, независимой от Московской Патриархии.
В ответ Патриарх Кирилл объявил, что исключает Константинопольскую и Александрийскую церкви из Московского диптиха – имена этих патриархов не будут поминаться на службах, православным русским запрещено посещать храмы этих церквей.
Для не очень религиозного большинства жителей России конфликт между Московским и Константинопольскими патриархатами произошел как бы внезапно и почти из ниоткуда.
Украина и церковь там – лишь повод для обострения давнего конфликта. У двух церквей исторически немало противоречий. Константинополь не скрывает своих обвинений РПЦ в преклонении перед правительством.
Москва — самая сильная церковь по мирским понятиям (деньги и поддержка российского правительства). Константинополь — самая сильная церковь по понятиям духовным.
Москва обвиняет Константинополь в желании быть «православным Ватиканом». Константинополь считает, что Москва занимает очень скромное место в православном мире после стольких лет государственного атеизма и борьбы с верой и слишком явно поддерживает власти во всём.
К чему может привести конфликт Московского и Константинопольского патриархов?
Догматических, религиозных разногласий между Константинопольским и Московским патриархатом нет.
Вселенский патриарх говорил своему московскому гостю во время встречи в августе 2020 года: «Вы, Святейший, говорите, что у вас в России есть миллионы верующих и что вы обладаете из-за этого политической силой. Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них ходят в церковь на богослужения?»
Москва готова идти на конфликт и разрыв отношений.
Прочие поместные церкви признают авторитет и первенство Константинополя.
Следует опасаться мировой изоляции Русской православной церкви. В случае дальнейшей эскалации конфликта «православие по-московски» будет неизбежно противопоставлять себя «православию по-константинопольски» и будет скатываться в православие националистическое, или даже имперское, очень тесно связанное с российской властью.