Обычная семья — папа, мама, 2 ребенка. Семья носит самую популярную в стране фамилию — Ивановы. Папа Александр Владимирович, а мама Анастасия Яковлевна. Ими был получен сертификат на маткапитал, который было решено потрать на покупку квартиры.
Семья жила в двухкомнатной квартире 48 кв.м., после появления второго ребенка решили обменять ее на трехкомнатную увеличенной площади — 80 кв.м. Только проблема состояла в том, что в старой квартире была доля ребенка, поэтому без опеки не обойтись и не каждый банк будет кредитовать квартиру, в к которой изначально надо наделять ребенка долей.
Деньги на новую квартиры были из трех источников:
1. Вырученные от продажи старой двухкомнатной квартиры.
2. Семейные накопления.
3. Ипотечные средства, которые планировалось частично перекрыть маткапиталом.
Банк нашли (большой, но не зеленый), одобрение получили. и после того как мы нашли покупателя на двухкомнатную квартиру, сразу стали смотреть трехкомнатные, быстро нашли на вторичном рынке хороший вариант из серии «сразу заезжай и живи». Продавец квартиры мужчина предпенсионного возраста, а зовут его Иванов Владимир Витальевич. Мои клиенты с радостью говорят «Это точно наша квартира, фамилия обо всем говорит». Собрали все документы на продаваемую и покупаемую квартиры и отнесли в опеку, нам дали разрешение на продажу всего за три дня.
Заказали отчет об оценке новой квартиры, сдали документы в банк, там сказали, что все нормально, банк рассмотрит документы в течение 3-5 дней и назначит дату сделки, мы, чтоб не терять время, поспешили в МФЦ для продажи двушки.
Иванова Анастасия параллельно сходила в ПФР, задала вопрос — не возникнет ли у нее проблем с погашением ипотеки маткапиталом? Там ответили, что проблем не будет, дом не аварийный, а судя по площади явно идет улучшение жилищных условий, только не забудьте после погашения ипотеки наделить второго ребенка долей.
Спустя неделю банк сообщает, что в кредитовании этой квартиры отказано, т. к. квартира покупается у родственника, а банк кредитует только выкуп доли родственника и то при условии, что потом вся квартира пойдет в залог, а клиенты хотят купить всю квартиру сразу. А так как есть маткапитал, то банк считает, что покупатели хотят его просто обналичить договорившись с родственником.
Какой родственник? Какая доля? Мы покупаем квартиру у постороннего человека, пытаемся объяснить, что покупатели не родственники продавца — покупатель Иванов Александр Владимирович не является сыном продавца Иванова Владимира Витальевича, у продавца не такие же отчество и дата рождения как у отца Иванова Александра.
Из предоставленных документов следует, что родственники, поэтому банк отказывает. Зовем начальника отдела, та говорит, что ничего сделать нельзя, но если предоставить свидетельство о рождении Александра и паспорта его родителей, то можно попробовать еще раз рассмотреть эту квартиру.
У нас нет ни желания, ни времени, ни возможности искать другую квартиру (старая квартира продана, там еще и решение опеки выдано именно на эту квартиру), поэтому Александр бежит домой искать свое свидетельство, параллельно звонит родителям, которые живут на другом конце страны и просит срочно отправить сканы их паспортов и, на всякий случай, их свидетельство о браке, чтоб доказать, что они истинные родители, а не продавец квартиры.
На следующий день приносит все в банк, а ему говорят «Мы по копиям не работаем, несите оригиналы, а если родители не поедут сюда, то пусть направляют нотариальные копии. Сканы можно легко подделать».
Через 4 дня возвращаемся в банк, наш менеджер на больничном, отдаем документы другому сотруднику, он взяла всю стопку документов, отложила нужные ей, а всё, что было дополнительно приложено возвращает. Ивановы недоумевают — как так? Она взяла те же самые документы, по которым уже пришел отказ, а те документы которые дополнительно запросили даже смотреть не стала.
Девушка говорит, что принимает документы согласно перечня. Ивановы уже начали скандалить, та отказывается брать дополнительные документы. Позвали начальника отдела, после чего у нас без проблем приняли документы.
Потрясающая ситуация — в этот же день (а не спустя 3-5 дня) нам дали одобрение по объекту и пригласили на оформление кредита на следующий день.
Конечно мы не говорили о возникших у нас проблемах ни покупателям нашей двушки, ни продавцу трешки. Спустя несколько дней все вместе встретились, порадовались, что все прошло без «сучка и задоринки» (не без ухмылки на наших лицах), обменялись ключами и осуществили переезд.
А спустя всего две недели ПФР, у которого вообще не возникло никаких вопросов, перечислил средства маткапитала в счет погашения кредита.
Редко, но иногда так бывает — кто-то что-то решит не задав вопросов и тем самым может разрушить всю цепочку сделок.