Найти тему
Внимательный Лис

Художник, Ценитель и ещё кое-кто невидимый.

Оглавление

Галерея "Альбертина", Вена, Австрия.

Рисунок Питера Брейгеля

Питер Брейгель. Идеальный Художник и Ценитель
Питер Брейгель. Идеальный Художник и Ценитель

Разберем действующих лиц рисунка. Начну с невидимки.

Невидимка

В 16 веке ещё не существовало профессии "искусствовед", поэтому на рисунке только две, а не три персоны. Если бы Питер жил и рисовал сегодня, то в кадре несомненно появился бы посредник между художником и ценителем. Посредничество - идол нашего времени. Сегодня посредничеством между теми кто производит и теми кто потребляет заняты более 60% населения. Капитализм непрерывно придумывает посредничество всюду где возможно и невозможно. Ему нужен рынок сбыта и нужны сапиенсы с хоть какими то деньгами для сбыта им товаров. Для этого капитализм стимулирует как реальную, так и фиктивную занятость населения. Возникают многочисленные законодатели, нотариусы, адвокаты, менеджеры по рекламе и продажам, доставка всего домой и многие иные занятия. Посредничество лезет в любую щель без мыла.

Живопись и искусство после начала промышленной революции в Европе и расширения рынков сбыта также обзавелись посредниками. Сразу же с момента, когда в конце 19 века вместо ясных объектов на холстах начали появляться кривляния и фокусы, появились менеджеры, сделавшие своей профессией продвижение этих фокусов на рынке сбыта. Они выбрали себе название "искусствовед".

И действительно, цветные штришки, козюльки и исковерканных уродцев естественным образом обменять на деньги невозможно. Сапиенс прекрасно знает для чего ему нужны деньги, а потому отказывается добровольно отдавать их в обмен на набор цветных квадратиков, треугольничков или штришков, или на уродливые фигурки. Задачу переделки мозгов сапиенса так, чтобы он потерял всякие собственные критерии качества искусства и начал тратить деньги на то что ему скажут приняли на себя "искусствоведы". Сапиенс в массе податлив на внушение и охотно ему следует…

Потренировавшись некоторое время на импрессионистах, абстракционистах, символистах и иных "истах", "искусствоведы" смогли облегчить сознание сапиенса до нужной степени и он стал-таки тратить свои деньги на живописные фокусы.

С этого момента (приблизительно с начала 20 века) "искусствоведы" присвоили себе статус профессии и публичное право на монопольную трактовку уже не только фокусов и кривляний, но даже и нормального искусства.

Питер ничего не знал о "искусствоведах", а потому на его рисунке нет посредника между художником и ценителем искусства. Однако сегодня "искусствовед" присутствует на рисунке незримо и шепчет ценителю в ухо свои заклинания о загадочности, смысле и ценности козюлек.

Далее на рисунке кроме вездесущей невидимки два видимых персонажа.

Идеальный Художник

Питер рисует идеальный портрет внутренней сущности художника с себя. Именно таким он и был: осознанным, умным, неподвластным никому, никакому давлению извне и никаким внешним шаблонам.

Идеальный художник
Идеальный художник

Именно о таком художнике написал свой сонет Пушкин:

…….. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Идеальный художник делает свою работу до тех пор пока она безоговорочно понравится ему самому. В свою работу он вкладывает спектр своих эмоций, мастерство и в редких случаях свои суждения.

Далее всё, что он вложил в работу, должно овладеть ценителем… Причём воля к сопротивлению ценителя должна быть подавлена. Лишь только глянув на работу художника, ценитель должен испытать эмоцию непроизвольно и без помощи извне. Это и есть идеальный результат работы идеального художника. Именно над ним художник и работает на рисунке Питера.

Ценитель

Питер не рисует идеального ценителя. Такого ценителя, чей личностный уровень соответствует уровню самого художника. Такое совпадение есть единственный случай, когда возможно полное воспроизведение эмоций и замысла художника в зрителе.

Неидеальный ценитель
Неидеальный ценитель

Однако в реальности ценители не идеальны. Они отличаются от художника как врождённой структурой мозга, так и накопленными в течение жизни социальными шаблонами, так и текущим гормональным фоном. Ввиду этого реакция разных ценителей на предмет искусства будет совпадать только отчасти. Посмотрим как возникает и из чего складывается реакция неидеального ценителя.

Четыре источника и четыре составных части эстетической реакции неидеального ценителя

Источник первый.

Животные лимбические реакции мозга. Или иначе: инстинктивно - гормональные реакции.

То, что видит глаз на картине мозг оценивает в точности по тем же критериям, что и реальность. Оценивается следующее: наличие признаков здоровья природы, доступность пищи, безопасность, наличие в кадре потенциальных объектов для размножения, новизна.

Пример. Когда закончились "тёмные" века в Европе с их жёсткими религиозными ограничениями и дисциплинирующими понятиями "греха", художники стали массово рисовать голых дамочек. Более того, их стали даже помещать в храмы! Истосковался народ по реализации потенциала тестостерона. Так наступило "Возрождение".

Смотрим примеры.

Второй пример. Наличие дороги в пейзаже. Если вы заблудились в этом дремучем лесу, то дорога есть спасение, она сделана людьми, а значит и приведёт к людям. Именно поэтому в центре пейзажа почти всегда изображают дорогу… Народу нравится дорога в лесу.

Источник второй.

Социально обусловленные лимбические реакции.

Если художник явным образом изображает шаблон принятый в социуме, то в мозгу зрителя инициируется процедура сопоставления этого шаблона с теми, что накоплены в его мозге. При совпадении возникает положительная эмоция, при несовпадении отрицательная.

Например, реакция на моду или религиозные каноны. Дама запакованная с головой в чёрное христианину не понравится никогда, нормальному мужчине тоже. Зачем ему кошка в мешке?

Кошки в мешках
Кошки в мешках

Источник третий.

Реакции обусловленные высшей нервной деятельностью: мастерством и интеллектом.

Техническое превосходство художника над ценителем вызывает в последнем сильную позитивную эмоцию. Интеллект для художников особой роли не играет. Но когда он иногда проявляется явным образом на картине, это добавляет сильные эмоции к суммарной реакции зрителя. Все это в случае если зритель также обладает интеллектом. Остальные ничего не заметят.

Ван Хейсум. Запредельное мастерство
Ван Хейсум. Запредельное мастерство

Источник четвёртый.

Некритичное следование чужому мнению.

Выработанное эволюцией полезное для выживания свойство. Безоговорочное некритичное подчинение приказу вожака объединяет усилия племени против врага.

Около 80% ценителей искусства реагируют на сюжет лимбически, а за "смыслом" ходят к вожакам - "искусствоведам". Дрессировка, однако!

В соответствие со сказанным выше, ценители живописи также делятся на качественные категории в зависимости от того, что именно из 4 источников эстетической реакции в их мозге преобладает.

Выводы.

Идеальный ценитель объединяет в себе первые 3 источника эстетической реакции. Это даёт ему возможность видеть, чувствовать и понимать абсолютно все нюансы искусства. Идеальный ценитель никогда не ходит за потерянной в веках истиной на сторону, он достигает её самостоятельно, а потому имеет шанс найти её.

Кроме этого идеальный ценитель должен иметь деньги и покупать работы художника. Этим он даёт возможность существования искусству.

Источник существования искусств
Источник существования искусств

Вот такой обманчиво простой на вид рисунок.

До встречи.