Жизнь этого человека опровергает модные ныне теории о детских психотравмах, которые, якобы, кладут неизгладимую печать на личность ребёнка. И одновременно подтверждает другое мнение - о пластичности детской психики.
В наши дни и отца, и мать Мартина лишили бы родительских прав, а ребёнка отправили бы в приют. Суровые родители знали только один действенный способ наказания -розги.
А ещё Мартин до дрожи боялся гусей, уличных мальчишек и Иисуса Христа. И если вопрос с первыми двумя удалось решить с помощью отца и дядя, по очереди провожавших трусишку до школы, то с Божьим сыном дело обстояло сложнее.
Дело в том, что телесные наказания в немецкой школе 16-го века были в порядке вещей. За невыученные уроки полагались удары линейкой, при этом учителя внушали детям: Господь наказывает грешников ещё строже.
Отец Мартина, чтобы прокормить 8 своих детей, тяжело работал на медном руднике. Но при этом Ганса Лютера не оставляло желание дать мальчишке образование. А потому было принято решение отправить его в монастырскую школу. Правда, денег на пропитание ребёнка выделено не было. Видимо, папаша счёл, что мальчик, даже такой худенький и низкорослый,сам должен позаботиться о себе.
Чтобы как-то прокормиться, Мартин подрабатывал разносчиком на рынке, пел в церкви и даже попрошайничал.
Как-то на улице его приметила жена богатого купца и, проявив христианское милосердие, приютила в своём доме. Избавленный от забот о куске хлеба, подросток целиком ушёл в учёбу.
Его отец тоже времени не терял, трудясь, что называется, не покладая рук. В результате ему удалось настолько поправить своё финансовое положение, что появилась возможность дать сыну университетское образование.
В самом старинном университете Германии в Эрфурте Мартин изучал геометрию, математику, астрономию и музыку. Но памятуя о своём детском страхе перед Богом, студент Лютер решил разобраться с этим с помощью Библии. До этого представления о Господе складывались у юноши лишь из церковных проповедей, да угроз школьных учителей. Чтение Священного Писания настолько увлекло студента, что он даже решил перевести его текст на немецкий, чтобы его сограждане могли приобщиться к истине непосредственно, с помощью изучения библейской мудрости. При этом молодой человек вовсе не собирался становиться священником. Проучившись 4 года в Эрфурте, он решил посвятить себя юриспруденции.
Однако его жизнь круто поменялась.
После грозы.
Среди его фобий ( гуси и злые мальчишки) числилась и боязнь молний.
Удивительного в этом ничего нет. В Библии это природное явление упоминается 17 раз!
Считается, что это молния повредила завесу в Иерусалимском храме во время смерти Иисуса Христа, что означало: Господь отныне не обитает в рукотворном святилище, а спасение грешникам дарует лишь кровь Его сына.
Как-то возвращаясь в университет после каникул, молодой человек попал в сильную грозу. И такой объял его ужас, что под действием этой слабости дал Мартин Небесам обещание в случае спасения уйти в монастырь. Удивительно, но провозглашённый обет вернул ему самообладание, хотя раскаты грома продолжали громыхать, а молнии ударяли совсем рядом.
Молодой человек, верный данному слову, по возвращении в Эрфурт становится послушником монастыря ордена августинцев.
Там он не только усердно трудился на хозяйственных работах, но и продолжал изучать Библию, при чём не только на латыни, но и на греческом и древнееврейском. Это позволяло сравнить разные переводы и ещё более приблизиться к Божьей истине.
Мартин настолько преуспел в теологии, что его сочли годным к преподавательской деятельности и отправили в университет города Виттенберга.
А ещё спустя какое-то время Мартин по делам ордена едет в Рим. Правда, в дороге он тяжело заболевает, однако входя в Вечный город уже распевает псалмы.
Увы, папская столица его сильно разочаровала. Не было в нём ни святости,ни братской любви. Особенно возмущала Мартина продажа грамот с отпущением любых грехов.
Казалось бы, не пристало монаху обсуждать, а тем паче осуждать церковные правила. Ведь вырученные от продажи индульгенций средства пошли бы и на грандиозный проект католической церкви - собор святого Петра. Но вопреки всем доводам рассудка Мартин пошёл на крайне рискованный шаг: он составил и прибил к дверям храма, в котором служил, 95 тезисов. В них индульгенции и церковные богатства объявлялись делом, противоречившим учению Христа.
А что же Папа Лев Х? Он выдал такую фразу:
"Когда тот, кто спьяну написал это, протрезвеет, он ужаснётся..."
Тут следует заметить, что Папа Лев Х и сам был не прочь выпить, поэтому и проецировал на немецкого еретика собственную слабость.
А тем временем тезисы стали не только расходиться по Европе, но и получать поддержку. Церковным властям ничего не оставалось делать, как вызвать смутьяна на суд. Он не явился.
Тогда решено было заменить суд диспутом в Лейпциге. Но в подобную ловушку в своё время уже заманили другого реформатора - Яна Гуса. Лютер и это приглашение проигнорировал.
Оставался арест. Но папские агенты предупредили Рим, что это выльется в восстание немецких земель.Поэтому было принято решение ограничиться отлучением монаха от церкви. Но Лютер сжёг буллу под аплодисменты студентов Виттенбергского университета.
Со временем его учение стало так популярно в немецких землях, что император Карл пригласил диссидента в Вормс на рейхстаг, как называлось тогда собрание сословий. И там Мартин Лютер произнёс свою знаменитую фразу:
"На этом стою и не могу иначе!"
В этом году этому событию исполнилось 500 лет!
Размышляя над поведением Лютера, невольно задаёшься вопросом: а куда делся тот трусишка, боявшийся гусей, уличных хулиганов и школьных учителей?
Да, есть такой феномен в человеческой психике. Когда люди, не отличавшиеся ни богатырским здоровьем, ни смелостью, в экстремальные моменты- будь то война или стихийное бедствие- внезапно проявляют чудеса храбрости.
При этом нашего героя, надо признать честно, отличала некоторая подвижность психики и склонность к депрессиям.
Во время перевода Библии на немецкий язык, ему являлся сам дьявол. То в образе чёрной собаки, то свиньи. Как то раз Лютер даже метнул чернильницу в нечистого, с глумливой улыбкой читавшего его рукописи. Чернильница попала в цель. Сатана исчез.
Однако не меньшее уважение вызывает отношение Лютера к женщинам.
Как известно в те времена началось изгнание монахов из монастырей. Так вот идеолог этого позаботился о том, чтобы мужчины были пристроены на работу, а женщины -замуж. Последнее было сопряжено с определёнными трудностями.
Так в непростой ситуации оказалась и бывшая монашка Катарина фон Бора.
Обратно в родительский дом девушку принять отказались. Замуж не брали, ибо Катарина не отличалась женской привлекательностью, ни приданым. Тогда Лютер сам на неё женился. Брак оказался счастливым. Лютер в шутку называл супругу "господином Кетэ".
Да, фундаментом прочного союза между мужчиной и женщиной влюблённость служит не всегда. Сам Лютер отзывался об этом в довольно грубоватой манере, заявив, что "похоть чувствуют даже вши и блохи, а любовь начинается тогда, когда мы начинаем служить другому".
В этом союзе родилось шестеро детей.
Потомки великого реформатора проживают нынче в Германии и Швейцарии.
А за океаном спустя много сотен лет после описываемых событий семья Кинг в честь великого немца назовёт своего сына. Мальчик вырастет и тоже станет выдающимся проповедником. А ещё лидером движения за права чернокожих в США. Но в отличие от немецкого тёзки, мирно почившего в своей постели, Мартин Лютер Кинг будет застрелен. И это при том, что, по примеру Ганди, будет ратовать за мирные средства борьбы.