Очень популярная в советские времена серия «Библиотека современной фантастики» от издательства «Молодая гвардия» (1965-1973 гг.) насчитывала 25 номерных томов. И хоть оформлена эта серия была минималистически и не имела вообще никаких иллюстраций, она пользовалась огромным успехом, и на руках отдельные ее тома стоили огромных по тем временам денег.
Так случилось, что я написал публикацию про добавочные тома к 25-томной «Библиотеке современной фантастики» раньше рассказа об основной серии, поэтому пора наверстывать упущенное. Ссылка на ту статью тут: «Библиотека современной фантастики, 25 томов, 1965-1973 гг. Тайна добавочных томов».
Итак, в 1960-70-е годы советское издательство «Молодая гвардия» отметилось выпуском множества серий фантастических и приключенческих, я уже не говорю про собрания сочинений известных фантастов и приключенцев, которые тоже можно отнести к сериям.
И наиболее заметной можно назвать именно БСФ – «Библиотеку современной фантастики» в 25 томах, которая начала выходить в 1965 году, а последний, 25-том, появился в 1973-м. Потом пошли «добавочные» книги, но о них я уже писал, ссылка выше.
Познакомился я с этой серией в начале 70-х годов, когда ее выпуск уже подошел к завершению. Тогда у нас существовал определенный информационный голод по книжному миру, всякие особенности изданий разных книг в газетах если и публиковались, то так редко, будто о них вообще никто ничего не писал. Но то, что серия сначала предполагалась к выпуску всего в 15-ти томах, было ясно и без этого, так как на титульных листах первых 13 книг было четко написано «Библиотека современной фантастики в 15 томах».
А вот уже на томе 14-м писалось только «Библиотека современной фантастики», без указания томности, хотя на последней странице в выходных данных томность указывалась по старинке. Но на томе 15-м и там уже суффикс «…в 15 т.» не указывался. Пример на фото ниже.
Таким образом было ясно, что перед выпуском двух последних томов 15-томника у издательства появилось убеждение, что серию надо продолжить. И она была дополнена ещё 10-ю томами, но уже ни на одной из последних десяти книг томность (25) не упоминалась.
Все это дело показало, что в СССР в те годы книги выпускает не какой-то безликий типографский аппарат сугубо по заранее утвержденному плану, и что над выпуском каждой книги думают люди, и ошибаются тоже. Так, в томе №3 (Рэй Брэдбери) в выходных данных на задней страницы обозначение серии было указано просто «Б-ка современной фантастики», а не «Б-ка современной фантастики в 15 т.», как на всех других… Ну вот что это, как не ошибка?
И для меня это тогда было очень интересно. Ведь издание было подписное, в магазинах не продавалось, в библиотеках тоже я эти книги не встречал, а на руках тех, кого я знал, мало у кого была вся эта библиотека. Поэтому каждую книгу доводилось читать и перечитывать не единожды, мусолить в руках и изучать информацию по тому или иному выпуску. Вот я и научился тогда разбираться в некоторых нюансах выпуска этой серии и без всякой информации сверху.
Что касается ценности книг для тогдашних коллекционеров, то далеко не все тома ценились одинаково. Самыми ценными были Саймак (т.18), Шекли (т.16), Уиндем (т.8), Стругацкие (т.7), Гаррисон и Бестер (т.24). Самыми «приевшимися» и не ценными были Кларк (т.6), Чапек (т.11), Мерль (т.17), Савченко (т.22).
Отдельно от этих фаворитов и аутсайдеров стоял Пьер Буль со своей «Планетой обезьян» (т.13), который считался одной из изюминок серии, но книжка была слишком тоненькая, и по деньгам дорого не стоила.
Из антологий (сборников) особенно ценились тома №10 (зарубежная фантастика) и №25 (там, где появился отрывок невиданного никогда и никем романа А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине»).
В советское время у меня постоянно не хватало денег на хорошие книги, даже 5 рублей за дешевый том Рэя Брэдбери у меня в кармане никогда не было. А уж о том, чтобы купить Саймака или Шекли, которые во вменяемом состоянии на еженедельной книжной барахолке могли стоить и по 20 рублей, и речи не было. Поэтому до начала 90-х в моей коллекции было меньше десятка самых дешевых томов, которые никого не интересовали, еще и потому, что состояние у моих книг было не ахти.
Зато в первой половине 90-х для меня на этом фронте наступило раздолье. Во-первых, я разбогател (относительно, конечно же) в торговом секторе, а, во-вторых, цены на книги так рухнули, что я смог купить все 25 томов БСФ в отличном состоянии буквально за свою однодневную зарплату.
«Вот это свезло, так свезло», - мог бы сказать я, но исчез главный изюм во всех моих приобретениях тех лет – никому эти книги уже были не интересны, это с одной стороны. А с другой – те, перед кем я мог похвастаться, сами эти все книги за копейки скупали, предложение тогда очень сильно опережало спрос.
Но есть тут и свой положительный момент – я, наконец, осуществил личную мечту своей юности, и накупил всех тех книг, о которых мечтал еще в школе. Сегодня если я чего и не поставил на свою полку, то рано или поздно поставлю, даже сегодня книги на барахолках не дорожают, и чтобы найти все, что меня интересует – это только дело времени.
В заключение еще, наверное, следует сказать, что все книги серии БСФ были изданы хоть и без иллюстраций, но на отличной бумаге, и каждый том весил так, как весили несколько других издававшихся тогда в основном на газетной бумаге книг. Тяжелая, в общем, серия по весу, очень качественная.
И еще: первые 20 томов были изданы тиражом 215 тысяч экземпляров каждый, а тома 21-25 имели тираж уже по 250 тысяч. С чем это связано – не имею представления, но вот первые три «добавочных» книги, выпущенные с 1974 по 1976 гг., имели тиражи каждая всего по 100 тысяч.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Серия «Фантастика. Приключения» издательства «Трудрезервиздат», 1955-1961 гг.
Не очень известный 5-томник «Библиотека фантастики и путешествий», 1965 г., изд-во «Молодая гвардия»
Артур Конан Дойл, «Затерянный мир». Наиболее интересно оформленные советские издания