Ученики мне порой задают «провокационные» вопросы: "А с вами уже кто-нибудь выучил английский? А если англичанин будет говорить, вы поймёте?"
Одна армянская второклашка с уровнем владения русским «тры мэдвэдь и одын дэвочк» пыталась поставить меня в тупик фразой: «Можем купить хлеб»? Думала, небось: «Ха! Вот здесь-то я её и подловлю! Худая, хлеб не ест».
У некоторых же такая логика: «Дедушки у меня нет, пальто у меня нет, кенгуру у меня нет – значит, мне эти слова можно не учить. А учить мне не так уж много-то и надо: «бабушка, куртка, кот».
Так и норовят где-нибудь подловить, на чистую воду вывести. В семнадцать лет я бегала по домам и за триста рублей помогала второклассникам с уроками. А самые умные из них открывали англо-русский словарь на первой попавшейся странице и спрашивали:
- А как будет… «клюз»? «Мес-то, где на-хо-дят-ся… клю-зы»? Ну… это я просто тебя немножко… проверяю.
Ну ладно – открывали словарь – это ещё не самый худший вариант. Далеко не у всех моих «отличников» есть сегодня такая роскошь. Не все даже знают, что в конце учебника-то словарик есть, не каждый до него долистывает.
- А за сколько вообще можно английский выучить? А сколько я у вас уже занимаюсь? – что это – камень в мой огород от шестиклассника Ромы или просто охота поболтать?
Это всё равно что человек, который приезжает раз в неделю или раз в две недели на час покататься на коньках в каком-нибудь торговом центре спросит: «А в каком возрасте обычно становятся олимпийскими чемпионами? А когда я смогу делать какие-нибудь прыжки?»
Твоя цель какая? Чтобы не было двоек в школе. Чтобы были сделаны уроки. Уроки сделаны. Нет не то, что двоек – почти нет и четвёрок. Одни пятёрки.
А чтобы язык знать, не так нужно заниматься! Не два раза в месяц вспоминать о его существовании, когда тебе репетиторша выдаст ручку, листочек, текст под нос сунет.
Они иногда задают мне вопросы не потому что им интересно что-то знать, а просто чтобы сбить меня с панталыку, отвлечь. Начинаю отвечать на вопрос, смотрю, на втором моём слове у него глаза как две стекляшки, не смотрит, не слушает, ему неинтересно. Так просто спросил. А то бы я сказала: «Так, Рома, читаем ещё и этот текст! Так, Рома, пишем ещё одну страницу!»
А то я брошусь разглагольствовать на свою любимую тему, а Рома просто отсидится. Красота! Нет, у меня на такие приёмчики выработался иммунитет. Я быстро их закругляю.
А то было у нас в тексте предложение «Я говорю по-английски свободно».
- Во! Я вот тоже так хочу, свободно говорить.
- Для этого ты уж больно редко занимаешься! Один раз в неделю.
- Да норма-а-ально…
Если вы не любите язык, и он вам не нужен, не сомневайтесь, он ответит вам взаимностью.
Язык – не как потерявшая голову и гордость влюблённая женщина: вы её в дверь, а она в окно: «А я тебе пирожков напекла. Ладно, оставлю здесь, съешь потом. Тебе занавески снять бы, я постирала бы…».
Язык - это эфир в открытом пузырьке. Забудьте-ка вы про него! Сунетесь – а я его там уже нет.
Я могу учить вас языку, но выучить его можете только вы сами. В нашем веке, когда не сами пишут диссертации, не сами сдают экзамены, не сами рожают, выучить язык за вас по-прежнему не может ни один даже самый блестящий преподаватель.
Это как в зимой в шесть утра – холод собачий, темнота хоть глаз коли, страшно вставать. Пробираешься на ощупь в туалет, бабушка просыпается и просит из-под одеяла: «Сходи за меня».
Ещё у меня есть: "Аниматоров нет? Кто должен развлекать единственного ребёнка в гостях?"