Обзор операционной лексики современных стартапов.
У каждого профессионального сообщества формируется свой сленг – так проще общаться, вести дела и отличать “своих” от людей не из тусовки.
Чтобы вы могли быстро стать “своим” и влиться в стартап-комьюнити, мы подготовили обзор базовых профессиональных терминов сленга стартапов.
Основы
Стартап - молодая компания со свежей бизнес-идеей, обладающей инновационностью, амбициозностью, а также потребностью в инвестициях. Стартап – это скорее этап становления новой компании, нацеленной на освоение вновь появившегося рынка или его сегмента.
Единорог (юникорн) – стартап, получивший рыночную оценку стоимости выше 1 млрд $, компания, имеющая взрывной рост. По усредненной статистике из 100 стартапов только 10 успешно просуществуют больше 4-5 лет, и из этих 10 только 1 будет единорогом, то есть принесет большие деньги.
Венчур – связанный с риском проект, бизнес или капитал. Больше риска – больше возможности выигрыша и повышенной прибыли.
Фаундер и кофаундер - основатель и сооснователь стартапа.
Убийца гугла / самсунга / любой крупной международной компании – сверхамбициозный стартап, который позиционирует свой продукт как суперуникальный и даже гениальный. Чаще всего термин используется в качестве насмешки, но иногда из таких стартапов вырастают реальные “убийцы брендов”.
Термины, связанные с получением инвестиций
Фандрайзинг (Fundraising) – процесс привлечения денежных и других ресурсов, которые компания не может обеспечить самостоятельно и которые необходимы ей для реализации определенного проекта или деятельности в целом.
Pre-money valuation – оценка стоимости компании, которая не включает потенциальную инвестицию. Лучше всего описывает, сколько может стоить стартап, прежде чем он начнет получать любые инвестиции.
Post-money valuation – оценка стоимости компании после того, как она получит инвестиции. Включает pre-money valuation инвестиции.
Раунд – этап привлечения средств на развитие бизнеса. Раунды неразрывно связаны со стадиями проекта. Каждая стадия имеет свои отличительные черты, уровень рисков, а главное – разное видение своих перспектив, поэтому разные раунды привлекают инвесторов разного уровня. Раунды подразделяются на ранние (pre-seed, seed, A) и поздние (B, C, D).
Capitalization table (cap table, таблица капитализации) – таблица, которая показывает в хронологии процент каждого, кто имеет долю в капитале компании (учредители, инвесторы и т.д.). Также дает возможность спрогнозировать, какое количество акций будет иметь каждый совладелец компании при каждом раунде инвестиций.
SAFE (Simple Agreement for Future Equity) – это соглашение между инвестором и компанией, которая предоставляет права инвестору на акции в компании в будущем, когда состоится определенное событие (liquidity event). По SAFE инвестор получит акции в будущем, а инвестирует уже сейчас.
Tрекшн (Traction) – это набор метрик и достижений в динамике, служит для того, чтобы доказать потенциальному инвестору, что ваш стартап является привлекательным для инвестирования. Чаще всего обращают внимание на рост числа клиентов, пользователей и продаж.
Термшит (Term Sheet) – документ с основными условиями сделки, где прописаны основные договоренности о цене, сроках, конфиденциальности и прочих условиях совместной работы инвестора и стартапа.
Дьюдил, дью-дилидженс (Due Diligence) – это процедура глубокого анализа аспектов прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего вашего проекта инвестором с целью выявления рисков. Включает проверку юридических, финансовых и технологических документов. Как проходит дью-дилидженс, мы рассказали в отдельной статье.
Транш (Tranche) – доля займа, кредита какой-либо другой платежной суммы, передаваемая в виде одной порции.
Доширак-рентабельность (Ramen-Profitble) – минимальная рентабельность стартапа, когда компания уже работает в плюс, но пока не приносит больших дивидендов основателям.
Экзит (Exit) – выход инвестора из проекта через продажу своей доли.
Термины, связанные с презентацией стартапа
Питч – краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Питч может проходить в индивидуальном формате, когда вы приходите в офис инвестора, а также в рамках питч-сессий и демо-дней, когда инвестор устраивает “смотрины” нескольких стартапов.
“Питч в лифте” (Elevator pitch) – прием, который подразумевает быструю презентацию проекта на словах в течение пары минут. “Питч в лифте” может быть внезапным, когда вы случайно встретили или познакомились с нужным человеком, или спланированным, когда вы специально искали выходы на определенного человека.
В любом случае, к “питчу в лифте” лучше готовиться заранее. Как именно – читайте в нашей статье.
Инвест-дек (Invest Deck) – презентация в слайдах, которую стартап присылает инвестору для первичного ознакомления. Включает в себя суть идеи, проблему, которую решает стартап, оценку рынка, описание стратегии, команды, финмодель и запрос инвестору.
Подробный план презентации – здесь.
Питч-дек (Pitch Deck) – презентация в слайдах, сопровождающая питч. Обычно она менее подробна, чем Investing Deck, поскольку призвана иллюстрировать рассказ выступающего.
Термины, связанные с работой стартапа
Роадмэп (Roadmap) – путь, или план который пойдет ваш стартап от начальной точки к выводу вашего продукта на рынок. На “дорожной карте” отмечаются наиболее важные шаги, содержащие показатели количества выручки, клиентов, стадии продукта.
Дашборд (Dashboard) – “приборная панель”, место, где выводятся ключевые метрики, которые свидетельствуют о реальном прогрессе и здоровье бизнеса. Стартапы обычно собирают первые дашборды в Google.Таблицах, но при росте бизнеса многие разрабатывают собственные программы.
Пивот (Pivot) – изменение бизнес-модели или стратегии бизнеса. По наблюдениям, стартапы чаще других компаний меняют стратегию.
Би-ту-би (B2B, business to business) – бизнес-модель, которая предполагает, что компания работает не с частными лицами, а с другими компаниями.
Би-ту-си (B2C, business to customer) – бизнес-модель, предполагающая работу с частными лицами. Иногда одна компания сочетает B2B и B2C продукты, оказывая услуги как частным лицам, так и организациям.
HADI-циклы – метод тестирования гипотез, состоящий из четырех блоков: Гипотеза (Hipothes), Действие (Action), Данные (Data), Выводы (Insights). Подробно о HADI-циклах и о том, как тестируются гипотезы в стартапах, мы рассказали здесь.
Драйвер роста – измеримый показатель, который улучшает результаты и кратно влияет на рост. Например, повышение среднего чека покупки является драйвером роста для компаний B2C.
Термины, связанные с продуктом
Киллер фича (Killer feature) – уникальное качество продукта, которое дает мощное конкурентное преимущество.
Триал (Free Trial) – бесплатный тестовый период пользования SaaS-сервисом. Обычно длится не дольше 14 дней – за это время пользователь может протестировать продукт и решить, стоит ли оформлять платную подписку.
MVP (Minimum Viable Product) - минимальный жизнеспособный продукт, работающий прототип продукта, которым можно проверить спрос на реальном рынке. Необходим для тестирования гипотез для полномасштабного производства.
Лид-магнит – бесплатный фрагмент ценности продукта, который “выдается” потенциальным клиентам в обмен на действие, например, за подписку на рассылку. Это может быть полезная информация в рассылке, тест-драйв или триал. Использование лид-магнитов – эффектный шаг в воронке продаж.
А теперь проверьте себя:
“У нас тут был питч в лифте, на следующий день получили термшит, потом дьюдил, и уже через неделю был первый транш” – теперь для вас в этой фразе из разговора стартаперов не осталось неизвестных слов.
Подписывайтесь на наш канал– будьте в курсе важных аспектов и новостей мира стартапов и инноваций!