Их, удалось вырвать из забвения
Продолжаю:
5. поколение Прадедушка.
Черников Петр Андреев 23.06.1871- 12.1941 г., русский, православный, крестьянин, обучен, д. Камынино, Чернского уезда, Тульской губернии.
Можно было просто собрать ФИО, заполнить даты жизни, нарисовать дерево и линиями указать, кто кому приходится родственниками.
В процессе поисков я понял, что набор имен ничего не дает.
Мне было интересно, как история пересеклась с нашим родом. Получился рассказ - исследование.
Я съездил в места проживания предков, где то деревни пропадают, осталось несколько жилых и нежилых домов.
Стоял на берегу реки Снежедь, на месте где была деревня предков Черниковых, деревня Камынино. В прокладке маршрута мне помогали местные жители и удивительно, но навигатор находит эти точки, хотя деревень как таковых уже нет!
На сегодняшний день все постройки, конечно, разрушены, а последние кресты на кладбище у церкви д. Щетинино, чудом уцелевшие после превращения деревенских земель в земли сельхозназначения, лежат в высокой траве.
На реке Снежедь находились деревни – соседняя Казарино, и наша д. Камынина, но сегодня их уже не существует.
Насущное отходит вдаль, а давность, Приблизившись, приобретает явность,… (Гёте «Фауст)
Схема проезда для потомков.
Описание из архива:
Деревня Камынина стояла на реке: Снежедь (Тульская и Орловская области), быстрые участки течения, чередуются с длинными плесами, в нижнем течении практически без плесов, шириной от 4 до 15 м., дно: чаще известняково-каменистое, реже земляное.
Вода, достаточно прозрачная даже для половодья, со студеным зеленоватым отливом на перекатах.
Один берег часто высокий ближе или дальше отстоящий от реки, изредка попадаются известняковые осыпи в реку, второй берег очень часто – обширная луговина.
Шустрые перекаты чередуются со спокойными плесами, порой затяжными.
Изредка по высокому берегу спускаются слабовыраженные известняковые осыпи, в нескольких местах они образуют в реке каменистые перекаты.
Берега полностью обнажены – лес к реке практически не подходит.
Занятие жителей – земледелие, плотничество и выделка кирпича, наш предок был хорошим печником, по словам моего дедушки Михаила Петровича Черникова.
Жили крестьяне на протяжении многих веков в «курных» избах. Это когда печь топится по «черному», без трубы - дымохода.
В печи пекли хлеб, сушили грибы и ягоды, готовили еду.
Печь согревала дом, предоставляя теплую лежанку детям и старикам.
«Белые» избы с печью из кирпича и с трубой появились лишь в середине XIX века.
До этого времени печи клали из камня и глины, крестьяне научились обжигать кирпич и класть из него печи.
Камеры для изготовления кирпичей находились у реки, под горой.
Где то я прочитал: «Время уносит материальные носители информации нашего рода, и эта работа идет без выходных.»
Документальные материалы после революции 1917г. использовались для закрытия окон, расхищались и употреблялись в качестве топлива, на самокрутки для курева. По сообщениям архивистов, „те документы, на которых строились… известные труды 19 века, по описанию быта русской жизни с древнейших времен, теперь лежат поруганные и буквально загаженные, так как разрушители и грабители в нескольких местах Дворцового архива поустроили отхожие места“».
По моему запросу, (ГАТО) «Государственный архив Тульской области» сообщил, что возможен поиск сведений о семьях по дедушке отца, Черниковых и по бабушке отца, в девичестве Буравчикова.
По материалам метрических книг Тихвинско-Богородицкой церкви с. Щетинино Белевского уезда Тульской губернии.
Ревизских сказок, подворных переписей, исповедальных росписей и подворных переписей.
Дополнительно сообщили, о возможно неполной сохранности метрических книг, исповедных росписей Тихвинско-Богородицкой церкви с. Щетинино Белевского уезда Тульской губернии.
О рождении Черникова Петра Андреева
В фонде «Тульская духовная консистория», в метрической книге Тихвинско-Богородицкой церкви с. Щетинино Белевского уезда Тульской губернии за 1871 год устанавливается событие рождения / крещения 23/24 июня 1871 года младенца Петра, № 18, пол мужской.
Родители новорожденного: деревни Камынино Батвиньева временнообязанный крестьянин Андрей Александров Черников и законная его жена Пелагея Иванова, оба православные.
Временнообязанные крестьяне — категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости в 1861 года, но не переведённых на выкуп.
За пользование землёй временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину).
Восприемники: деревни Бутырки временнообязанный крестьянин Яков Семёнов Быков и сельца Михайловка временнообязанная крестьянка Матрона Иванова Северьянова. (вероятно сестра, жены).
Мы ещё вспомним эту фамилию.
Восприемники (в просторечии крестный отец и крестная мать) — так называются лица (обыкновенно мужчина и женщина), которые при обряде крещения, в Православной церкви, ручаются перед последней за веру крещеного.
О разделе земли в д. Камынино
В фонде «Тульская губернская землеустроительная комиссия».
В деле о разделе земли на отруба Камынинского товарищества, состоящего из 8-ми домохозяев, от 13 апреля 1915 г.
Имеются сведения о разделе на отруба купленной Камынинским товариществом 8-ми домохозяев в 1904г. земли:
отвести в полную собственность разверстывающихся домохозяев взамен принадлежащих им чересполосных участков пахотной земли и прочих угодий следующие участки:
Платон Иосифов Черников, пашня – 11 дес. 596 саженей;
Михаил Антонов Черников, пашня – 4 дес. 92 сажени;
Петр Андреев Черников, пашня – 2 дес. 184 сажени; предок по отцу
Константин Никитин Буравчиков, пашня – 8 дес. 1480 саженей; предок по матери отца
Игнатий Никитин Буравчиков, пашня – 4 дес. 2025 саженей
Василий Никитин Буравчиков, пашня – 5 дес. 482 саженей;
Основание: Ф.691. Оп. 9. Д.1218. Л. 1, 11 об., 12.
Отрубы - продажа земли крестьянам, для создания единоличных хозяйств путем раздела целых селений или обществ.
О составе семьи Петра Андреевича Черникова и его хозяйстве
В фонде «Тульская губернская земская управа» в переписном листе домохозяев деревни Камынино Синдеевской волости Чернского уезда Тульской губернии за 1910-1912 гг. значится семья Петра Андреева Черникова, № 21:
Состав семьи:
Мужчины – 1) хозяин, 40 л., женат, обучен;
2) сын, 11 л., обучен;
3) сын, 9 л.;
4) сын, 7 л.;
5) сын, 2 г.;
Женщины – 1) жена, 20 л., замужем, обучена.
Скот: жеребенок – 1, лошадь – 1.
Имеется в пользовании пашни – 6,6 десятины*, сенокос – 0,2 десятины. Семья проживает в одной избе, имеет один сарай.
Основание: Ф. 4. Оп. 3. Д. 4656. Л. 21. Примечание: * 1 десятина равна 1,09 га.
5 мужчин в доме, это здорово для крестьянского хозяйства!
По спискам приходов выяснил, что в церковь, на исповедь ходили в Тихвинско-Богородицкую церковь села Щетинино Белёвского уезда.
Конечно же, я поехал туда! Но об этом чуть ниже.
В документах «Тульская духовная консистория» в исповедной росписи Тихвинско-Богородицкой церкви с. Щетинино Белевского уезда Тульской губернии за 1917 г.
В списке крестьян деревни Камынино значится семья
Петра Андреевича Черникова, запись № 238:
Петр Андреев Черников, 41 год; 1876 год рождения.
жена его Черникова (Фадеева) Параскева Владимировна, 39 лет; 1878 г. р.
дети их:
Иван, 17 лет; 1900-02 г.р. (Черников Иван Петрович)
Василий, 15 лет; 1902-03 г.р. (Черников Василий Петрович)
Михаил, 12 лет; 1905 г. р. (Черников Михаил Петрович) 4. поколение
Семен, 4 года; 1913 г. р. (Черников Семён Петрович)
Анна, 1 год. 1916 г.р. (Черникова Анна Петровна)
Был ещё сын 1909 года рождения. Умер до 1917 года.
Так же в исповедной росписи Тихвинско-Богородицкой церкви с. Щетинино Белевского уезда Тульской губернии за 1917 г. в списке крестьян деревни Камынино значится:
Вдова: Пелагея Ивановна (Северьянова) Черникова, 69лет (моя прапрабабушка)
Сын: Черников Георгий Андреев, 26лет (должен быть, Буравчиков).
Вдова: Татьяна Яковлевна Черникова, 53 года
Дети: Черникова Параскева Фёдорова, 15лет
Черников Фёдор Фёдоров, 11лет
Буравчикова (жена деда), вероятно жили одним двором у мужа Черникова и поэтому всех записывали Черниковыми.
Фамилии часто были "привязаны" не к семье, а ко двору. (Спасибо информации от Александра Деревщикова)
В «Тульская духовная консистория», в исповедной росписи Тихвинско-Богородицкой церкви с. Щетинино Белевского уезда Тульской губернии за 1918 г.
В списке крестьян деревни Камынино значится семья
Петра Андреевича Черникова, № 246:
Петр Андреевич Черников, 42 года; прадедушка 5 поколение
жена его Параскева Владимирова, 40 лет;
дети их:
Иван, 18 лет;
Василий, 16 лет;
Михаил, 13 лет; дедушка 4 поколение
Семен, 5 лет.
Основание: ГАТО Ф. 3. Оп.16. Д.56. Л.293 об.
О гражданах д. Камынино (уже Советская власть)
В фонде «Синдеевский волкомиссариат по военным делам при Чернском укомиссариате».
В именном алфавитном списке граждан селений Синдеевской волости Чернского уезда Тульской губернии, достигших 16-летнего возраста за 1919 г. значатся:
Черников Василий Петров;
Черников Андрей Герасимов. (Буравчиков, должен быть) предок по бабушке отца
Основание: Ф. Р-1810. Оп.1. Д.14. Л. 7 об.
Достигших 17-летнего возраста за 1919 г. значится:
Черников Иван Петров.
Основание: Ф. Р-1810. Оп.1. Д.14. Л.15 об.
После Великой Октябрьской социалистической революции (1917г.) в нашей стране у церкви было отнято право регистрировать «акты гражданского состояния», то есть регистрировать рождения, смерти, браки.
Всем гражданам СССР было предоставлено право свободно менять фамилии, если почему-либо они этими фамилиями недовольны.
Целые месяцы, целые годы центральная газета «Известия» изо дня в день печатала, столбец за столбцом, перечень людей, готовых на все, лишь бы избавиться от ненавистного прозвища.
Вот так могли придумывать даты рождения при оформлении документов:
Когда надо было получать документы, например, направляли от колхоза на учебу, только тогда задавались вопросом " Когда родилась?".
А родители отвечали: " То ли сажали картошку, то ли собирали..." Вот и выдумывали дату, которую официально записывали в паспорте.
Тульская область, самая большая из каменоломен в России.
Наверно самая древняя (разработки велись с 12-го века).
Со слов моего дедушки Черникова М. П., его отец и братья работали на каменоломнях. Добыча камня являлась семейной традицией.
Работы велись при слабом свете керосиновых коптилок. Добыча мраморовидного известняка издавна являлась здесь местным промыслом.
Камень откалывался железными и деревянными клиньями при помощи молотка. В забое он распиливался на блоки нужной величины.
На поверхность камень доставлялся на салазках конной тягой, об этом свидетельствуют находки полозьев, подков, следов копыт.
Работы проводились там вплоть до 1920г.
Согласно преданиям местных жителей, после 1812 году в каменоломнях работали пленные французы.
Мои предки Черниковы на дорогах русской истории.
На долю наших родных выпали: Две революции 1905 и 1917 г., Первая мировая 1914-1918 годы и Гражданская война 1918-1920 годы.
Свержение царского режима.
В январе 1918 года власть Советов была установлена в Чернском уезде, крестьяне получили землю.
Данные о жителях нашей деревни Камынино из открытых источников:
Российский Государственный Военно-исторический архив.
Особое делопроизводство по сбору и регистрации сведений о выбывших за смертью или за ранами, а также пропавших без вести воинских чинах, действующих против неприятельских армий
(1914 - 1918).
Именные списки потерь солдат и офицеров в 1-ой мировой войне 1914-1918 гг.
Черников Иван Козьмич (наш 1835г.р.)
Пропал без вести.
Место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Синдеевская вол., д. Камынино.
Место службы: 43-й Сибирский стрелковый полк, стрелок.
Дата события - 22.02.1915г.
Место события: Бабьи-Гуры, Западные Карпаты, Польша
Черников Николай Герасимович (вероятно Буравчиков)
Пропал без вести
Выбыл: д. Пжитулы, место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Селезневская вол.
Место службы: 17-й Сибирский стрелковый полк, стрелок.
Черников Константин Алексеевич
Болен, Место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Синдеевская вол., д. Камынино.
Место службы: 321-й пехотный Окский полк, рядовой.
Данные из лазарета 01.10.1916.
Черников Константин Аникеевич
Болен, место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Синдеевская вол., д. Камынино.
Место службы: 321-й пехотный Окский полк, рядовой.
Данные из лазарета 21.12.1916
Черников Николай Сергеевич
Болен, Место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Синдеевская вол., д. Михайловка, ратник.
Данные из лазарета 02.09.1915г.
Черников Филипп Андреевич
Ранен/контужен, место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Синдеевская вол., д. Камынино.
Место службы: 43-й Сибирский стрелковый полк, рядовой.
Данные из лазарета 17.08.1915г.
Черников Филипп Андреевич
Болен, место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Синдеевская вол., д. Камынино.
Место службы: 43-й Сибирский стрелковый полк, рядовой.
Данные из лазарета 09.03.1917г.
Место сражения: р. Березина
Рязанцев Сергей Иванович
Ранен/контужен 30.09.1916.
Место рождения: Тульская губ., Чернский уезд, Синдеевская вол., д. Камынино.
Место службы: Лейб-гвардии Волынский полк.
Данные из лазарета 21.12.1916
Место события: г. Луцк
Лейб-гвардии Волынский полк дрался, не обращая внимания на смерть.
Увидев в июле 1916-го на обшлагах русских гимнастерок желтую тесьму (3я гвардейская пехотная дивизия), а на планках, вдоль разреза, - темно-зеленую (четвертый полк дивизии, т.е. лейб-гвардии Волынский), враги бежали.
Этот полк и затеял февральскую революцию 1917 года.
К началу войны 1914 года в том же Чернском уезде примерно половина земли пригодной для земледелия принадлежала полутора десяткам помещиков, а другая половина, крестьянам.
Крестьяне были недовольны таким положением дел и поэтому восприняли «Декрет о земле» советского правительства, как акт социальной справедливости.
Аграрные беспорядки в Тульской губернии были и в 1905 – 1907 гг.
Теперь же, когда на дворе стоял 1917 год, по большей части дезертиры, вернувшиеся из армии в свои родные деревни и сёла, в ряде случаев натравливали своих соседей-односельчан, на помещиков.
Поджоги, захват чужой собственности и убийства имели место в Тульской губернии осенью 1917-го.
Воспоминания дворян и их потомков, переживших «черный передел» 1917/1918 гг.
Осенью 1917 г. к владельцу имения приходят крестьяне. Человек пятнадцать. В очередной раз поговорить о жизни. В основном старики, есть и средних лет, но нет среди них молодых. Почти нет.
«Задают вопросы, советуются, спрашивают опровержение волнующим слухам. Беседа затягивается…
Расходятся медленно: по двое, по трое. Не спешат уходить. Прощаются, благодарят за беседу.
Вот еще один подошел, поклонился: «спасибо тебе…»
И другой: «Хорошо, барин, растолковал нам, спасибо, только…. Только… дело-то вот ведь какое…» Умолк и стоит.
- Ну что?
- Ды вот, пока говоришь – тебе верим. Другой придет, говорить станет – будем верить ему… Потому… это рази поймешь…
Каждый, значит, свое, а мужик, он что колос на ниве, куды качнет, значит гнется один – туды…. если ветер, значит, подул….
Уходили в деревню, домой, а там их уже поджидали другие. Слышались истерические выкрики дезертиров на сходках.
И опять понималось знакомое, будоражащее темную, глубоко запрятанную слепую ярость: «Чужеспинники! Им бы за чужой, за мужицкой спиной воевать.
У мужика рук-ног много! Пусть-ка сами попробуют! Будя! Попили кровушки! Все наше будет! Нет, врешь! Вот фабрики, землю разделим, тогда заживем!»
От слов крестьяне переходили к делу, и вскоре в Тулу полетели тревожные телеграммы от землевладельцев:
- Что в имении Чернского уезда, Малоскуратовской волости, при сельце Федоровке крестьяне рубят лес, воруют гречу с поля. Просим принять экстренные охранительные меры.
- Землевладелица Чернского уезда, Малоскуратовской волости, имения Казарино подала вчера в следственную комиссию заявление, в котором пишет, что крестьяне сельца Казарино ограбили и разгромили во время её отсутствия всю обстановку в её доме, проникнув в него через разбитые окна со стороны сада.
- Получила от старосты экономии извещение, в котором говорится, что крестьяне хозяйничают в её усадьбе. Повесили на амбарах и кладовых свои замки и выдают по своему усмотрению муку и прочие продукты её служащим.
Просит следственную комиссию сделать соответствующее распоряжение о выдворении крестьян из её имения.
В январе 1918 года власть Советов была установлена в Чернском уезде, крестьяне получили землю.
Потом период Гражданской войны 1918-1920 годы.
1918 год оказался неурожайным, не хватало хлеба, ситца, обуви, керосина.
Испокон века дрова для топки печей брали из общинного леса бесплатно. Советская власть объявила леса государственным имуществом и установила твердые расценки на порубку леса.
В период с 1921 по 1928 годы был объявлен НЭП (Новая Экономическая Политика).
Настало не изобилие, но относительное благополучие;
При НЭПе были разрешены свобода торговли, частное предпринимательство, в деревнях заработали частные маслобойни, кузницы, шерстобитки, мельницы.
По рассказам дедушки, кто работящий, стали жить хорошо в те годы: сеяли рожь, овес, лен, выращивали овощи, держали скотину.
Благополучие деревни росло. Доля работящих, середняцких хозяйств увеличилась.
Крепкие середняки и зажиточные крестьяне были способны спасти от голода бедняков и малоимущих: в случае нужды, несмотря на кабальные условия займа, было, у кого одолжить продукты до нового урожая.
Позднее, в период коллективизации и голода крестьяне нередко просили: «Верните кулаков, они нас накормят».
А мы помним, что у нашего прадеда 4 сына. Жили как все крестьянские семьи, только трудились с утра и допоздна!
Но потом начался период «коллективизации» и «раскулачивания»: кулаками и подкулачниками считались все семьи, имевшие более одной лошади, или одной коровы, или 10 овец.
Такие семьи подлежали ссылке, и чтобы избежать этого, крестьяне вынуждены были «добровольно» отдать во вновь образованный колхоз лошадей и коров.
Держать собственную скотину не запретили, но обложили это право налогом в 3 литра молока ежедневно.
Деревенских жителей вынуждали вступать в колхоз.
Колхозы в Белевском, Чернском районе образованы были в ходе всеобщей коллективизации не ранее 1929 года.
Как и другие крестьянские семьи, наши предки держали корову и овец, что впоследствии спасло жизнь им, их детям и соответственно мне!
В обзорах и донесениях в ЧК указывается, что значительное распространение на рубеже 1920 – 1930-х гг. получили такие формы борьбы, как кулацкие группировки и собрания.
О проведении тайных, оппозиционных собраний сообщалось и из д. Щетинино Арсеньевского района Тульской губернии:
«Ничего не пожалею, последнюю корову отдам, лишь бы уничтожить эту проклятую власть», - заявляли некоторые из зажиточных крестьян.
Выдвигали лозунг: «Долой коммунистов-самозванцев, долой Советскую власть».
Крестьяне негодовали: «На кой нам черт соввласть, мы не понесем налога и не будем его платить».
Звучали требовали: «Дайте нам оружие, мы знаем, что делать» и т.п.
Требовали крестьяне: «Соввласть без коммунистов».
В 1928 году в Тульской губерниях была введена карточная система на хлеб, а затем и на другие продовольственные, а также промышленные товары народного потребления.
Помимо хлеба нормированное распределение коснулось сахара, масла, мяса, чая и других продуктов.
С мест сообщалось, что появляются огромные очереди за сахаром, мылом и солью.
Люди стояли в них с пяти утра.
Мой дедушка, Черников Михаил Петрович очень скупо вспоминал это время, но вот его слова: «Вместе с братьями мы много работали (5 братьев и 2 сестры), при НЭПе 1920годы, стали лучше жить.
После смерти Ленина, политику НЭПа свернули.
Только стали вставать на ноги: имели лошадь, корову, молотилку, веялку - всё отобрали».
Во время коллективизации 1930-31г. были раскулачены красными.
(Его стиль сохранён).
В конце 1929г. начале 1930г. наша семья Черниковых, по воспоминаниям брата дедушки Черникова Ильи Петровича (переданные через рассказ его сына):
Попала в списки врагов народа (подкулачники), что грозило соответствующими последствиями.
По совету соседей из близкой деревни, но относящейся к соседней волости, (где списки к раскулачиванию уже были составлены), они решили разобрать дом и переехать из д. Камынино (Синдеевская волость, Чернского уезда.)
В соседнею д. Казарино, (Мало-Скуратовская волость, Чернского уезда.)
Между деревнями, примерно 2 км.
Они перебрались сами, не дожидаясь, когда придёт беда.
Построили большой дом, на всех родных и далее жили в деревне Казарино.
(Воспоминания родственницы Буравчиковой Е.П., которая родилась в 1931 году, сейчас на 2021год ей 90 лет и дай бог ей здоровья, есть у кого спросить!)
В анкетах, я это вижу, потом путаются то пишут, что родились в
д. Камынино, то в д. Казарино.
Местные их называли переселенцы, жили на краю деревни.
Это поведал мне местный житель, который приезжал проведать места детства, когда я там был в мае 2017года.
Поиск в базе данных: "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Тульской обл.
Черников Михаил Григорьевич
Дата рождения: 1898 г.
Место рождения: Тульская обл., Епифанский р-н, дер. Прощеный Колодезь
Пол: мужчина
Приговор: ВМН (высшая мера наказания)
Дата расстрела: 2 января 1938 г.
Известных мне, наших самых близких там не нашёл, и слава богу.
Хотя о уехавших или сосланных в Сибирь и вернувшихся в 1946г., рассказы слышал, но эту тему никто не раскрывает, а больше спросить уже некого.
В 1926–1927г. существовало: Правление потребительского кооперативного хозяйства, д. Казарино
О деревне Казарино
В фонде «Статистический отдел Тульского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», в поселенном бланке похозяйственной записи за 1927 г. по Чернскому району имеются сведения
о деревне Казарино № 1 Казаринского сельсовета Чернского района:
Состав земельных общин населенного пункта – 1, базаров нет.
Население сбывает продукты сельского хозяйства на станции Выползово, в деревне Кресты и на ссыпном пункте деревни Кресты, расстояние до которой 5 верст по грунтовой дороге.
В деревне Кресты население закупает предметы первой необходимости и домашнего обихода, в г.Чернь сельхозинвентарь и орудия земледелия.
В деревне из промышленных предприятий имеется:
просорушка – 1, конные молотилки – 2, веялки –2.
Казарино № 2 Казаринского сельсовета Чернского района: состав земельных общин населенного пункта – 1, базаров нет.
Население сбывает продукты на станции Выползово, деревне Кресты и в городе Черни, расстояние до которого по грунтовой дороге 12 верст.
В деревне из промышленных предприятий имеется: паровая мельница с просорушкой и крупорушкой– 1, маслобойка –1.
Основание: ГАТО, Ф. Р-437. Оп.1. Д.1719. Л. 55-56.
В архивном фонде «Земельное управление Тульского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов»
В списках сельскохозяйственных кооперативных товариществ по районам Тульской губернии за 1927 г. имеются сведения о наличии в деревне Казарино дикой (так в документе) сельскохозяйственной артели.
Основание: ГАТО, Ф. Р-155. Оп.1. Д.5693. Л. 12.
В архивном фонде «Тульский окружной союз коллективных хозяйств Московского областного союза коллективных хозяйств "Москолхозсоюз" г. Тула».
В списках колхозов, коммун и артелей по районам Тульского округа за 1930г. значится Казаринский колхоз с частичной коллективизацией.
Основание: ГАТО, Ф. Р-644. Оп.1. Д.241. Л. 108.
В деревнях, крестьянский двор объединял две, три, а иногда и больше семей.
Разрастающимся семьям становилось все теснее в деревнях и селах, и крестьяне устремляются на заработки в близлежащие города.
Паспортов крестьянам не давали, и вырваться из деревни было трудно, разве что завербоваться на какое-нибудь строительство.
Кто оставался, решали, что лучше уж идти в колхоз, нежели в Сибирь.
С середины января 1930г. по Тульским селам начался массовый убой скота. По ночам крестьяне забивали свиней, коров, овец, лишь бы избежать «обобщения».
Весной 1930 года в округе вводятся хлебные карточки, которые просуществовали до 1 января 1935 года.
Потом, уже опасаясь роста недовольства крестьян и голода, власть с началом весеннего сева 1930г. приостановила раскулачивание и приступила к проверке правильности раскулачивания.
Постепенно давление власти на крестьянина, принуждение и раскулачивание, подтолкнуло многих жителей уезжать в города.
После 1930г. началось массовое бегство крестьян в Москву и Тулу.
Так мой дед Черников М.П. после службы в РККА (Рабоче - крестьянская красная армии), читая письма от родных, решил не возвращаться в деревню, а завербовался учеником, на завод «Серп и Молот» в Москве.
В 1920-30-е годы происходил исход из деревни на фабрики, многие ушли в города и сейчас мы, их наследники Черниковы, благодаря этому живём в Москве.
Кто не выступал против вступления в колхозы, их власть не трогала.
Многие кулаки, прощаясь с инвентарем и своим скотом, молчали, ибо понимали, что идти против течения трудно.
В 30 – е годы, тульские безбожники усилили кампанию борьбы за закрытие церквей.
В это время начали сносить колокольни и в нашем районе 1930 –1931 гг.
Конечно же, в 2017 году, я поехал под Тулу, в Чернский район искать село Щетинино, где был церковный приход моих предков..
Навигатор исправно вёл по окраине распаханных чернозёмных полей, не проходимых в дождливую погоду.
Местный дачник, обрабатывающий свой участок, доставшийся ему от предков, оторвался от своих насущных дел.
Спасибо ему, проводил меня к церкви, заросшей порослью деревьев.
Я стоял и прислушивался к тишине. Прислонился к руинам, разрушенной церкви, в приход которой входила наша деревня Камынино.
Когда-то здесь стояли и молились десятки моих предков, крепостных крестьян. Здесь их крестили, венчали, отпевали, учили грамоте и хоронили.
В местном народном придании сохранилось сказание о том, что первая деревянная церковь построена в 1695 г. более 300 лет тому назад на месте явленной иконы св. вмчк. Георгия, обретенной на дереве в лесу пустоши Хмелевой поляны, переименованной впоследствии в село Щетинино.
Это мне поведал местный провожатый, глубока память крестьян!
(Всё подтвердилось потом в интернете.)
В 1930 годах, церковь в д. Щетинино, большевики пытались разобрать для стройки, и не смогли разрушить старую кладку, замешанную на яйцах, даже взрывами. Кирпич крошился и превращался в пыль.
Рядом с разрушенной церковью, хаотично разбросанные могильные холмики.
Это старое кладбище, где похоронены наши предки.
Значительная часть старых захоронений уничтожена временем.
Война 1941г быстро дошла до места жительства наших предков.
Война для жителей села, оказалась неожиданной, но паники не было.
Старики успокаивали: немцев скоро прогоним.
Они помнили Первую мировую, когда немцев далеко внутрь России не пустили и призванные на войну вернулись живыми и невредимыми.
25 октября фашисты вошли в город Чернь, в наступление перешли все соединения танковой армии Гудериана.
Все танки 24-го корпуса вермахта были сведены в одну группу и вместе с элитным пехотным полком «Великая Германия» образовали авангард — ударную группу. 29-я моторизованная пехотная дивизия (из-за своей характерной эмблемы ещё известна как «Фальке» — «Сокол») — боевое соединение вермахта.
Передовой отряд 43 пехотного корпуса немецкой армии в составе двух полков вступил в деревню Камынино, стояли до 31 декабря 1941 года.
По воспоминаниям очевидцев в составе корпуса были венгры и рыжие финны. Они лютовали даже в начале войны, в отличие от немцев.
Передовой отряд 43 пехотного корпуса немецкой армии, мотоциклисты в составе двух полков расположился в окрестностях д. Казарино, Камынино.
Упоминаемой родственнице, Буравчиковой Е.П. тогда было 10 лет.
С её слов: Немцы шли по большаку (дороге), деревню от дороги отделяла речка, а моста не было, переход был по валунам, (местные знали где переходить) зимой переезжали на санях.
В деревнях в это время оставались женщины, старики и подростки. Жили под немцами около 2-х месяцев. Период оккупации был недолгим – с октября по декабрь 1941 года.
Немцы ночевали одну ночь, в их доме. Забрали одеяло шерстяное. Курам отрывали головы, для готовки.
Забрали эмалированный сервизик, чайный.
Крыша дома была покрыта соломой, немцы затопили печь, искры посыпались на крышу, её мама сказала немцу: «пан, так не топят и сама затопила», он её не тронул.
Они были нормальные, когда наступали, дал шоколадку.
Её мама изображала, что дети вшивые, чесала их, что бы немцы не подходили.
Зарезали быка колхозного, племенного, (старшая сестра и другие взрослые дети, колхозных лошадей угнали далеко в поля).
Их корова убежала, немцы не закрыли ворота.
Убили старика соседа, поленом по голове, что то он к ним приставал, пытался объяснить.
Когда отступали под Новый год 1941г, рассказывает, было страшно. Немцы в женских платках, злые форма была лёгкая, пилоточки.
Перед самым отходом немцы ворвались в дом. Один сорвал с маминых ног валенки-бурки.
Немцы отступали через д. Казарина т.к. она рядом с дорогой и забирали мужчин показывать дорогу.
Деревня Камынино она в стороне от дороги и ещё через речку. Казаринские старики одевались в женскую одежду (панёва) и приходили прятаться в Камынино.
Радио не было, что происходит в стране, не знали.
Гибель прадедушки:
В декабре 1941г. немцы погнали людей чистить снег на железнодорожную станцию Малое Скуратово, среди них был и прадедушка Черников Петр Андреевич после чего, заболел и умер.
Ему было 65 лет. 5 поколение
Жена: Черникова (Фадеева) Параскева (Прасковья) Владимировна 1878 (1891?) - 1939г. русская, православная, крестьянка, обучена.
Мои предки и родственники На сайте Память народа
Стелла павшим воинам, установлена в д. М. Скуратово, Чернский район. 2017год.
На ней выбиты фамилии павших в том числе и наших предков.
В 2018г. при очередной поездке на родину предков.
Дальний родственник, местный житель: Разуваев Андрей подсказал, что есть ещё один Черников, проживает в дер. Малое Скуратово, поехал, нашёл, пообщался.
У него дед из д. Михайловка потом они жили в д. Камынино Черников Филипп Петрович 1906-1941гг.
Погиб в ВОВ, под Брянском.
Пообщался с его внуком Черников Александр Анатольевич, он помнит, что его бабушка вспоминала родственников Буравчиковых.
Съездили с ним в деревни Камынино, Казарино и Михайловку 12.08.2018год.
На стелле погибшим воинам в д. Малое Скуратово, есть надпись Черников Ф.П.
Подтвердились по рассказам его бабушки и Буравчиковой Екатерины Петровны, лояльность фашистов в первый год наступления 1941г. к местным жителям и зверства рыжих финнов и венгров (мадьяров).
Венгерские войска отличались жестоким обращением с мирным населением.
«Немецкий солдат в битве — воин, но не жандарм. Для таких «задач по умиротворению» более пригодны венгры» так считали сами немцы.
Немцам стало совершенно очевидно, что мадьярские лёгкие дивизии, кроме карательных акций, более ни на что не годны.
Венгерские войска сражались с Красной Армией до мая 1945 года.
В последствии советские солдаты, венгров старались не брать в плен, сразу в расход.
Жизнь продолжалась.
Затем уже, когда система была более или менее отработана, когда появились первые ростки культурной жизни на селе, когда стали получать хорошие урожаи, колхозы превратились в привычную форму существования.
О колхозе деревни Камынино за 1944 г.
В фонде «Управление сельского хозяйства исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов»,
В годовом отчете о работе колхоза «Камынино» Михайловского сельсовета Чернского района Тульской области за 1944 г. имеются следующие сведения:
Население колхоза 70 человек, из них трудоспособных мужчин от 16 до 60 - 10 человек, женщин от 16 до 55 - 20 человек, 6 подростков, число бригад – 1 численностью 32 человека.
За год в колхозе получено 3667 л молока, 944 яйца.
Фактически засеяно на полях пшеницей 9 га, рожью 75 га, овсом 23 га, гречихой 3 га, картофелем 14 га, капустой 0,85 га, огурцы 0,5 га, корнеплоды 1 га.
В колхозе имеется крупнорогатого скота 19 голов, свиней 4, овец 4, лошадей 4, кур 49.
Имеются следующие сельхозмашины: 5 конных плугов, 9 борон, 3 жатки, 2 картофелесажалки, 1 молотилка, 1 веялка, 2 повозки, 2 саней.
Средняя выдача колхозником на один трудодень составила 260 гр. овощей и 2 кг соломы и 2 кг мякины.
Председатель колхоза Черникова Екатерина Нефедовна.
Основание: ГАТО, Ф.Р-2248. Оп. 6. Д.2440. Л. 7 - 12 об.
Сестра погибшего в ВОВ, Черникова Александра Нефедовича.
Мужчин в деревне не осталось, вот женщины и рулили.
О колхозе деревни Камынино за 1945 г.
В фонде «Управление сельского хозяйства исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов».
В годовом отчете о работе колхоза «Камынино» Михайловского сельсовета Чернского района Тульской области за 1945 г. имеются следующие сведения:
Население колхоза 62 человек, из них трудоспособных мужчин от 16 до 60 - 8 человек, женщин от 16 до 55 - 22 человек, 6 подростков, число бригад – 1 численностью 36 человека.
За год в колхозе получено 6945 л молока, мяса 70 кг, 10 кг шерсти, 1005 яиц.
Фактически засеяно на полях пшеницей 11 га, рожью 66 га, овсом 45 га, гречихой 10 га, картофелем 12 га, капустой 0,8 га, огурцы 0,3 га, корнеплоды 0,38 га.
В колхозе имеется крупнорогатого скота 19 голов, свиней 2, овец 7, кур 34, лошадей 2.
Имеются следующие сельхозмашины: 3 конных плуга, 3 бороны, 3 жатки, 4 культиватора, 1 молотилка, 1 веялка, 4 повозки, 3 саней.
Средняя выдача колхозником на один трудодень составила деньгами 0,02 рубля, зерна 150 гр., 950 гр. соломы.
Председатель колхоза Черников Василий Андреевич.
Брат моего прадеда.
Основание: ГАТО, Ф.Р-2248. Оп. 6. Д.3322. Л. 8-14 об.
Черников Петр Андреев 23.06.1871- +12.1941г. 5. поколение
Черников Георгий Андреев 1891 г.р.- +после 1917 года.
Черников Василий Андреев г.р. после 1892г. - +после 1945г. (в 1945году, председатель колхоза «Камынино»)
и ещё 2 сестры.
Колхозы постоянно обновлялись, меняли уставы и названия.
В газете часто колхозы называли сельхозартелями, но далее в той же статье - "колхозники", "председатель колхоза".
Сельскохозяйственная артель (производственный кооператив), в которой обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства — рабочий скот, техника, оборудование, продуктивный скот, хозяйственные постройки и т. д.
В личной собственности крестьян оставались жилой дом и подсобное хозяйство (в том числе продуктивный скот), размеры которого ограничивались уставом артели.
Доходы распределялись по количеству и качеству труда (по трудодням).
О колхозах в 1947 г. (из газеты)
21 января 1947 года: «Воскресник по сбору местных удобрений»
Комсомольцы сельхозартели «Правда» Михайловского сельсовета обязались помочь своим колхозникам в подготовке к весеннему севу. Они решили провести воскресник по сбору местных удобрений.
Своё слово комсомольцы сдержали. 19 января воскресник был проведён.
Члены ВЛКСМ Т. Дуничева, М.Кузьмичёва и Е. Северьянова собрали 1,5 центнера золы и 5 центнеров птичьего помёта.
На следующий день они взялись за вывозку навоза с колхозных и скотных дворов. На это дело привлечены и молодые колхозники А.Черникова, А.Северьянова и др.
В колхозе отремонтирован весь сельхозинвентарь, сбруя и повозки.
На площади 10 га озимых посевов проведено снегозадержание.
Н.Митрофанов, секретарь Михайловской парторганизации,
П.Алексеева, секретарь сельсовета
А.Черникова, А.Северьянова, Е. Северьянова – это точно, наши дальние родственники, нашли меня в 2018г, через интернет и мы переписываемся.
В следующем тексте погружаюсь в эпоху Российской империи.
6. поколение Пра-пра-дедушка:
Черников Андрей Александров 11.08.1851 -1910?г, русский, православный, крестьянин. Чернского уезда, Тульской губернии, деревня Камынино (Михайловка), временнообязанный крестьянин Андрей Александров Черников и законная жена его Черникова (Северьянова) Пелагея Иванова, 1840-1848г.р.- после1917г. из села Михайловка оба православные.