Найти тему
Оксенфуртская академия

Закулисье Гарри Поттера. Интересные факты о съемках любимой истории

Оглавление

Съемки такого масштабного киносериала как "Гарри Поттер" - сложный процесс, в котором задействованы тысячи людей самых разных профессий. Однако, большая часть проделанной работы, как правило, остается без внимания зрителей.

Труд костюмеров и дизайнеров, осветителей и инженеров, специалистов по практическим и компьютерным эффектам мы привыкли воспринимать как должное, совершенно не задумываясь сколько усилий было вложено в создание даже самых крошечных деталей, и с какими трудностями пришлось справиться команде.

Приветствую, студенты-подписчики и просто вольные слушатели Оксенфуртской Академии. Я продолжаю свой рассказ об интересных фактах, связанных со съемками фильмов о Гарри Поттере. Ссылки на два предыдущих выпуска рубрики "Закулисье Гарри Поттера", один из которых полностью посвящен тайнам создания магических существ, вы найдете в конце статьи. Приятного просмотра!

Платформа, которой нет

"Платформа 9 и 3/4" - один из самых узнаваемых атрибутов истории о мальчике, который выжил. А для поклонников творчества Джоан Роулинг, которые имеют возможность посетить Лондон, это ещё и обязательное место своеобразного паломничества, ведь по канону магическая платформа находится на реально существующем "магловском" вокзале Кингс-Кросс.

Логично было бы предположить, что и съемки соответствующих сцен проходили, так сказать, на натуре. Однако, тут все не так просто. Во-первых, как оказалось, платформы 9 и 10 находятся не в основном здании, а где-то сбоку. А во-вторых, между ними просто нет барьера, сквозь который волшебники могли бы пройти.

-2

Как признается сама Роулинг, она придумала и описала платформу, когда жила не в Лондоне, а в Манчестере, и просто неправильно визуализировала реальный Кингс-Кросс, да и вообще думала совсем о другом вокзале (Юстоне).

I wrote Platform 9 3/4 when I was living in Manchester, and I wrongly visualised the platforms, and I was actually thinking of Euston, so anyone who's actually been to the real platforms 9 and 10 in King's Cross will realise they don't bear a great resemblance to the platforms 9 and 10 as described in the book. So that's just me coming clean, there. I was in Manchester; I couldn't check.
  • Джоан Роулинг

Но несмотря на все это, съемки действительно происходили на настоящем вокзале Кингс-Кросс, но вместо платформ 9 и 10 использовали "барьер" между 4 и 5 платформами, которые как раз расположены в основном здании вокзала.

-3

И даже "Хогвартс-экспресс" из фильма - это настоящий паровоз 1937 года. Как утверждается в книге "Гарри Поттер. Рождение легенды", его буквально нашли на складе металлолома в Южном Уэльсе и восстановили специально для съемок.

-4

Разумеется, очень многие поклонники волшебного мира Джоан Роулинг считают делом чести самолично посетить барьер между платформами 9 и 10 и попробовать пройти сквозь него. Но так как реальность полна разочарований, а такого барьера попросту никогда не существовало, на вокзале создали свою "Платформу 9 и 3/4", которая приковала к себе все внимание туристов. И скорее всего вы уже где-то видели фотографии оттуда, на которых изображены люди с наполовину прошедшей сквозь стену тележкой.

-5

По невероятному совпадению прямо в двух шагах от тележки в стене находится тематический магазинчик, в котором воодушевленные фанаты могут потратить все свои деньги на сувениры. Более того, его сотрудники, согласно отзывам в интернете, бесплатно раздают желающим сфотографироваться шарф одного из факультетов и волшебную палочку (по желанию можно взять ещё и очки). Сама фотография с тележкой платная, но если вы сделаете её самостоятельно, то никто с вас денег не потребует. Опять же, это согласно отзывам туристов. К слову, они же утверждают, что на ночь тележку убирают.

-6

Эффектный квиддич

Но вот если с "Платформой 9 и 3/4" у постановщиков было неплохое подспорье в виде целого вокзала, то над визуализацией квиддича им пришлось работать практически с нуля.

Прежде всего режиссер Крис Коламбус задумался над тем, как не просто перенести спорт волшебников на большой экран, но и сделать его по настоящему зрелищным.

- Невозможно передать ощущение скорости, если просто показать движения игрока на фоне отдаленного пейзажа. Нужна точка отсчета, - объясняет Крис. - Поэтому мы придумали башни для болельщиков - игроки летают вокруг них, создавая иллюзию скорости.
  • "Гарри Поттер. Рождение легенды"
-7

Да, узнаваемый дизайн стадиона с башнями для болельщиков выполняет не только эстетическую, но и вполне себе практическую функцию, помогая зрителям ощутить невероятную скорость, с которой носятся игроки на метлах. Более того, первоначально планировалось построить не просто макет, как это было с Хогвартсом, а настоящий стадион в натуральную величину где-то в Шотландии. Но в конечном итоге от этой идеи отказались, ограничившись основанием и верхушкой одной из башен внутри павильона. Остальной стадион был полностью смоделирован на компьютере.

-8

Как, собственно, и сама игра. Каждого актера снимали отдельно на фоне хромакея, т.е, как это принято говорить, "зеленого экрана" (хотя он может быть и другого цвета), а затем все эти заготовки объединялись в единую целостную картину. Но огромных усилий и временных затрат стоило не только добавить актеров на несуществующее поле и заставить их взаимодействовать друг с другом, но и банально продумать расположение каждого игрока в любой момент сцены и составить подробную раскадровку матча. А без такой предварительной подготовки никто банально не приступит к самим съемкам, ведь любая ошибка может серьезно осложнить работу специалистов по визуальным эффектам.

-9

Но, разумеется, технический прогресс не стоит на месте, а потому от фильма к фильму подход к созданию квиддича несколько менялся. Так, например, в некоторых сценах актеров начали снимать вместе, что значительно упростило процесс постобработки. А для выполнения сложных и зрелищных воздушных трюков их вообще начали подменять полностью цифровыми двойниками.

Мантии игроков развеваются и хлопают на ветру, а цифровые копии игроков выделывают такие фигуры высшего пилотажа, которые настоящий актер никогда в жизни не смог бы исполнить.
  • Тим Берк, руководитель отдела визуальных эффектов (начиная с "Кубка огня")

Шах и Мат

Игра в гигантские волшебные шахматы - одна из самых запоминающихся сцен первого фильма. А после его просмотра многие захотели себе именно такие фигурки, даже если они не будут двигаться, ведь это наверняка было сделано на компьютере. Ведь так?

-10

Как оказалось, нет! Для съемок "Философского камня" изготовили гигантскую шахматную доску и фигуры, самые высокие из которых достигали трех с половиной метров. Но мало того, они ещё и двигались, пусть медленно, но это действительно происходило на съемочной площадке.

Съемка движущейся камерой, в то время как фигуры механически передвигались по доске, создавала ощущение настоящего ужаса. Мы рассуждали, что хорошо бы прибавить фигурам скорости, но в конечном итоге мне нравится, что сцена была снята в своем собственном темпе.
  • Крис Коламбус, режиссер

Думаю, детям-актерам в условиях, когда на них надвигались зловещие каменные фигуры, совсем нетрудно было изобразить страх, не говоря уже о моментах, когда шахматы сражались между собой, разлетаясь на куски. Управляли фигурами, кстати, дистанционно с помощью радио.

Было жутко интересно! Декорации были здоровенные, а когда фигуры разлетались на куски, это было невероятно! Я сохранил на память кусочек коня. Было классно!
  • Руперт Гринт (Рон)
-11

В этой сцене компьютерная графика использовалась минимально, лишь в те моменты, когда фигуры должны были выполнить сложные или быстрые движения, на которые не был способен их механизм. Например, в сцене с пешками, которые выхватывают свои мечи и преграждают троице путь, мы видим именно компьютерные эффекты.

И не дышать!

На самом деле даже сыграть мертвеца не так просто, ведь актерам, изображающим их в кино, приходится лежать неподвижно довольно долго и при этом не подавать никаких признаков жизни. Наверняка вы и сами хоть раз пытались притвориться бездыханным, но как назло спустя мгновения обязательно хотелось глубокого вдохнуть или почесаться.

Если говорить про "Гарри Поттера", то в подобной ситуации могли оказаться актеры, исполнившие в "Тайной комнате" роли учеников, повстречавших василиска. Но не волнуйтесь, никто не заставлял детей изображать статуи.

Вместо живых актеров было решено использовать их копии, но не цифровые, смоделированные на компьютере, а гипсовые, созданные по методике слепка по живому.

-12

Лицо актера покрывали специальным веществом под названием "альгинат", которое обычно применяют в стоматологии (для создания слепков зубов), и дожидались пока оно не застынет. Затем его дополнительно обматывали бинтами, пропитанным гипсом. Спустя некоторое время твердую маску разрезали, высвобождая актера, а получившуюся форму использовали для создания его реалистичной гипсовой копии.

Методика старая, но ничего лучше пока не придумали для передачи текстуры кожи, со всеми порами, веснушками и морщинками.
  • Ник Дадмен, специалист по спецэффектам

Результат действительно впечатляет, а отличить получившийся манекен от живого актера практически невозможно. К тому же подобные слепки также можно использовать для создания полноценной компьютерной копии актера или масок для дублеров.

Хагрид все усложняет

В одном из прошлых выпусков я довольно подробно затрагивал тему эффектов, связанных с Хагридом. Для создания великана и убедительного его взаимодействия с актерами использовался целый комплекс разнообразных приемов и хитростей, а потому каждое появление лесничего в одном кадре с другими актерами создавало определенные сложности для постановщиков.

-13

Например, давайте разберем сцену первого урока Хагрида в качестве профессора из "Узника Азкабана". На общих планах, скорее всего использовался высокий дублер с протезным гримом на лице, а Робби Колтрейн, исполнивший роль Хагрида, нужен был только для крупных планов. Тут все довольно просто и даже очевидно, ровно до тех пор, пока в дело не вмешивается Малфой, решивший оскорбить Клювокрыла.

-14

Драко оказывается ранен, и его срочно необходимо доставить в Больничное крыло, для чего Хагрид берет его на руки. И как же это было реализовано? Двухметровый дублер хоть и кажется высоким, но ему все же далеко до нашего Рубеуса. Он хорош для общих планов, где разницу заметить трудно и её легко скрыть правильно подобранным ракурсом. А сейчас необходимо показать довольно тесное взаимодействие персонажей и несоответствие их размеров будет слишком бросаться в глаза.

В этот раз постановщики решили пойти от противного: если визуально увеличить Хагрида не получается, то следует просто уменьшить Малфоя. Гениально!

На помощь пришла та же технология слепка по живому, которую использовали для создания манекенов в прошлом фильме. Правда гипсовая копия Драко была уменьшена на 30%, чтобы великан на её фоне казался больше. С ней, кстати, связана небольшая забавная история, которой поделился Том Фелтон (Драко):

В тот день на площадке была моя мама. А я ей: "О смотри, вон я мертвый валяюсь на полу!" Маме чуть плохо не стало. Я просил разрешить мне забрать манекен. Было бы здорово уложить его в постель, а самому сбежать или что-нибудь такое. Но мама бы не оценила. Она была в ужасе - значит, качественно сделали манекен.
-15

К слову, в самом фильме можно заметить, что Хагрид уносит манекен, а не самого актера, ведь когда Малфой произносит "Ты об этом пожалеешь", его губы не двигаются.

Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением о прочитанном в комментариях, а также подписываться на канал и группу ВКонтакте, чтобы не пропустить продолжение и другие интересные статьи.

Вам также может быть интересно: