Найти тему
Graf

Сказка это отражение былой цивилизации или прародитель фантастики

Когда читаешь сказки то узнаешь в них современные предметы, хрустальный гроб - это камера анабиоза, ковер самолет – Су-27, эти аналогии очень хорошо рассмотрены в статье СЕРАЯ ПРЕSSА по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5faeb2bb7a9f464aad9a7264/vstretilis-kakto-alisa-siri-i-marusia-razgovorilis-618ce941f9252f688e2511f0?&%20.

Я же попробую подойти к этому вопросу с другой стороны. Сказка это прародитель современной фантастики люди мечтали так же как сейчас мечтает Сергей Лукьяненко или Макс Максимов. Для нас их фантастика кажется приличной а вот та же фантастика Беляева с его полетом на луну уже немного наивной. Что же тогда говорить о фантастике (сказках) написанных 200-300 лет назад.

К примеру рассмотрим сказку Емеля основной сюжет, главный герой ловит Щуку которая исполняет желания Емели и дарует ему самодвижущуюся печь на которой он рассекает по деревне так же как «новые русские» рассекали по нашим городам в 90е на мерседесе. Представим себя в роли писателя (хотя неверно писателей тогда еще не было) в роли рассказчика который услышал сказку Алладин и решил переделать её на русский манер. Алладин – Емеля, Джин – щука, Ковер самолет – печка, аналогия прямая. И вот сидит наш горе автор и придумывает, что бы меня не записали в плагиатчики перенесу кая действие в русскую деревню зимой, пусть у меня щука исполняет желание. А какие желания могут быть у русского крестьянина зимой в сорокоградусные морозы? Лежать дома на теплой печки и ничего не делать. А тут какой то царь требует тащится через темный лес в мороз. Нужно главному герою дать средство передвижение. На ковре самолете хорошо летать в пустыне когда тебя обдувает встречным воздухом, а вот зимой такое приключение не подарок, тот кто на мотоцикле ездил зимой меня поймет. Значит нужно что то крутое но теплое к примеру дом. Но Дом нельзя он уже занят бабой Ягой и слушатель домик на курьих ножках у положительного героя не оценит. Другие варианты? Печь самое то. Тепло, движется и пирожки печет. А главное так фантастично (с точки зрения крестьянина 12го века.)

Но намного интереснее рассмотреть с точки современного человека пещеру Али-Бабы с кучей золота. Автор в предыдущей статье предполагает что это автоматические ворота давно заброшенного звездолета с голосовым управлением. А теперь давайте порассуждаем с точки зрения современного человека. В наш век такое управление сделать не вопрос. Накупил всяких прибамбасов в Китае и вперед… но есть одно но.

Опишу ситуацию: наш любимый Авто ВАЗ решил выпустить новую модель Лады с голосовым управлением, круто же подходишь к своей ласточке громко говоришь «машина откройся» и она открывается. Вот только приехали вы за покупками к торговому центру припарковались ушли на шоппинг, а в это время к Вашей машине подошел дядя и сказал «машина откройся» и все увели ласточку. Что делать? Нужен пароль «c3P0&R2д2* откройся» такой пароль явно соответствует политики Касперского и явно его будет сложно взломать. Вот только фишка в том что этот пароль нужно кричать на всю парковку и его будут слышать все и потом смогут в Ваше отсутствие повторить (что кстати и сделал Али-баба) в общем тут явно требуется двухуровневая идентификация что то вроде сканирования сетчатки глаза лазерным лучом с 10 метров на подходе к машине. Сетчатка глаза надежнее голоса её не запишешь не украдешь, А если украдут то тогда и машина уже будет не нужна. При таких технологиях зачем голосовое управление? Выкидываем его в топку и оставляем только сетчатку глаза.

Кто то скажет у нас же не машина а космический корабль его не паркуют у торговых центров. Согласен но тогда зачем сложности с паролем достаточно «Звездолет откройся». Хотя может у наших «колонистов» звездолеты назывались «Сезам», но тогда скажите мне зачем эти самые колонисты именем звездолета назвали какую то траву? Вам не кажется это странным. А вот с точки зрения писателя и закручивания сюжета где плохой братец остается в запертой пещере и забывает волшебные слова и перебирает названия всех растений до прихода разбойников очень даже логично.

Теперь рассмотрим третью сказку О семи богатырях и спящей царевне которая спит в хрустальном гробе так похожем на камеру анабиоза. И вроде все логично анабиозная камера прозрачна значит хрусталь, царевна спит сто лет и не стареет значит анабиоз. Вот только детали описания все портят цитирую сказку:

Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили;

Давайте подумаем гроб хрустальный на цепях чугунных с точки зрения современного человека зачем вешать анабиозную камеру на цепи? Не на железные веревки (стальные канаты, которые будут явно крепче чугунных цепей) а именно на цепи и именно вешать. Это сделано специально что бы при жесткой посадке камеру со всей силы долбануло об переборку? Или что бы не так сильно трясло на ухабах.

А ларчик тут открывается просто, писателю нужно было показать что её хранят не как девушку легкого поведения в обычном ящике из наструганных досок. А как богатую королеву, а что может быть богаче Хрустального гроба? Я думаю для 19го века такой гроб был бы дороже чем золотой да и по сюжету принц должен видеть избранницу, ну а цепи чугунные тоже недешевы и отражают вес и стать гроба аж шесть цепей потребовалось тут явно парой тон хрусталя веет. и рифму тоже нужно выдержывать «На цепях стальным там» явно не звучит а вот «на тросах стальных там осторожно привинтили» уже звучит. Просто во времена Пушкина стальных тросов не было, а фантазии на металлические веревки не хватило.

В общем все волшебные вещи из сказок это не вещи из далекой далекой галактике а чистая фантазия автора.

В качестве доказательства еще пример. Кто то в комментарии написал про рассказ в котором команда потерпевшего крушение звездолёта пустила на ножи сломанный микроскоп. Живут такие вынужденные колонисты на своей новой родине, дичают бедные, так как вместо того что бы разобрать звездолет на металл и переплавить в кузне на ножи топоры и вилки, они из этих обломков собрали волшебную пещеру Алладина, а сами бедные побираются микроскопами делая из них дрянные ножи. Почему дрянные, а очень просто, сходите завтра на шоппинг в магазин и посмотрите из чего сделаны современные микроскопы, 70-90% моделей из пластика и может одна –две модели из алюминия. Хорошие ножи получатся из таких микроскопов?

Или пример Поселок великого фантаста Кир Булычева, где команда искателей приключения отправилась к звездолёту высоко в горах за ништяками. И там героиня всю дорогу собирала брошенные консервные банки так как в поселке слишком мало микроскопов и ножи не из чего делать. По мне глупо. Не ужели на звездолете нет другого металла? (но я сейчас не о ляпах в книге).В нашей жизни при современной технологии уже начался переход от консервных банок к пластику и алюминию. А что будет через 50-100лет наши внуки и знать не будут о жестяных банках.

УРА мы наконец то нашли космический корабль. теперь у нас будет много пустых консервных банок :)
УРА мы наконец то нашли космический корабль. теперь у нас будет много пустых консервных банок :)

Просто если рассматривать эту фантастику с точки зрения года написания 70-80 годы автор и представить не мог что микроскопы и консервные банки можно делать из чего то другого кроме как металла, в моем детстве даже зубную пасту фасовали в металлические тюбики. А микроскопами и швейными машинками Зингер можно было забивать гвозди.

Так и со сказками люди сочиняли их с учетом того что видели вокруг, и для них голосовое управление было так круто что его вставляли во все сказки. Для них это было так же круто как сейчас у фантастов круто вставлять технологии нейроинтерфейса (встроенный комп в голову) с управлением мыслю. И все эти волшебные ништяки чистая фантазия точно так же как фантазия у современного автора про гипердвигатель или тахионная пушка.