Правильно ли приписывать себе достижения своего ребенка и отвергать то, что родители ответственны за проблемное поведение потомства?
Спойлер: не очень.
Что хорошего и плохого получают дети от своей семьи?
Расстройства личности и неврозы
Как известно, самое большое влияние на формирование клинического диагноза любого расстройства личности оказывает обстановка в семье и воспитание ребенка с 8 месяцев до 1,5 лет, на формирование невроза - с 3-х лет до подросткового возраста.
- Если в подростковые годы проявляются девиантные поведенческие особенности помимо некоторой агрессии и отвращения к семье и контролю (это как раз нормальные временные трудности, пубертат помогает человеку отделиться от семьи, чтобы вырасти независимым, сильным, самостоятельным) - проблеме чадо обязано своей семье.
Генетика
- Врожденные патологии, например, расстройства аутистического спектра, дети получают генетически.
- Также генами обусловлен тип темперамента, склонность к экстра- или интроверсии, внешность, ряд физических характеристик.
Стиль питания и образа жизни
- Если человек привык к здоровой еде, определенному уровню физических нагрузок, достаточной активности - его родителям можно аплодировать.
Решение трудностей
По поведению в проблемных ситуациях легко можно вычислить, подвергался ли человек гиперопеке, шеймингу, внушению чувства вины.
- Если ребенок способен самостоятельно справляться с неожиданными ситуациями, сложности не вызывают у него страха, его ум - гибкий, находчивый и активный, он не имеет проблем с трудоголизмом или прокрастинацией - это заслуга родителей.
Модель семейных отношений
Зачастую мать и дочь, отец и сын схожи в выборе партнера и поведении в отношениях.
- Родительскую миссию можно считать успешно выполненной, если чадо не состоит в абьюзивных, созависимых отношениях, умеет спокойно разрешать конфликты и непонимания со своим спутником, не имеет проблем с одиночеством и умеет общаться с противоположным полом без стыда и страха.